Реклама на сайте

Наши партнеры:

Ежедневный журнал Портал Credo.Ru Сайт Сергея Григорьянца

Agentura.Ru - Спецслужбы под контролем

© Agentura.Ru, 2000-2013 гг. Пишите нам  Пишите нам

  


Предместья Парижа, ноябрь 2005 /
AFP/

Французская система борьбы с терроризмом

Подготовлен Исследовательским центром Agentura.Ru

Французские спецслужбы имеют давний опыт борьбы с террористами. В 60-х Франция оказалась перед лицом как левого, так и с правого терроризма из-за войны в Алжире. В 70-е новой угрозой стали теракты палестинских групп под идейным руководством Карлоса Шакала. В 1980-е французские спецслужбы столкнулись с серией взрывов, за которыми стояли террористические группы, финансируемые Сирией и Ираном. 90-е годы принесли новый виток алжирского терроризма, включая попытку 1994 года захватить самолет Air France и направить его в Эйфелеву башню. 

Разработка террористов

Во Франции борьбой с терроризмом занимаются: 

  • в национальной полиции -  дивизия по борьбе с терроризмом (Division Nationale Anti-Terroriste - D.N.A.T.) центральное управление общей разведки (DCRG) и центральное управление судебной полиции (DCPJ),
  • также в ее составе находится UCLAT - центр координации борьбы с терроризмом.
  • служба внешней разведки (DGSE),
  • служба госбезопасности (DCRG)
  • контрразведка (DST),
  • жандармерия (Gendarmerie) 

Кроме того, для проведения совместных антитеррористических операций могут привлекаться эксперты других организаций. В состав национальной полиции Франции входит дивизия по борьбе с терроризмом (Division Nationale Anti-Terroriste - D.N.A.T.), задачей которой является выявление и подавление террористической деятельности. D.N.A.T. координирует деятельность судебной полиции в части, касающейся выявления, локализации и задержании лиц, готовящихся совершить теракт на территории страны. В состав подразделения входят два специализированных исследовательских отдела по международному терроризму и сепаратизму. С 9 сентября 1986 г. их деятельность основывается на специальном антитеррористическом законодательстве, которое определяет терроризм как "индивидуальное или коллективное действие, направленное на грубое нарушение общественного порядка путем устрашения или террора". Основной задачей этих подразделений является выявление и пресечение деятельности структур тыловой поддержки террористических организаций на территории страны.

Судебная полиция (Police Judiciaire) в составе национальной полиции представляет собой основную структуру, контролирующую соблюдение законов, выявляет авторов преступлений на территории страны. В задачу Центрального управления судебной полиции (la direction centrale de la police judiciaire - D.C.P.G.), основной задачей которого является борьба с оргпреступностью, в том числе входит борьба с терроризмом и с его финансированием.

Центральное управление общей разведки DCRG, созданное еще в 1907 году, отвечает за общественную безопасность и безопасность политического режима. В борьбу с терроризмом эта структура включилась после создания ОАС в 1961 году (см. Досье на Секретную вооруженную организацию ОАС), тогда же были созданы ее региональные отделения. Только в 1995 году DCRG перестало следить за политическими партиями. В 2004 году основными задачами DCRG были названы борьба с терроризмом, теневой экономикой, а также уклонением от уплаты налогов.

В настоящее время координируют работу по борьбе с терроризмом во Франции более 700 человек центрального управления общей разведки (DCRG) и около 150 сотрудников Центрального управления судебной полиции (DCPG). На эти цели из бюджета выделено около 6 млн. евро. В DST около 40% персонала занимаются борьбой с терроризмом.

Координация и обмен информацией между DST, DCRG и DCPJ осуществляется в рамках деятельности Отдела по координации борьбы с терроризмом (L'unite de coordination de la lutte antiterroriste - U.C.L.A.T.) подчиняющегося генеральному директору национальной полиции. UCLAT - центр координации борьбы с терроризмом. Задачи: сбор и передача по назначению информации, связанной с террористическими угрозами, аналитическая работа, прогноз рисков и контроль обеспечения безопасности на массовых мероприятиях. Штат - 30 человек. Создан в 1984 году. Работает в контакте с соответствующими службами Германии, Италии, Великобритании, Испании, Бельгии, Голландии и США.

