Глава 16. Подарок из КаираИстория, однако, распорядилась иначе, нежели на то рассчитывали в Берлине. Грандиозные немецкие планы похода на Индию потерпели крах после сокрушительного поражения на Волге и особенно после разгрома частей вермахта на Курской дуге. Теперь берлинским стратегам было уже не до вторжения в Центральную Азию, влияние германской разведки в Афганистане пошло на убыль, и многие ее агенты были при помощи советских "коллег" выдворены за пределы страны. Поддержка исламских экстремистов немцами, таким образом, прекратилась. Захир-шах Однако фундаменталистский ислам продолжал занимать ведущие позиции во внутренней афганской политике и даже развивался, несмотря на благие намерения Захир-шаха провести ряд чрезвычайно необходимых реформ - прежде всего в области образования, в экономике и в армии. В 1944 году правительство основало школу для изучения законов шариата, которая шесть лет спустя была преобразована в теологический факультет Кабульского университета. Именно тогда установилось прочное сотрудничество между данным учебным заведением и знаменитым на весь исламский мир теологическим университетом Аль-Азхар в Каире. Значение этого шага трудно переоценить, поскольку благодаря ему подготовка теологических кадров в Афганистане вышла на качественно иной уровень, а кроме того, установились гораздо более тесные контакты между афганскими и египетскими фундаменталистами. Последнее обстоятельсво, в свою очередь, позволило проникновение в Афганистан идей знаменитого основателя и лидера египетской "Ассоциации братьев-мусульман" Хасана аль-Банны, которые в местной ультраортодоксальной среде дали вскоре весьма обильные всходы. Дауд-хан (www.afghan-web.com) Между тем антиклерикально настроенная оппозиция перешла к более активной борьбе за свои идеалы, выступая с резкой критикой в адрес духовных авторитетов за их консерватизм и средневековый фанатизм. На этом фоне обострившихся противоречий в обществе в сентябре 1953 года к власти в стране пришло правительство Мухаммада Дауд-хана - двоюродного брата Захир-шаха и в прошлом командира кабульского гарнизона афганской армии. Своей наиглавнейшей задачей новый премьер считал модернизацию и укрепление вооруженных сил страны. А поскольку Пакистан, отношения с которым в тот период как-раз обострились из-за проблемы пуштунских земель, активно сотрудничал с США, официальный Кабул обратился за помощью к Москве. Ответ Кремля оказался положительным и очень скоро, в середине 1956 года, в Афганистан потекла рекой советская военная помощь - самолеты, оружие и амуниция. Затем в Кабульской военной академии появились говорящие по-русски преподаватели, а в армейских частях - советские же военспецы. При этом многие афганские офицеры отправлялись на обучение премудростям военной науки в Советский Союз. Одновременно с преобразованиями в военной области Дауд-хан принялся за проведение ряда далекоидущих реформ в экономике и системе общего образования. То, однако, был прямой вызов религиозной ортодоксии, открыто осуждавшей нового премьера за связи с Москвой. "Совет улемов", отношения с которым у Дауд-хана не сложились с первых же дней его пребывания у власти, организовал широкомасштабную антиправительственную кампанию, направленную на свертывание реформ. В пятничных проповедях мулл зазвучали гневные проклятья в адрес самого премьера и его ближайшего окружения. В ответ были репрессированы 50 ведущих духовных лидеров и развернутая ими агитация моментально прекратилась. В буквальном смысле слова разжиревшие при Надир-шахе улемы вовсе не собирались самолично сражаться за принципы веры против многочисленной, хорошо организованной и вооруженной армии Дауд-хана. В основном это было старое поколение клерикалов, которое после подобного позорного отступления потеряло всяческое влияние на дальнейшее становление и деятельность фундаменталистского движения. Кстати, совершенно аналогичный процесс несколько позже будет иметь место и в Египте, когда в 1966 году Насер казнит руководство "Ассоциации братьев-мусльман" и, в том числе, ее знаменитого идеолога Саида Кутуба. Как и в случае с египетскими фундаменталистами, в Афганистане инициатива полностью перешла к молодежи, которая, не удовлетворяясь деятельностью в традиционных структурах, приступила - не без египетского влияния, - к созданию многочисленных новых экстремистских группировок. |
НОВОСТИ
|