Глава 17. Кузница фанатиковОбщий вид Кабула (www.afghan-web.com)Основным центром деятельности молодых афганских фундаменталистов стал в тот период Кабульский университет. Подобно парламенту, он являл собой центр межплеменных и межконфессиональных контактов, поскольку из 3000 его студентов (на 1962 год) половину составляли выходцы из провинций. И, подобно парламенту, университет был эпицентром раздиравших общество противоречий. Собственно горнилом, в котором ковался современный афганский фундаментализм, стал уже упоминавшийся теологический факультет. Деканом его был интереснейший человек - Голям Мухаммад Ниязи, в свое время учившийся все в том-же университете Аль-Азхар и именно там попавший под сильнейшее влияние идеологии "Ассоциации братьев-мусульман". Кроме него преподавателями теологического факультета являлись также два египетских профессора и профессор из Индии. Последний, насколько известно, являлся верным адептом учения одного из крупнейших идеологов исламского фундаментализма XX века Саида Абдул Ала Маудуди и членом его партии "Джамаат-и ислами" еще с 40-х годов. Благодаря этим профессорам, а также местным исламистским деятелям, студенты получили доступ к переводам трудов Маудуди и Кутуба. Гульбеддин Хекматияр (Zoran Kozovac, JDW)Особую роль в распространении идей исламского фундаментализма в Афганистане сыграло сочинение под названием "Маджали-и шариат" ("Обзор шариата"), опубликованное руководством факультета. Уже в 1965 году его студенты организовали первую антиправительственную демонстрацию, на которой активно раздавали всем желающим брошюру, озаглавленную "Трактат о священной войне". В тот же период общественная деятельность стремительно растущего исламского движения проводилась под эгидой организации "Мусульманская молодежь" (МУМ), во главе которой стоял человек по имени Гульбеддин Хекматияр. Прочие структуры фундаменталистского движения функционировали подпольно, руководимые тайным Советом, под руководством уже знакомого нам профессора Ниязи. В 1970 году этот Совет принял решение направить деятельность всех подчинявшихся исламистам структур на активное распространение фундаменталистских идей за пределами Кабульского университета. Кроме того, в кратчайшие сроки должно было появиться максимально возможное число фундаменталистских ячеек в столице и провинциях. При этом одна из наиважнейших задач, поставленная Советом перед своими активистами, заключалась в вербовке неофитов в рядах вооруженных сил, особенно среди офицеров. Наконец, в 1972 году руководство исламистов решило, что подготовительный этап их деятельности успешно завершился и внесло изменения в общую стратегию движения. Отныне его главной целью (вместо провозглашенного ранее духовного возрождения общины) стал захват политической власти в стране. Согласно принятому уставу был избран президент движения. Им стал популярнейший профессор-богослов Кабульского университета, лидер группировки "Братьев-мусульман" (мини-копии одноименной египетской ассоциации) Бурхануддин Раббани, а его заместителем - Абдул Расул Саяф. Впоследствии оба они прославятся как герои войны против советских войск, превратившись в крупных деятелей международного фундаменталистского движения. Рупором для агитации, проводившейся организацией "Мусульманская молодежь", являлось печатное издание "Гахиз" ("Утро"), основанное еще в 1968 году. Не в последнюю очередь благодаря умело организованной информационной работе влияние исламистов по всей стране возросло в 1972-73 годах многократно. Особенным успехом их пропаганда пользовалась в среде провинциальной молодежи, выпускников средних школ, профессиональных колледжей и технических институтов. Параллельно росту влияния все резче становилась и критика фундаменталистов в адрес правительства и самой монархии. Частым явлением стали массовые демонстрации исламистов и их уличные столкновения с марксистами. В общей сложности в период с 1965 по 1973 год исламстами и их противниками было организовано по всей стране более 2000 демонстраций и митингов, естественно, не способствовавших снижению напряженности внутриполитической ситуации. |
НОВОСТИ
|