Реклама на сайте

Наши партнеры:

Ежедневный журнал Портал Credo.Ru Сайт Сергея Григорьянца

Agentura.Ru - Спецслужбы под контролем

© Agentura.Ru, 2000-2013 гг. Пишите нам  Пишите нам

Алжирский рассадник терроризма. Неожиданное предложение. Африканский плацдарм "Аль-Каиды". Тайные планы ЦРУ. Египетская доля.

/ Обзор от 19.7.2002 / Редактор ОБСВ Михаил Фальков

Наиболее любопытные события в интересующей нас области происходили в минувшие 7 дней в Северной Африке и на израильско-палестинском направлении. Особый интерес представляет развитие ситуации в Магрибе, который все больше превращается в зону столкновения интересов США, ряда европейских государств, Саудовской Аравии и Ирана. Чем активнее Вашингтон стремится покончить с зависимостью от Эр-Рияда и его союзников в энергетической области, тем стремительней разворачиваются события в Магрибском регионе. Франция, Испания, Италия и Германия, пытаясь удержать свои позиции, действуют все более решительными методами, а Саудовская Аравия и Иран интенсивно увеличивают тайную поддержку связанных с ними радикальных исламских организаций.

Именно в этом контексте следует рассматривать появление делегаций разведструктур НАТО в Алжире, Тунисе и Марокко, испано-марокканский конфликт из-за голой скалы в Средиземном море, а также активизацию исламистов в Алжире, африканское турне Муамара Каддафи и даже операции угандийских войск на юге Судана.

Более подробно о наименее известных из этих событий, и об общей подоплеке происходящего в этом обширном и стратегически важном регионе, читайте в сегодняшнем обзоре ОБСВ. 

Алжирский рассадник терроризма 

Эта страна по-прежнему остается в центре внимания западных и арабских спецслужб. Во многом это объясняется тем, что деятельность местных исламистов влияет на обстановку во всем регионе.

На уходящей неделе здесь продолжался кровавый беспредел исламских фанатиков. Только с 14 по 17 июля ими было уничтожено 19 человек, 4 их которых - дети, 2 - женщины, 6 убитых - военнослужащие. Еще 6 человек получили ранения. Таким образом, с начала текущего месяца от рук террористов погибли по разным данным от 80 до 110 человек, и более 120 были ранены. За первые же шесть с половиной месяцев 2002-го года число жертв исламистов перевалило за 800.

По данным алжирских спецслужб, инициатором нынешней волны террора явилась организация "Проповедь и священная война" ("Харакат аль-Дауа уаль-Джихад") Хасана Хаттаба, известного также по прозвищу "Абу-Хамза". Местные силовые структуры уже не первый месяц ведут беспощадную борьбу против его группировки, однако, до сих пор они не добились каких-либо ощутимых результатов. Правда, на этой неделе контртеррористическая деятельность заметно активизировалась. Руководству спецслужб и армейскому командованию сейчас необходимо продемонстрировать, что ситуация "находится под контролем", и предпринимаются все меры для обуздания исламистов. В результате в последние дни был уничтожен боевик одного из отрядов "Дауа уаль-Джихад", а еще трое человек, входивших в группу разведки другого отряда, оказались за решеткой.

Естественно, что столь скромные результаты носят лишь косметический характер и не влияют на активность Хаттаба. В настоящее время его боевики орудуют во многих областях страны, а центром их деятельности является провинция Бумердес, расположенная к востоку от столицы.

Между тем противостояние алжирских властей и исламистского движения сказывается и на ситуации в некоторых других странах Северной Африки, Ближнего Востока и отчасти даже Европы. Ведь две основные исламистские группировки этого магрибского государства (упомянутая "Харакат аль-Дауа уаль-Джихад" и "Джамаат исламия мусалаха", более известная по латинской аббревиатуре GIA) имеют обширные связи со своими единомышленникамив Ливии,Тунисе, Судане, Марокко, Египте, Иордании, Сирии, а также Пакистане и Афганистане. Более того, отделения обеих организаций уже почти два десятилетия функционируют в ряде европейских государств, из которых особенно выделяются Франция и Германия. 

Кстати, по данным Российского института стратегических исследований (РИСИ), сотни исламских боевиков в Алжире в 80-е, 90-е годы воевали в Афганистане, Таджикистане, Йемене и Боснии. Согласно же данным одной из ближневосточных спецслужб, некоторые активисты указанных организаций в период 1996-2001 участвовали и в военных действиях против федеральных войск на Северном Кавказе. Если же учесть, что алжирские исламисты в последние годы наравне с египтянами и саудовцами занимают лидирующее положение в международной организации "Аль-Каэда", становится ясно, что значение их нынешней активизации выходит далеко за пределы этого североафриканского государства. 

Неожиданное предложение

Не секрет, что ситуацию в Алжире внимательно отслеживаютспецслужбы многих субъектов Евросоюза, США и ряда арабских государств. Однако интерес, проявленный к происходящему здесь одной из стран Латинской Америки, кажется довольно неожиданным. Весьма странным представляется и тот факт, что событие, красноречиво свидетельствующее об этом, прошло практически не замеченным в российских и западных масс-медиа. Речь идет о визите министра энергетической и добывающей промышленности Алжира Шахиба Халиля в Перу. В прошлом он занимал пост президента ОПЕК, а сегодня является также председателем Алжирской государственной нефтегазовой компании "Сонатрак", которая занимает второе место по поставкам природного газа на мировые рынки. Приехав в Лиму 18 июля Шахиб встретился с президентом Перу Алехандро Толедо. В ходе состоявшейся встречи собеседники уделили особое внимание установлению тесного двустороннего сотрудничества в контртеррористической области. Согласно официальным перуанским источникам, речь шла непосредственно о двух экстремистских организациях, представляющих костяк неприменимой исламской оппозиции в Алжире: "Харакат аль-Дауа уаль-Джихад" и "Джамаат исламия мусалаха". Сообщается также, что "Алехандро Толедо предложил сотрудничество по обмену информацией в борьбе с терроризмом". При этом, источники в Лиме отмечают, что спецслужбы Перу "обладают богатым опытом в данной области, поскольку в 80-е, начале 90-х годов вели беспощадную войну с местными леворадикальными террористическими группировками".

Как известно, в последние два десятилетия Латинская Америка превратилась в один из мировых плацдармов многих исламистских организаций. Хотя лидирующее положение среди них занимают здесь ливанские "Хизбалла" и АМАЛЬ, а также группировки палестинских фундаменталистов, не обошли своим вниманием данный регион и североафриканские радикалы. Именно в местных мусульманских общинах они собирают крупные пожертвования на "религиозные" нужды своих соотечественников, а также контактируют с мафиозными картелями ливанского происхождения. Как следствие, сотрудничество с Перу позволит алжирским спецслужбам перекрыть многие каналы финансового обеспечения отечественных исламистов и значительно пополнить досье по их связям с зарубежными террористическими организациями.

Африканский плацдарм "Аль-Каиды"

Пока руководители алжирских спецслужб занимаются налаживанием связей со своими латиноамериканскими коллегами, международная организация Осамы Бин-Ладена и связанные с нею исламистские группировки постепенно превращают африканский континент в свой новый мировой плацдарм. Согласно источникам в разведслужбах Алжира, для этого широко используется опыт и связи членов "Аль-Каэды" североафриканского и ближневосточного происхождения. Помимо самого Алжира, активизация эмиссаров Бин-Ладена в последнее время отмечается в Мавритании, Чаде, Мали и Нигерии.

В этой связи указанные источники также отмечают, что в первой половине сего года на территорию Алжира через Нигерию тайно проник один из лидеров "Аль-Каэды" в прошлом действовавший в районе Персидского Залива. Обосновавшись на новом месте, он активно подключился к антиправительственной деятельности местной вооруженной исламской оппозиции. Эмиссар Бин-Ладена попытался выступить в качестве посредника между враждующими группировками исламистов, стремясь преодолеть давние разногласия и добиться их объединения под эгидой "Аль-Каэды".

По сведениям ОБСВ, организация Осамы Бин-Ладена располагает в Африке весьма обширной инфраструктурой, которая была создана еще в начале 90-х при участии спецслужб Ирана и Судана. В конце 1991 года было положено начало сотрудничества Тегерана и Хартума с целью распространения их влияния в Африке путем создания и поддержки подконтрольных им радикальных исламистских организаций. Особое внимание тогда уделялось иранскими и суданскими спецслужбами Сомали, Танзании, Кении, Чаду, а также Уганде, Бурунди и Заиру. На начальном этапе основная помощь оказывалась преимущественно немногочисленным местным группировкам шиитских фундаметалистов и выражалась в подготовке кадров на тренировочных базах Судана, а также в финансовой области. Впоследствии ирано-суданское влияние было распространено и на суннитских исламистских лидеров в перечисленных африканских странах. В 1992 году Тегеран и Хартум приступили к реализации плана по дестабилизации политической обстановки в этих государствах, с целью подорвать позиции правящих в них режимов и привести вместо них к власти мусульманских фундаменталистов. Особые успехи были достигнуты союзниками в феврале-марте того же года в Уганде и Кении, где исламисты организовали серию массовых восстаний, существенно подорвавших силы местных правительств. Хартум и Тегеран эффективно координировали свои действия, преследуя при этом общие цели. Так, например в Кении сотрудники суданских спецслужб курировали работу суннитских религиозных структур, в то время как их иранские коллеги "обрабатывали" экономическую элиту страны, состоявшую преимущественного из представителей племени оромо, через которых оказывалась финансовая поддержка шиитским фундаменталистам.

В тот же период к работе на африканском направлении суданской разведкой был привлечен Осама Бин-Ладен и его сподвижники. Они взаимодействовали в основном с Хартумом и почти не контактировали с иранскими спецслужбами. Вместе с тем, Бин-Ладен использовал сотрудничество с суданскими разведслужбами для распространения своего влияния на экономику ряда стран Восточной Африки. В результате ему удалось создать в данном регионе целую сеть крупных коммерческих компаний, а также стать совладельцем некоторых банковских структур и промышленных предприятий. Одним из главных представителей бин-Ладена в Африке в тот период был исламский деятель ливанского происхождения Мухаммад аль-Шариф. Он внес весьма существенный вклад в создание и развитие местной инфраструктуры "Аль-Каэды". В последствии, несмотря на усилия западных спецслужб, она сохранилась практически без изменений, хотя многие последователи Бин-Ладена действуют сегодня в условиях полной конспирации, а многие принадлежащие ему компании уже давно сменили названия или официальных хозяев.

Смотрите также: 

Тайные планы ЦРУ

По информации источников ОБСВ, в начале этой недели в Белом домепрошло совещание, посвященное ситуации на палестинских территориях, на котором особое внимание было уделено реформам силовых структур ПНА. В нем, в частности, приняли участие президент Джордж Буш, вице-президент Дик Чейни, министр обороны Дональд Рамсфельд, а также советник по вопросам нацбезопасности Кандолиза Райс и шеф ЦРУ Джордж Тенет. Колина Пауэлла пригласить на это совещание "забыли". В ходе него глава американской разведки выступил со специальным докладом о преобразованиях системы безопасности автономии. Отдельно он проинформировал собравшихся о состоянии и планах расширения сотрудничества ЦРУ со спецслужбами Египта, Израиля и Иордании в данной области.

По окончании совещания, Чейни проинфорировал одного из главных представителей израильского правительства о предстоящем визите в регион делегации ЦРУ, о чем тот, в свою очередь, сразу же сообщил ОБСВ. Согласно полученной информации, группу высокопоставленных офицеров американской разведки скорее всего возглавит сам Джордж Тенет или по крайне мере один из его замов. Планируется, что делегация прибудет на Ближний Восток приблизительно в последующие две недели, и в ходе своего пребывания в автономии ее члены "проведут переговоры с руководителями палестинских спецслужб, но не с Ясером Арафатом". Согласно тому же источнику, в качестве одного из главных собеседников американцы, скорее всего, изберутминистра внутренних дел ПНА Абеда аль-Разека аль-Ихью. Кстати, по сведениям источников ОБСВ на Западном берегу Иордана, на прошлой неделе он и глава Службы общей разведки Амин аль-Хинди, поддерживающий связи с Лэнгли еще с 70-х, тайно встречались с офицерами тель-авивской резидентуры ЦРУ. Детали прошедшей беседы нам, к сожалению, не известны. Однако 17 июля один из ближайших представителей израильского премьера сообщил ОБСВ, что "возобновление диалога с палестинцами мы и американцы допускаем лишь при условии смены руководства ПНА". По его словам:"Вполне приемлемым является вариант, при котором лидером автономии станет человек, имевший отношение к администрации Арафата, но не принимавший полномасштабного участия в ее деятельности". Кстати, Абед аль-Разек аль-Ихья занял должность главы МВД только в прошлом месяце, а до того, проводя большую часть времени в Аммане, практически не участвовал в работе нынешнего палестинского руководства.

Смотрите также:

Египетская доля

В последние дни еще больше активизировалась деятельность египетского руководства и спецслужб на израильско-палестинском направлении. В конце прошлой недели, по приглашению политического советника Хусни Мубарака Осамы эль-База, Каир посетил израильский министр транспорта Эфраим Снэ, занимавший в прошлом должность заместителя начальника Генштаба АОИ (Армии обороны Израиля). По окончании его переговоров с представителями египетского руководства, глава Службы общей разведки (СОР) Омар Сулейман аль-Рифаи позвонил министру обороны Израиля Беньямину Бен-Элиэзеру и пригласил его приехать в Каир. 14 июля египетскую столицу посетил председатель израильского Кнессета Авраам Бург, который провел здесь встречи с Омаром Сулейманом и Осамой эль-Базом. Последний в беседе с Бургом в частности заявил, что "Египет не заинтересован в разрыве связей с Израилем, но, наоборот, в их укреплении".

15 июля в Александрии состоялась почти полуторачасовая встреча главы оборонного ведомства еврейского государства с египетским лидером. На ней обсуждались вопросы, связанные с реформой спецслужб ПНА, деятельностью "Хизбаллы" в Южном Ливане, а также участием иранских силовых структур в антиизраильских операциях этой организации. В ходе беседы Бен-Элиэзер передал через Мубарака послание сирийскому президенту Башару аль-Асаду. Оно в частности содержало предупреждение, что в случае если Дамаск не окажет давление на "Хизбаллу" с целью разрядить обстановку на израильско-ливанской границе, то Иерусалим будет вынужден принять ради этого собственные меры военного характера. Кроме того, министр обороны Израиля поблагодарил руководство египетских силовых структур за предпринимаемые ими усилия по пресечению контрабанды оружия в сектор Газа.

Вместе с тем главная тема переговоров в Александрии касалась реформ силовых структур ПНА, в частности, египетского участия в осуществляемых преобразованиях. Кстати, 15 июля с президентом Египта встретился и представитель Ясера Арафата, один из опытнейших палестинских дипломатов Саиб Арикат.

На следующий день состоялась телефонная беседа Хусни Мубарака и Ариэля Шарона, в ходе которой была достигнута договоренность о повторной миссии в автономию Омара Сулеймана аль-Рифаи.

Два дня спустя, 18 июля, министр иностранных дел Египта Ахмад Махер выступил со специальным заявлением, в котором содержалась более детальная информация о дальнейшем участии Каира в делах Палестинской автономии. Глава египетского МИД, в частности, выразил готовность своей страны "обучать" силовые структуры ПНА, выдвинув при этом условие полного отвода израильских войск с Западного берега Иордана. Махер также отметил, что "обучение" палестинских "силовиков" будет проводиться в каждом городе отдельно, после того как оттуда будут выведены подразделения АОИ. Согласно израильским правительственным источникам, речь идет о схеме, в соответствии с которой Израиль выводит свои войска из определенного района автономии, после чего ответственность за безопасность в нем переходит к спецслужбам ПНА. Их деятельность на местности будут контролировать сотрудники СОР Египта, они же будут оказывать активное содействие в борьбе силовых структур автономии с вооруженной исламской оппозицией.

Таким образом, египетская разведка наделяется беспрецедентными полномочиями, которых она не имела даже во времена полного контроля над сектором Газа до войны 1967 года. Получая уникальную возможность свободно действовать на территориях, ведомство Омара Сулеймана превратится в один из основных инструментов ближневосточного урегулирования. Как следствие СОР Египта будет играть на израильско-палестинском направлении даже более важную роль, чем до сих пор выполняло ЦРУ. Кроме того, реализация плана, оглашенного Ахмадом Махером, позволит египетской разведке обойти в этом регионе всех своих основных конкурентов (СОР Саудовской Аравии и Иордании, а также Министерство разведки и безопасности Ирана). Подобное развитие событий значительно укрепит позиции Каира в арабском мире, а также сделает его еще более ценным партнером по региональным вопросам для США, Евросоюза и России.

Смотрите также:

ЗАПАД - ВОСТОК Натальи Каневской
  • По второму кругу
  • Террористы против террористов
WEAPONSОБСВ Александра Когана
  • Исламский вектор Пхеньяна 
  • Турция стремится вверх 

Досье ОБСВ: 

Имад ал-Алами (член политбюро ХАМАСа, представитель этойорганизации в Сирии и Иране).

Наши партнеры:

"Арабский вектор" американо-туркменского проекта SIBNET

Интернет-сайт Sem40.ru