Спецы по пропагандеСценарий знаменитого фильма Михаила Ромма написали американцыИрина Бороган, Андрей Солдатов Из рассекреченного спецдонесения группы "зеленых беретов" из Афганистана от 10 октября 2001 года: "Сегодня мы бросили лошадей, и встретились с командиром моджахедов. Мы конфисковали транспорт и втянулись в общую колонну. Пока она выглядит как оборванная процессия, но настроение в Мазари-Шарифе триумфальное. Местные жители громко приветствовали и благодарили всех американцев. Нам машут, хлопают и одобрительно кричат даже женщины. ВМФ и ВВС США сделали прекрасную работу. Я очень горд моими ребятами, которые работали исключительно хорошо в очень экстремальных условиях. Я лично свидетельствую о героизме под огнем двух офицеров - из армии и ВВС, которые под артиллерийским обстрелом в 50 метрах от меня корректировали огонь прошлой ночью, ни разу не вздрогнув". На первый взгляд описание ликования местного населения при виде американских солдат ничего, кроме смеха вызвать не может: женщины им машут, нашли дураков. Врут самодовольно спецназовцы, отчитываются перед начальством. Если кого и может пронять американская пропаганда, то только самих американцев. Как утверждает Том Шенкер, обозреватель газеты "The New York Times" при Пентагоне, нынешний уровень информационного освещения конфликта со стороны военного ведомства выше всех похвал. А он знает о чем говорит, так как освещает военные конфликты с 1988 года. Другое дело - пронять декханина. Впрочем, это общий закон - пропаганда гораздо лучше действует на своих граждан, чем на противника. Наше пребывание в Афганистане - тому яркое свидетельство. Вся спецпропаганда в Афганистане осуществлялась так называемыми боевыми агитационно-пропагандистскими отрядами (БАПО). В их состав входили пара бронетранспортеров, машина с громкоговорителем и пара грузовиков с листовками или едой, лекарствами. Как рассказывают участники событий, агитпроп проводился весьма незамысловато. Обычно БАПО появлялся в селе, и агитаторы начинали раздавать продукты, лекарства и листовки, за которыми местные жители выстраивались в очередь. А в это время выходил офицер с громкоговорителем и хорошо поставленным голосом заводил: "Товарищи дехкане, в период развитого социализма" и прочую тарабарщину. Через пару часов после отъезда "красных" пропагандистов в селе появлялись несколько моджахедов с обыкновенным магнитофоном. Пара выстрелов в воздух - народ снова в сборе. Включался магнитофон, и декхане слушали записанное выступление известного муллы, где им в привычной манере разъяснялось, кто такие шурави, почему их надо убивать и т.п. При этом моджахеды могли быть абсолютно неграмотны, главное, чтобы батарейки не сели. Впрочем, сама структура спецпропаганды в нашей армии, или в терминологии США - психологической войны, вряд ли способствовала успешной работе. В 80-х отдел спецпропаганды существовал в рамках Главного политуправления, причем это были настолько ценные специалисты, что Генштаб выделял, к примеру, на всю военно-транспортную авиацию одного офицера спецпропаганды. Как сообщили "Версии" в Минобороны, в настоящее время отдел перевели в Главное оперативное управление Генерального штаба. Правда, это никак не изменило ситуацию. По нашим данным, сегодня в Чечне за пропаганду отвечает один человек на район, рабочее место которого располагается в местной прокуратуре. Видимо, наши военные в конце концов просто смирились с тем, что психологию врага все равно не понять. Американцы рассудили по-другому. Уловка-22В знаменитом фильме Михаила Ромма "Обыкновенный фашизм" есть следующий эпизод: автор иллюстрирует извращенную психологию нацистов на примере странного приказа фюрера. Согласно ему, немецкая женщина, проводив мужа на фронт, не должна отказывать в любви и внимании первому встречному солдату вермахта, и не рассматривать это как измену, поскольку фатерлянду нужны новые здоровые, сильные солдаты. И первая обязанность немецких женщин - таких солдат исправно рожать. Теперь выясняется, что Третий Рейх к распутству не призывал. Как стало известно из документов Управления стратегических служб (УСС - предшественника ЦРУ), недавно рассекреченных и переданных в Национальный архив США, приказ был ничем иным как пропагандисткой уловкой американцев. Барбара Подоски (фото Bostone Globe) Если верить расекреченным документам, ловкий трюк придумала Барбара Подоски, руководитель небольшой группы УСС, работавшей во время II мировой в Европе. Перед Барбарой и ее подчиненными была поставлена задача разработать меры по деморализации врага. Прежде чем что-либо предпринять, Барбара изнурительно, несколько дней подряд допрашивала немецкого военнопленного. Она хотела выяснить, чего же на самом деле больше всего боится солдат на войне. Оказалось, что для простого вояки мысль о том, что ему может изменить оставшаяся дома жена, страшнее вражеских бомб, увечий и смерти. На основании этого вывода, команда Подоски составила тексты поддельных листовок Вермахта, в которой немецким солдатам не только разрешалось, но и поощрялось иметь любую женщину. Например, одна из них гласила: "Не стесняйтесь. Ваша мать, жена или возлюбленная - только одна из нас. Мы думаем о тебе и мы думаем о будущем Германии". Трудно, конечно же, определить, насколько такие призывы подорвали дух немецких солдат, но фальшивки почти никто не заподозрил. Напротив, безнравственность немцев настолько потрясла мир, что Washington Post опубликовала огромную статью об этом. А спустя 20 лет Михаил Ромм вставил аналогичный эпизод в фильм. Из тех же рассекреченных документов следует, какой совершенно безопасный способ распространения антифашистских газет нашли американцы. Они придумали сбрасывать во время авианалетов союзников на немецкие поезда вместе с бомбами газеты, каждая из которых была упакована в почтовый конверт. Ведь после бомбежек сентиментальные и педантичные немцы тщательно собирали уцелевшую почту и заново отправляли адресатам. А благодаря телефонным книгам и работе разведки на немецких территориях, адреса на конвертах были подлинные. Дальнейший опыт спецпропаганды американцы нарабатывали в Китае, когда населению в листовках популярно объясняли, как испортить японский танк, помочившись в бензобак. Затем во Вьетнаме, когда над районом, где окопались вьетконговцы, барражировали самолеты с установленными динамиками, которые транслировали рев животных и плач детей. Самым, правда, удачным примером спецпропаганды остается война с Японией - там усиленно распространяли слухи, что война закончится применением "мощного, странного и необычного оружия". Что в конце концов и случилось. Глас РТР в пустынеНоу-хау в области листовок, придуманное американцами во Вьетнаме, когда на обороте агитки печатался пропуск для желающих сложить оружие и обещание выплатить деньги за него, прекрасно показало себя и во время войны в Персидском заливе. Тогда около 80 тыс. сдавшихся иракцев пришли в расположение американских частей с такими пропусками. Этот пропагандистский ход используется и сегодня в Афганистане. Кроме этого, американские пропагандисты на протяжении всей операции активно работают на территории страны в тесной связке с моджахедами. Французский эксперт Жан-Жак Сесиль, в недавнем прошлом аналитик военной разведки, 7 лет прослуживший в спецназе, заявил "Версии", что подразделения психологической войны США действовали вместе с Северным альянсом в качестве инструкторов и связистов начиная с октября 2001 года. "По моей информации, это 4-ая группа психологических операций, 193-е крыло Национальной Гвардии и 5-ая десантная группа спецопераций", - уточнил аналитик. Как ни странно, но концу ноября Россия тоже задумалась о пропаганде в Афганистане. Правда, решили на листовки не размениваться, а сразу накрыть всю страну мощным информационным потоком.4 декабря Сергей Ястржембский, помощник президента РФ по информационной политике, будучи в Душанбе, заявил, что в ходе беседы с президентом Таджикистана Рахмоновым они "пришли к мнению о важности налаживания российского телевещания на Кабул". Тем более что, как выяснил Ястержембский, "для этой цели вполне можно использовать один из таджикских ретрансляторов". Пески, заунывно поет муэдзин, дехкане вокруг костра, слушают Сванидзе… Иллюстрация с сайта www.khakasia.ru |
НОВОСТИ
|