Европейская система предотвращения терактовМатериал подготовлен Исследовательским центром Agentura.Ru Органы ЕС, отвечающие за борьбу с терроризмом:
В сентябре 2001 года на заседании министров юстиции и внутренних дел стран-членов ЕС в Брюсселе Великобритания выступила инициатором расширения полномочий Единой Европейской полиции - Европола - в борьбе с терроризмом. Среди предложенных британцами мер были - упрощение порядка экстрадиции лиц, обвиняемых в терроризме, введение строгого государственного контроля за банковскими операциями и предоставление неограниченного доступа к архивам интернет-провайдеров и телефонных компаний. Возможно, что предложение Великобритании стало ответом на доклад Европарламента, в котором говорилось о том, что Европейскому Союзу потребуется создать свои собственные спецслужбы, которые обеспечивали бы реализацию планов ЕС по формированию сил быстрого реагирования. Этот доклад был подготовлен по итогам проведенных Европарламентом расследований в связи с использованием Агентством национальной безопасности США системы электронного шпионажа "Эшелон". Причем в докладе Европарламент прямо предупредил Лондон о том, что Великобритания в свете интеграционных процессов в Европе не сможет в дальнейшем участвовать в совместной с США, Канадой, Новой Зеландией и Австралией системе взаимодействия спецслужб, а оказывая содействие США в ведении электронного прослушивания в Европе, нарушает тем самым пункт 8 Европейской конвенции по правам человека. Как известно теперь, Великобритания предпочла сохранить союзников по Эшелону, приняв участие в формировании из тех же стран англосаксонской оси по обмену развединформацией по террористам. Видимо, именно тогда и появилась осуществленная впоследствии идея о расширении прав Европола взамен отказа от единой европейской спецслужбы. Спустя три месяца, в декабре 2001 года на Лакенском саммите Евросоюза были сформулированы общие подходы европейских государств к проблеме борьбы с международным терроризмом. В документе было зафиксировано, что члены ЕС будут стремиться в рамках единой европейской политики в области обороны и безопасности создать необходимый потенциал для противодействия террористическим угрозам. В практическом плане достигнуто принципиальное соглашение по вопросам введения единого европейского ордера на арест (по инициативе Испании), пресечения канала финансирования экстремистских организаций и формирования списка террористических организаций, чья деятельность на территории ЕС должна быть запрещена. Однако спустя три года стало очевидно, что степень координации спецслужб внутри ЕС в борьбе с террором явно недостаточна. В результате 17 февраля 2004 года министры внутренних дел Германии, Франции, Испании и Италии договорились о созданиии коллективной системы безопасности четырех стран. Главы МВД предложили правительствам и парламентам своих стран несколько законопроектов, унифицирующих антитеррористические законы в этих государствах, причем образцом подобного законодательства считаются документы, разработанные во Франции и Испании. Сразу после мадридских терактов в марте 2004 года Австрия предложила создать единую европейскую спецслужбу по борьбе с террором. Австрия исходила из того, что европейская безопасность нуждается в едином аналитическом центре. Однако пять крупнейших стран Европы - Великобритания, Франция, Германия, Испания и Италия отвергли эту идею. Председательствующая в ЕС Ирландия поспешила напомнить об уже имеющем место наличии такого органа - Европоле, работа в рамках которого регламентирована межгосударственными соглашениями и по сути как раз и выполняет все те функции. В результате был найден компромисс - создать пост координатора по борьбе с терроризмом ЕС. Это решение было принято на экстренной встрече европейских министров внутренних дел сразу после терактов. В функции координатора вошли координация всей контртеррористической деятельности на территории единой Европы, в том числе вопросов разведки, обеспечения безопасности и контроля за финансовыми потоками. Однако по мнению экспертов Европейского стратегического центра по разведке и безопасности ESISC, средства, которые координатор получил в свое распоряжение, смехотворны