Реклама на сайте

Наши партнеры:

Ежедневный журнал Портал Credo.Ru Сайт Сергея Григорьянца

Agentura.Ru - Спецслужбы под контролем

© Agentura.Ru, 2000-2013 гг. Пишите нам  Пишите нам

  

Спецслужбы Чехословакии (советский период)

Система спецслужб до 1993 года:

  • Sbor Narodni Bezpecnosti -SNB- (Служба Национальной безопасности)
  • Verejna Bezpecnost -VB- (Служба Общественной безопасности)
  • Statni Bezpecnost -StB- (Служба Государственной безопасности)
  • Pohranicni Straz (Пограничная стража)
  • Protivzdusna Obrana (Управление охраны аэродромов)
  • Hlavni Sprava Rozvedky -HSR- (в составе Главного управления Генерального штаба)
  • Zpravodajska Sprava Generalniko Stab -ZSGS- (Управление разведки Генерального штаба)
  • Министерство внутренних дел контролирует все вооруженные силы безопасности в стране, исключая армию и части охраны тюрем.
  


Офицеры
SNB, 1948 г. Фото Finanzni Straz

Полиция в Чехословакии не называлась полицией, а тоже носила имя сил безопасности. Служба национальной безопасности включала силы Общественной и Государственной безопасности. Силы Общественной безопасности - это обычная полиция. Госбезопасность, бывшая Секретная полиция выполняла функции, аналогичные КГБ СССР. SNB была родом войск, организованным и обученным, но оснащенным как полиция, а не вооруженные силы - аналог российских внутренних войск. Пограничники подчинялись Министерству внутренних дел, но были созданы в 1951 году как отдельное ведомство под руководством Министерства национальной безопасности. Основные пограничные силы были развернуты на немецкой границе (по крайней мере с 1950), меньше внимания уделялось австрийской границе и границам с ГДР и Польше.

В начале 1990 года основное внимание уделялось трансформации контрразведки - Второго управления СНБ, которое возглавлял Алоиз Лоренц. В феврале 90-го приказом министра внутренних дел генерала Сахра пять управлений из шести были на время упразднены, а 3-е (военная контрразведка) перешло в министерство обороны. Уволенные сотрудники сдали оружие, их отправили по домам с указанием ждать вызова по телефону. Спустя четыре дня новым директором назначили Форманека, а Службу переименовали в бюро.

Бывший чехословацкий разведчик, уволенный после событий 1968 года, господин Форманек был вновь принят на службу и вместе со своей командой разработал первую концепцию чешских секретных служб. Начались проверки людей, которых уволили еще приказом генерала Сахра. Их разделили на три группы. Первым пришлось совсем уйти с государственной службы. Вторых перевели в милицию, общественную безопасность, и многие из них до сих пор там работают, главным образом в следственных подразделениях полиции. Третьи, оставшиеся, вошли в состав Бюро по защите демократии и конституции.

Форманек был директором с февраля до апреля 1990 года, когда разразился первый в новом ведомстве кризис. Его причиной стали допущенные с ведома Форманека люстрации в окружении президента, министра Сахра и в Федеральном собрании, где председателем комитета по обороне и безопасности был Ладислав Лис. Под давлением парламента Форманека вынудили уйти. Кризис разрешился следующим образом: заместителем Сахра стал Ян Румл, новый директор бюро. С этого момента в чехословацкие спецлужбы начали приходить люди из диссидентского движения. /Независимая газета 19.01.01 "Бархатная революция: десять лет спустя"/

Особенности люстрации в Чехии

"Охота на ведьм" или "Новый Нюрнберг" - так называли многие общественные деятели в Чехословакии (Чехии и Словакии) меры, предпринятые после принятия Закона 1991 года о декоммунизации, согласно которому бывшая коммунистическая номенклатура, сотрудники государственной безопасности и коллаборационисты увольнялись или понижались в должности. Президент Гавел вынужден был подписать этот Закон, предложив парламенту внести в него изменения.

Список лиц, сотрудничавших с коммунистическим режимом в 1948-1989 гг., включал 140 000 имен. Этих людей в течение 5 лет надлежало подвергнуть проверке. Лицам, принимавшим участие в подавлении прав и свобод (кадровым сотрудникам и агентам спецслужб, функционерам Компартии, политически руководившим госбезопасностью), на 5 лет запрещалось занимать ответственные посты в госорганах. В Законе устанавливались следующие основные правила ритуалов политического очищения:

  • запрещалось занимать любые важные государственные должности бывшим партийным функционерам, состоявшим в годы правления коммунистического режима на должностях выше определенного уровня, офицерам определенного ранга и всем работникам и добровольным помощникам служб безопасности;
  • подлежали чисткам лишь те лица, которые могли быть обоснованно обвинены в нарушении прав человека. Правительство было обязано представить доказательства их вины, а обвиняемые получали определенные процедурные гарантии, включая право на апелляцию;
  • подвергались процедуре люстрации все государственные служащие, занимающие определенные государственные должности или претендующие на эти посты.

