Реклама на сайте

Наши партнеры:

Ежедневный журнал Портал Credo.Ru Сайт Сергея Григорьянца

Agentura.Ru - Спецслужбы под контролем

© Agentura.Ru, 2000-2013 гг. Пишите нам  Пишите нам

Глава 14. Конец "золотого века"

Надир-шах (Afghans in Australia)

Короткий, всего четырехлетний, период правления Надир-шаха (с 1929 по 1933 год) сыграл огромную роль в современной афганской истории и отличался в первую очередь усилением исламского фактора во внутренней политике одновременно с беспрецедентным даже для Афганистана укреплением позиций духовенства. Именно при Надир-шахе основой законодательства стал шариат, а также был основан "Совет улемов" - "Джамаат-е улама", в обязанности которого входили законотворчество и контроль за выполнением религиозных предписаний всеми правительственными учреждениями. Активно контролировали на предмет религиозной благонадежности и население страны. Этим занималось специальное Министерство контроля - "Уазират аль-ихтисаб", особенно ревностно боровшееся с потреблением запрещенных в пищу продуктов и алкоголя. Начавшийся таким образом процесс превращения Афганистана в фундаменталистское государство завершился в 1931 году принятием новой конституции. Первая ее статья провозглашала официальной религией в стране суннитский ислам ханифитской школы (надо отметить - наиболее умеренной из всех четырех школ исламского законодательства). Государственное образование передавалось отныне в руки духовенства, избирательным правом наделялись исключительно мужчины. То был поистине "золотой век" афганской мусульманской ортодоксии, достижения которого уже в 90-е годы послужили моделью для идеологов движения "талибан". Однако он закончился совершенно неожиданно: 8 ноября 1933 года Надир-шах был убит. Это событие совпало с началом трагического периода в истории всего человечества: несколько ранее, в январе того же года, в далекой Германии пришел к власти новый канцлер Адольф Гитлер, а в марте японская армия завершила вторжение во Внутреннюю Монголию. В воздухе уже пахло будущей мировой войной, и расположенному в самом центре Азиатского континента Афганистану предстояло превратиться в арену столкновения интересов крупнейших держав. В свою очередь, подобное развитие ситуации не могло не оказать определенного влияния на местные клерикальные круги и, таким образом, на процесс формирования афганской версии исламского фундаментализма.