и его миссия носит символический характер. Кроме того, практика единого европейского ордера на арест была внедрена только после Мадридских терактов. Летом 2004 года стало известно, что Евросоюз планирует до конца 2004 года законодательно закрепить, а до конца 2005 года осуществить на практике внесение в паспорта биометрических данных. В октябре 2004 года Европейская комиссия постановила создать специальный кризисный центр для борьбы с проявлениями международного терроризма в Европе. Однако впоследствии казалось, что это был лишь очередной образец бюрократического абсурда громоздких структур ЕС, так как постановление комиссии не содержало в себе положений по поводу финансирования и персонала новой структуры. Трудно ждать успехов от института без средств и сотрудников для реализации поставленных перед ним целей. Более того, по данным "Дойче Велле", специалисты подсчитали, что для достаточного экспертного и научно-исследовательского обеспечения борьбы с терроризмом в Европе необходим примерно миллиард евро. 27 сентября 2005 года Члены Европарламента в ходе пленарного заседания отвергли проект директивы ЕС о хранении данных электронной переписки и телефонных переговоров в целях борьбы с терроризмом. Европарламентарии посчитали, что данный шаг несет угрозу частной жизни европейцев. Властям стран-членов ЕС было предложено изучить данный вопрос и высказать мнение о необходимости легализации подобного рода практики. Проект директивы, внесенной на рассмотрение по предложению Великобритании, Ирландии, Франции и Швеции, предполагал обязательное хранение данных об электронной переписке, содержании интернет-сайтов и телефонных переговоров граждан стран ЕС в архивах сроком до трех лет в целях борьбы с терроризмом. ЗаконодательствоОтправной точкой к формированию специализированного антитеррористического законодательства послужил рост терроризма в Западной Европе, пришедшийся на начало 70-х годов. В итоге были созданы предпосылки для объединения усилий ряда европейских государств, в развитии внутреннего и международного законодательства в области борьбы с терроризмом. Ведущие западные государства: Англия, Германия, Испания, Италия, Франция - не только произвели структурные изменения в действующем законодательстве, но и приняли ряд специальных антитеррористических законов. Одновременно с началом работы по созданию антитеррористического законодательства в Западной Европе и США начала складываться так называемая "новая юридическая культура". Даже сами названия законов: "О чрезвычайных мерах" (Великобритания, 1973 г.), "О борьбе с терроризмом" (Германия, 1986 г.), "О срочных мерах по защите демократического порядка и общественной безопасности" (Италия, 1979 г.), "О борьбе с терроризмом и посягательствами на государственную безопасность" (Франция, 1986 г.), "О борьбе с терроризмом и применении смертной казни" (США, 1996 г.) говорят о том, какое внимание уделяют европейские государства и США этой проблеме. В последней четверти XX века были приняты и основные международные конвенции (Европейская конвенция по борьбе с терроризмом (Совет Европы, Страсбург, 27.01.77 г.). При этом Совет Европы отслеживает, чтобы борьба с терроризмом не нарушала права человека. В результате были приняты такие акты как Рекомендация 1550 (2002) и Резолюция 1271 (2002) ПАСЕ "Борьба с терроризмом и соблюдение прав человека", принятые 24 января 2002 года и "Основные принципы борьбы с терроризмом", утвержденные Комитетом Министров СЕ 15 июля 2002 года. Этот свод основных принципов является первым международным текстом в данной области и провозглашает 17 основных принципов, устанавливающих ограничения, которых должны придерживаться государства в борьбе с терроризмом и которые вытекают из международных документов, а также из судебной практики Европейского суда по правам человека. Наиболее значимые улучшения в правовой сфере борьбы с терроризмом связаны с работой Междисциплинарной группы по международной деятельности в борьбе с терроризмом (ГМТ). Данная группа представляет собой межправительственный комитет экспертов, созданный в 2001 году, главной задачей которого является определение приоритетных целей Совета Европы и изучение соответствующих международных документов Организации, в частности Европейской конвенции 1977 года о ликвидации терроризма. Эти задачи были реализованы в течение ровно одного года. 15 мая 2003 года был открыт к подписанию Протокол с поправками (СЕД №190) к Европейской конвенции от 1977 года о ликвидации терроризма. В этом Протоколе содержится несколько важных поправок к Конвенции:
Рабочая группа ГМТ также выделила 6 приоритетных направлений деятельности, одобренных Комитетом Министров в ноябре 2002 года:
Резолюция №1 о борьбе с терроризмом была принята на Конференции в Софии, 9 и 10 октября 2003 года. В данной Резолюци министры подтвердили свое намерение продолжать совместные усилия (особенно в приоритетных областях) по расширению борьбы с терроризмом и укреплению безопасности граждан в духе солидарности, а также на основе общих ценностей, которым неизменно привержен Совет Европы: верховенство закона, права человека и плюралистическая демократия. Кроме того, министры определили и другие возможные направления деятельности:
18 - 20 октября 2004 г. Комитет экспертов по терроризму (CODEXTER) Совета Европы рассмотрел предварительный проект Конвенции о противодействии терроризму - международно-правового документа, который призван закрыть имеющиеся пробелы в нормах, регулирующих вопросы борьбы с терроризмом. Кроме того, эксперты обсудили такие вопросы, как составление кратких справок о состоянии борьбы с терроризмом в государствах-членах, разработка новых документов о защите свидетелей и применению специальных оперативно-следственнных методов, защита жертв террористических актов и выплата им компенсаций, противодействие финансированию терроризма. 18 мая 2005 года на саммите в Варшаве Конвенция о противодействии терроризму была наконец подписана. Что такое CODEXTERМежправительственному Комитету экспертов - CODEXTER - поручено координировать и анализировать вклад Совета Европы в борьбу с терроризмом в правовой сфере, и в первую очередь в осуществление приоритетных направлений. Комитет экспертов CODEXTER одобрил разработку международных правовых норм для защиты свидетелей и лиц, сотрудничающих с органами правосудия, и в отношении специальных методов расследования. Комитет также провел исследования по понятиям "апология терроризма" и "призывы к террористической деятельности" с целью разработки международного инструмента в этой области. Помимо этого, Комитет CODEXTER предложил Комитету Министров Совета Европы способы обеспечения более эффективной защиты, поддержки и компенсации для жертв террористических актов. Кроме того, Комитет CODEXTER будет проводить анализ возможностей каждой страны в области борьбы с терроризмом. Комитет CODEXTER обсуждал значимость подготовки общей конвенций Совета Европы в области борьбы с терроризмом, и ему было поручено разработать один или несколько отраслевых правовых актов для устранения существующих пробелов в международном праве или для деятельности по борьбе с терроризмом. 18 - 20 октября 2004 г. Комитет экспертов по терроризму CODEXTER рассмотрел предварительный проект Конвенции о противодействии терроризму - международно-правового документа, который призван закрыть имеющиеся пробелы в нормах, регулирующих вопросы борьбы с терроризмом. Кроме того, эксперты обсудили такие вопросы, как составление кратких справок о состоянии борьбы с терроризмом в государствах-членах, разработка новых документов о защите свидетелей и применению специальных оперативно-следственнных методов, защита жертв террористических актов и выплата им компенсаций, противодействие финансированию терроризма. ПроблемыГлавной проблемой борьбы с терроризмом в Европе остается слабая координация между спецслужбами разных стран. Появление поста координатора по борьбе с терроризмом не решило проблему из-за небольшого объема выделяемых средств. В результате на первое место в этой борьбе вышла Единая Европейская полиция Европол. Однако, как и во многих органах ЕС, определение руководителя Европола превращается в бесконечный торг между ведущими странами ЕС (например, нынешний шеф Европола Макс-Петер Ратцель был назначен на этот пост спустя девять месяцев переговоров). Ссылки:Смотри также на "Агентуре":
|
НОВОСТИ
|