Имена этих людей заносились в списки, направляемые в специальную комиссию Министерства внутренних дел. Комиссия в двухмесячный срок проверяла их по картотеке расписок о сотрудничестве в органах государственной безопасности Чехословакии. По окончании расследования людям выдавались особые справки, удостоверявшие, что их обладатели "СТБ-положительны" или "СТБ-отрицательны" (СТБ - наименование службы безопасности Чехословакии). Владельцы отрицательных справок сохраняли свои должности. Если кто получал положительное заключение, ему следовало немедленно уволиться со службы. Применение Закона в отношении засекреченных внештатных сотрудников СТБ - тайных осведомителей - осложнялось отсутствием достоверной информации о сотрудничестве.

Кампания люстрации возбудила беспокойство ряда международных организаций (Международной организации труда в Женеве, Нью-Йоркской Хельсинкской группы). Они осуждали сомнительную достоверность картотеки СТБ, невозможность на ее основе разделить людей по группам виновности, ненадежность процедур юридической помощи жертвам люстрации (включая слишком узкое право на апелляцию и не проведенное в жизнь требование к правительству брать на себя доказательство обвинений), вероятность выхода этой кампании за рамки одних лишь высших гражданских и военных должностей. В связи с резолюцией МОТ об отмене или изменении Закона о декоммунизации, поскольку он дискриминирует людей на основании их политических взглядов и исходит из концепции коллективной вины, 99 членов парламента проголосовали в 1993 году за то, чтобы направить этот Закон в Конституционный суд.

Стремление провести "моральную дезинфекцию" сотрудничавших с тоталитарным режимом лиц породило люстрационую лихорадку. Журналисты стали пользоваться архивом СТБ как библиотечным абонементом. / Виктория Бойцова, Любовь Бойцова "Люстрация в Центральной и Восточной Европе" /

В 2002 году в Интернете появился полный список сотрудников StB, насчитывавший 75 тысяч фамилий. С 4 октября 2005 года архивы StB открыты для всех желающих.  По данным властей Чехии, в открытые хранилища поступают документы за период 1968-1989 гг. Как отмечается, большая часть материалов касается деятельности чешских спецслужб против политических эмигрантов. При этом часть бумаг не будет раскрыта "по этическим соображениям". / Mignews.com /

Последний руководитель чехословацкой контрразведки - Алоиз Лоренц (шеф второго управления СНБ)

Лоренц в свое время был человеком влиятельным и неординарным, считался "своим" и среди верхушки КПЧ, и в Кремле, и, естественно, на Лубянке. Даже бывшие диссиденты признают, что он был одним из талантливейших людей в социалистической Чехословакии. Лоренц закончил два серьезных вуза, изобрел множество хитрых технических поделок, включая шифровальные системы для армий стран - членов ОВД. Он начитан и эрудирован. "Это супермозг", - так отозвался о бывшем шефе ГБ первый главный военный прокурор уже постсоциалистической Чехословакии Мирослав Кржиженецкий.

Именно при Лоренце был запущен механизм превентивных арестов недругов тогдашнего режима, что сейчас ему главным образом и вменяется в вину. Во второй половине 80-х годов, в расцвет горбачевской перестройки, когда руководство большинства соцстран металось в поисках новых методов поведения, а то и просто выживания, уже "немодно" было устраивать громкие процессы над диссидентами и отправлять их на длительные сроки в кутузку. Поэтому местные гэбэшники наловчились как бы "временно изымать" их из общественной жизни. Их препровождали за решетку без суда и следствия, всего на пару дней. Так ГБ поступала накануне, например, Дня прав человека. То же самое повторялось в канун визитов высоких гостей с Запада.

Накануне "бархатной революции", т.е. в ноябре 1989 года, возглавляемые Лоренцом органы госбезопасности провели операцию, ныне тоже инкриминируемую их шефу. В прямом смысле слова были пущены на ветер десятки тонн секретных материалов весьма взрывоопасных дел очень многих деятелей, причем не только чешских и словацких. Бумаги сжигались чаще всего в полях под Прагой, поскольку предназначенные для этого спецпечи просто не могли переварить такие объемы. Особо важные материалы в спешном порядке переснимались на микропленки. Здесь предполагается, что ныне они хранятся в архивах СВР в Ясенево.

Впервые за Алоиза Лоренца попытались взяться еще в начале 90-х годов. Свыше трехсот свидетелей дали тогда показания о преступных деяниях бывших гэбэшников. Более 20 тысяч страниц составили тома уголовного дела Лоренца. Но... наступил январь 1993-го, Чехия и Словакия стали самостоятельными государствами. Словак Лоренц поспешил принять гражданство Словакии и вскоре перебрался туда на постоянное жительство. Вслед за ним и все собранные военным судом в чешском городе Таборе материалы перекочевали "на реализацию" в Братиславу. Ну, а там "дело Лоренца" стало удивительным образом "распадаться". Через какое-то время в столице Словакии было объявлено о полном прекращении следствия. Общественность даже не проинформировали о мотивах этого решения, но они все-таки вышли на поверхность. Знающие люди рассказали о том, как без лишней огласки, но достаточно регулярно бывший главный гэбэшник федерации стал являться в Дом правительства Словакии, прямиком в кабинет премьера Владимира Мечьяра. /Независимая газета 29.06.00 "За приднестровские аресты придется ответить"/.

Наследники: