Реклама на сайте

Наши партнеры:

Ежедневный журнал Портал Credo.Ru Сайт Сергея Григорьянца

Agentura.Ru - Спецслужбы под контролем

© Agentura.Ru, 2000-2013 гг. Пишите нам  Пишите нам

Нужен ли Израилю "Натив"?

Интервью с председателем фракции ИБА Мариной Солодкиной

Наталья КАНЕВСКАЯ, Новости онлайн

 

Эмблемы "Натив" и "Исраэль ба-Алия"

В середине мая в кнессете состоялось закрытое заседание, на котором Цви Маген, руководитель "Натива" (Бюро по связям с еврейством стран СНГ и Балтии), огласил некоторые данные о состоянии репатриации. Председатель фракции "Исраэль ба-алия" Марина Солодкина обратила внимание Магена на тот факт, что "Натив" занимает двусмысленную позицию по отношению к алие, допуская произвольное толкование закона о возвращении. Это, по словам Солодкиной, "наносит ущерб престижу страны в глазах потенциальных репатриантов". 

По всей видимости, дружеские отношения ИБА с "Нативом" и секретность, которой окутана деятельность последнего, не позволили председателю фракции "Исраэль ба-алия" высказать более жесткую критику в адрес данной структуры. Не секрет, что "Натив", находящийся в ведении канцелярии премьер-министра, не просто официальная организация по стимуляции и осуществлению репатриации евреев из Восточной Европы в Израиль, но и хорошо налаженная спецслужба. Если бы Бюро по связям не имело каких-либо особых функций, властям нечего было бы ответить на вопрос: зачем же нужен "Натив", когда существует Еврейское агентство (Сохнут) и восточноевропейский отдел МИДа. Как известно, подобный вопрос не раз поднимался в прошлом. В 1992 году комиссия Декеля подала рекомендацию о полном разделении функций между "Нативом" и Сохнутом, а в 1993 году комиссия Хофи подтвердила наличие дублирования в деятельности двух этих структур. В российских СМИ неоднократно подчеркивались связи "Натива" с отечественными еврейскими олигархами. В отчете предыдущего госконтролера Мирьям Бен-Порат о деятельности "Натива" говорится, что эта спецслужба зачастую выполняла только дипломатические функции, таким образом, подменяя МИД, и как следствие, порой являясь помехой для работы последнего. Кроме того, пишет госконтролер, выявлены случаи, когда "Натив" выдавал израильские загранпаспорта ("дарконы") лицам, которые вообще не являлись репатриантами. Бен-Порат рекомендовала возложить все обязанности по выдаче документов на МИД и МВД.

По этому и ряду других вопросов мы обратились за комментарием к председателю фракции ИБА Марине Солодкиной. Прежде всего, она предупредила, что знает о работе "Натива" "со стороны", однако все же согласилась прояснить несколько моментов.

Н.К.: Какие в настоящее время отношения ИБА и "Натива"?

М.С.: Официально у нас хорошие отношения. Нельзя забывать, что при содействии "Исраэль ба-алия" нынешний председатель "Натива" Цви Маген был назначен на пост посла Израиля в России. При Нетаниягу в Россию хотели направить посла, который даже не знал русского языка. Мы этого допустить не могли. Своих послов у нас не было, но мы заявили, что Цви Маген был в России профессиональным дипломатом, владеет языком и подходит для этой должности. По окончании своей дипломатической карьеры Маген возглавил "Натив". Что касается существующих проблем, то, на наш взгляд, это проблемы контингента, с которым работают наша партия и Бюро по связям. "Натив" осуществляет всю работу по оформлению документов граждан, выезжающих на историческую родину. В последнее время мы заметили, что происходит нарушение закона о возвращении. Существует право внуков евреев въезжать в страну. Этим правом пользуются лишь один - два процента репатриантов. На практике же "Натив" и Сохнут изменили свою политику в этом вопросе, сделав въезд внуков евреев в Израиль невозможным. Непосредственное участие в таком блокировании принимает и МВД, попавшее под контроль ШАСа.

Н.К.: То есть, при "Исраэль ба-алия" закон исполнялся лучше?

М.К.: Мы, по крайней мере, пытались решить эту проблему, а ШАС ее решать не стремится.

Н.К.: Вы считаете, что в Израиль должны пускать любого, кто докажет свою связь с еврейством?

М.С.: Меня лично устраивает закон в его нынешней формулировке. В нем сказано, что право на возвращение имеют внуки евреев и их семьи. Мы обязаны принимать всех, кто подпадает под этот закон, но в действительности этого не происходит. С одной стороны, препятствия чинит Россия. Это можно понять. У них демографические проблемы, и им не выгодно выпускать из страны молодых людей. Но с другой стороны, въезду таких репатриантов препятствуют и наши власти. По всей видимости, МВД, возглавляемое представителем ШАСа, усилило контроль за деятельностью "Натива", а руководитель последнего проявляет излишнюю слабость. Я намерена написать частное обращение о том, что, отдавая подобные случаи на рассмотрение МВД, т. е. ШАСа, "Натив" позволяет торпедировать закон.