В мае 2002 г. по указу Совета Министров во Франции был создан Совет внутренней безопасности. Задачей Совета является определение направления политики внутренней безопасности и приоритетов. Он обеспечивает взаимодействие и координацию действий различных министерств, устанавливает целесообразность и адекватность предпринимаемых мер в области обеспечения внутренней безопасности, осуществляет контроль за законопроектами, касающимися общественной жизни. Совет подчиняется непосредственно Президенту Республики, в состав входят премьер-министр, министры внутренних дел, юстиции, обороны, экономики и финансов, бюджета и заморским территориям. В зависимости от решаемой задачи, в состав могут войти и другие министры. Совместно с другими управлениями министерства внутренних дел и Генеральным Секретариатом Национальной обороны Совет готовит и проводит заседания, принимает решения и следит в дальнейшем за ходом их реализации.

После избрания Саркози президентом Франции стало известно, что после победы на выборах он доверил ключевой пост генерального директора национальной полиции своему другу детства, 50-летнему Фредерику Пешенару. Ему поручено к концу сентября 3007 года подготовить план слияния двух, а может быть и трех, спецслужб, оказавшихся у него в подчинении: DST (контрразведка), RG (служба госбезопасности) и SDAT (антитеррористическое подразделение судебной полиции). Все три службы были переведены под одну крышу - в современное здание общей площадью 25 тыс. кв. м в северном пригороде Парижа Левалуа-Перре. Реорганизации должно помочь и то, что в конце июня директором DST стал Бернар Скарсини, который десять лет был вторым человеком в RG.

Преследование террористов

В 1963 году во Франции был создан квазивоенный трибунал под названием Le Cour de surete de l’Etat (суд безопасности государства). Эта судебная инстанция была создана вне обычной французской юридической системы. Хотя этот суд действовал достаточно эффективно, но само его существование выглядело достаточно противоречиво и было детищем голлистов. Франции недоставало нормальной законной процедуры, которую можно было бы использовать в дальнейшем в борьбе с террорризмом. 

Оппозиция в лице сенатора Франсуа Миттерана критиковала неконституционную передачу функций судебной власти исполнительной. Когда Миттеран и социалисты пришли к власти в 1981 году, они решили, что угроза терроризма снизилась, и отменили Суд безопасности государства. Однако в 1986 году, когда угроза терроризма стала очевидной, пришлось опять задуматься над разработкой юридической процедуры. В конце концов для преследования террористов была создана специальная законная процедура, которая стала частью законодательства Франции. 

В результате сейчас самое главное лицо в государстве по борьбе с терроризмом - это не глава DST и не министр обороны, а Специальный судья по вопросам борьбы с терроризмом Жан-Луи Брюгьер (Jean-Louis Bruguiere), который совмещает функции прокурора и судьи в суде высшей инстанции Парижа. Таким образом Брюгьер находится в самом сердце специализированной судебной системы по борьбе с терроризмом. 

Преступления, связанные с терроризмом, расследуются сейчас во Франции специальными силами полиции, обвинение представляет специальный обвинитель, а процесс проходит в обычном суде и ведут его обычные судьи. Полиция и прокуроры располагаются в Париже. Таким образом теракты по всей Франции и за рубежом, если они затрагивают французские интересы, расследуются в Париже, там же готовится обвинение. Этот процесс проходит через Министерство юстиции, виртуальный аналитический центр развединформации. 

Законность системы магистратов помогает сохранять им довольно высокую степень гибкости. Например, суды имеют возможность не только расследовать теракт, как только он был совершен, но и возбуждать расследование против групп, в отношении которых есть оперативная информация, что они вовлечены в террористический заговор. Они также имеют право допрашивать подозреваемых, инициировать расследование и предъявлять обвинение подозреваемым.