Н.К.: То есть, если бы этим занимался только "Натив", шансов на приезд в Израиль у таких людей было бы больше?

М.С.: Безусловно. Если бы "Натив" не занял позицию "беспорочной девы", все было бы по-другому. Нужно решить для себя раз и навсегда: выполняем мы закон полностью или нет. Делается множество ошибок, и происходят страшные вещи. Могу привести пример семьи грузинских евреев, которая уже проживает в Израиле. В Грузии у них остался один дедушка, грузин. Ему не позволяют сюда въехать даже в качестве туриста. Но при этом израильский консул в Грузии заявил, что при желании вся семья может вернуться обратно в Грузию.

Н.К.: Существует и много других примеров, когда сюда попадают люди, не имеющие никакого отношения к еврейству, а порой и ненавидящие Израиль. Может быть, все-таки необходимо проводить определенную селекцию?

М.К.: Мое личное мнение: остаются здесь только те, кто действительно хочет жить в этой стране. Согласна, есть случаи, когда люди хотят воспользоваться экономическими преимуществами Израиля, но, на мой взгляд, такие репатрианты долго здесь не задерживаются. Жить здесь совсем не легко, особенно когда человек приезжает без идеологической подоплеки, как говорится, с крестом на шее. Таким людям лучше ехать в Канаду, Америку или Германию. В Израиле им искать нечего. А тот, кто все же приехал, рано или поздно уедет. Какой ему смысл защищать эту страну и переживать за своих детей, когда можно преспокойно жить в других, более благополучных странах?

Н.К.: С одной стороны, "Натив", призванный содействовать алие, зачастую предотвращает приезд в Израиль тех, на кого распространяется закон о возвращении. С другой стороны, есть немало случаев, когда въехать позволяют людям, вообще не имеющим никакого отношения к еврейству.

М.С.: Надо заметить, что многие из таких историй - это миф. На самом деле, въехать в Израиль очень сложно. Вместе с тем, индустрия подделки документов безусловно существует. Некоторые даже считают, что это явление может превратиться в более массовую проблему. На самом же деле, и Россия выступает против выезда нелегалов, и в Израиле таких людей в конечном итоге ловят. Они начинают вызывать сюда родственников, по документам которых видно, что к еврейству они не имеют никакого отношения. Таким образом, нарушители себя обнаруживают. Как правило, тот, кто пытается нелегально проникнуть в Израиль, приезжает сюда по туристической визе и остается. "Натив" не имеет к этому никакого отношения, поскольку занимается исключительно желающими выехать на ПМЖ. Заслон нелегальным иммигрантам должен ставить МВД. К слову, мы имели возможность убедиться, что когда представитель партии ШАС занимал должность главы МВД, право на пребывание в Израиле зачастую предоставлялось за деньги*.

*(По данному вопросу никаких доказательств нам представлено не было.)

Н.К.: Зачем же нужен "Натив", когда существуют Еврейское агентство, МИД, МВД?

М.С.: "Натив" был создан исключительно для работы на территории Восточной Европы, которая была вообще закрыта. Раньше работники "Натива" проводили операции по вывозу еврейских активистов из тоталитарного СССР. Таким образом, специалисты этой организации приобрели весьма богатый опыт работы на постсоветском пространстве. Если заменить их работниками Сохнута, картина кардинально изменится. Мы считаем, что Сохнут, который работает не только на территории СНГ и Восточной Европы, но и в западных странах, совершенно не приспособлен к работе с евреями бывшего СССР. Руководящие должности в Сохнуте занимают люди, не говорящие по-русски и не знающие постсоветских реалий. В "Нативе" же этот критерий является решающим. В Бюро по связям прекрасно знают, где мог и где не мог родиться еврей, может ли у еврейки быть имя и отчество Анфиса Васильевна, может ли деревня Черная Грязь быть местом происхождения еврейской семьи, а на русском кладбище захоронена бабушка, родившаяся до 1917 года. Случаи подделки документов относительно редки; большинство репатриантов - это евреи и их семьи, и в этом большая заслуга "Натива".

Н.К.: В 1999 году в "Нативе" произошла смена руководства, и этот факт довольно широко освещался в прессе. Яков Кедми (Казаков) ушел тогда с должности руководителя организации, написав разоблачительное, по его мнению, письмо о премьер-министре Биньямине Нетаниягу.

М.С.: Мы искренне сожалели об этом. Якову на этой должности мы часто помогали. Мы со Щаранским даже вступили в конфликт с госконтролером по поводу отчета, касающегося работы "Натива" под руководством Казакова. Мы старались помочь ему остаться на этом посту. Затем Кедми фактически стал помощником Барака. После всего этого высказанная им критика в адрес Щаранского и "Исраэль ба-алия" была, по меньшей мере, неприлична. Даже если бы она была обоснованной, он должен был бы вспомнить, как мы кидались за него на амбразуру против отчета госконтролера, утверждая, что "Натив" - незаменимая для работы в СНГ и Восточной Европе организация. К сожалению, в политике благодарности редко дождешься.

Н.К.: И каковы, на ваш взгляд, были мотивы этой критики?

М.С.: Это была элементарная попытка продвинуться в политической иерархии. Занять, например, место Натана Щаранского, который тогда был министром промышленности и торговли. После провала господина Барака на выборах все эти планы провалились.

Н.К.: Еще Нетаниягу подумывал о том, чтобы упразднить "Натив"…

М.С.: Напомню, что Щаранский и Нетаниягу были очень дружны. И что именно в этом вопросе лидер ИБА был на стороне "Натива". Когда окончится большая волна алии, можно будет говорить о роспуске Бюро по связям или его слиянии с другими государственными структурами. Однако уже сейчас неприятно видеть, что закон о возвращении не выполняется в полной мере. Он, по сути дела, блокируется изнутри.

Н.К.: Кто-то не выполняет свои функции?

М.С.: Это происходит, потому что нынешний глава "Натива" не хочет ссориться с МВД, особенно когда оно находится в руках ШАСа. Так легче. Не нужно воевать и что-то доказывать.

Н.К.: Компетентные источники считают, что вся работа с восточноевропейским еврейством тормозится из-за постоянной борьбы между "Нативом", Сохнутом и МИДом.

М.С.: Там, как и везде в Израиле, ведется силовая и политическая борьба. Она была очень острой в период Кедми - Бург, когда первый возглавлял "Натив", второй - Сохнут. Должна сказать, это не идет на пользу дела. Что касается МИДа - в его деятельности восточноевропейское направление не является превалирующим. А могло бы быть. Очень важно, чтобы так и было. Министерство иностранных дел с трудом набирает квалифицированные кадры для работы в посольствах в крупных странах - персонал зачастую некомпетентный. Это особенно проявилось, когда нужно было освобождать заложников, захваченных чеченцами. Люди, которые непосредственно занимались их освобождением, сталкивались в наших посольствах с равнодушием, пренебрежением и даже агрессивностью. К сожалению, у нашего МИДа кроме американского направления есть только два других: арабское и европейское. Вместо того чтобы искать милости у Франции, которая плюет на Израиль, лучше бы укрепили отношения с Украиной, Белоруссией, Россией. Вместе с тем, все претендуют на главенство в этом огромном пространстве, не имея ни кадров, ни знаний. У "Натива", по крайней мере, есть кадры и многолетний опыт работы именно в этой сфере.

Н.К.: "Натив" приложил усилия по освобождению еврейских заложников на Северном Кавказе?

М.С.: Здесь все получилось очень интересно. Я столкнулась с полным нежеланием прилагать какие бы то ни было усилия, вплоть до того, что мне сказали: "Забудь о них". Так говорили почти все, кто мог реально помочь. Главными хотят быть все, а вот работать не желает никто!

Н.К.: В отчете госконтролера тем временем говорилось, что на территории СНГ "Натив" зачастую являлся помехой в работе МИДа.

М.С.: Могу сказать, что израильский МИД крайне безынициативен, и если "Нативу" и приходилось брать на себя какие-то дипломатические обязанности, то это можно понять. При том, что дел полно, и делаются они кое-как, МИД, Сохнут и "Натив" еще умудряются быть в напряженных отношениях. Лучше пусть будет двойная активность, чем вообще никакой, что, собственно, и происходило длительный период на территории СНГ.

Н.К.: Уже предлагалось объединить структуры трех этих организаций для большей эффективности их деятельности. Как вы относитесь к подобному предложению?

М.С.: Демократия сильна тем, что она не идет в одном русле. Даже при ухудшении отношений можно с одними порвать, а других оставить. Процессы, происходящие на постсоветском пространстве, очень динамичны, причем там до сих пор не исчезла и зараза антисемитизма. Поэтому, тот факт, что в работе на территории СНГ задействованы несколько инстанций, в данный момент не мешает нашему государству, а помогает. Я человек практичный, поэтому мне бы хотелось видеть объединение усилий этих трех организаций.

Материал подготовлен при содействии Михаила Фалькова.

Смотри также на "Агентуре":