Действия во время террористических атак

Еще в 1978 г. в стране была разработана концепция плана Вижипират (Vigipirate). План "Вижипират" входит в список 40 возможных мер, предусмотренных французским правительством на случай различного рода кризисов. Его специфика - предупреждение террористических актов, кроме ядерных и воздушных, для которых существуют специальные планы ("Пиратэр" и "Пиратом"). "Вижипират" - это система мер, состоящая из нескольких фаз, применение которых определяется степенью реальности террористической угрозы. Предусматривается мобилизация полиции и жандармерии, с которыми могут взаимодействовать ВВС, ВМС и пехота. План Вижипират включает две фазы: простую и усиленную (Vigipirate simple и Vigipirate renforce). Вооруженный силы участвуют только во второй фазе плана.

План был применен в 1985 и 1986 гг., затем в январе 1991 г. (на четыре месяца), в период войны в Персидском заливе. В то время план был введен, но не переходил во вторую фазу. Он применялся также после взрыва автомобиля в Вийербане в сентябре 1995 г., после взрывов в метро (station Musee d'Orsay, Port-Royal) в 1996 г., в 1998 г. во время чемпионата мира по футболу, а также из-за войны в Косово, затем в 2000 на Корсике.

Реформы после лондонских терактов

После терактов в Лондоне правительство Франции приняло комплекс срочных мер по противодействию терроризму. "Правительство полностью мобилизовано на борьбу с терроризмом", - заявил тогдал премьер-министр Доминик де Вильпен. Был разработан специальный "Антитеррористический пакет", который, в частности, предусматривает усиление контроля телефонных звонков и электронной почты, а также активное участие в реализации плана Еврокомиссии по контролю над оборотом взрывчатых веществ. Министр внутренних дел Франции Николя Саркози заявил, в свою очередь, что в стране начинается "широкомасштабная операция по борьбе с экстремизмом, в рамках которой будет применяться процедура лишения гражданства против имамов, пропагандирующих насилие и фундаментализм". Глава МВД Франции также заверил, что из страны планируется систематически высылать тех, "кто не уважает французские ценности, не являясь гражданином Франции". Касаясь уроков, которые извлекла Франция из недавних терактов в Лондоне, Н.Саркози сказал о необходимости "большей жесткости в отношении тех, кто способствует вербовке молодых смертников". Он также заявил: "Это будет политика нулевой терпимости". Новый законодательный акт заменит прежний закон, принятый в 1995г.

Справка: Мусульмане Франции

Во Франции проживает от 4 до 5 миллионов мусульман при общем населении 60 миллионов. Около 60% французских мусульман имеют гражданство, большинство эмигрировало из Северной Африки, в основном из Алжира и Марокко. Они появились во Франции после Второй мировой войны и после гражданской войны в Алжире, бывшей французской колонии Франции. Большая часть мусульманского населения проживает в пригородах, которые были застроены после Второй мировой войны для временного размещения там рабочих-мигрантов. Французский Совет мусульманской веры (TheFrenchCounciloftheMuslimFaith) был создан в 2003 году с целью организовать общение между мусульманским сообществом и правительством. Организация имеет 25 филиалов и ее возглавляет имам Большой парижской мечети. Союз исламских организаций Франции (TheUnionofIslamicorganizationsofFrance) является другой могущественной организацией в стране, под прямымконтролем которой находится более 30 мечетей и под косвенным - 150-200. Хотя официально это отрицается, Союз исламских организаций Франции вдохновлятеся из Египта запрещенной организацией "Братья-мусульмане". Французское общество при этом остается секуляритивным, вспомнить хотя бы закон, запрещающий ношение хибжабов в школах и университетех. 33 % мусульман североафриканского происхождения безработные, при том, что средний уровень безработицы в стране 10,2 %. Французская ассоциация против исламофобии сообщает, что за неполный год (с сентября 2003 года по июль 2004) они зафиксировали 101 случай расовой дискриминации.

Источники:

Смотри также на "Агентуре":

Материалы Исследовательского центра Agentura.Ru: