Реклама на сайте

Наши партнеры:

Ежедневный журнал Портал Credo.Ru Сайт Сергея Григорьянца

Agentura.Ru - Спецслужбы под контролем

© Agentura.Ru, 2000-2013 гг. Пишите нам  Пишите нам

  Вся президентская рать

В рецензии на фильм "Враг государства" я писала, что мне лично известен лишь один фильм, где победа человека "со стороны" над спецслужбами не расценивается как киношная условность и абсолютная неприменимость к жизни. Я имела в виду блестящий фильм Алана Пакулы "Вся президентская рать". Объяснюсь.

Итак, фильм "Вся президентская рать", снятый в 1976 году. Просьба не путать этот фильм с американской же лентой "Вся королевская рать", получившей "Оскара" в середине 50-х, и с отечественным фильмом "Вся королевская рать" с Георгием Жженовым в главной роли.

Фильм посвящен Уотергейтскому делу. Скандал этот заключался в том, что во время избирательной кампании 1972 года в резиденции демократической партии США обнаружилась прослушивающая аппаратура - так правящий тогда президент Никсон надеялся быть в курсе того, какие строятся планы в партии, конкурировавшей с ним на выборах. Было абсолютно точно доказано, что "прослушка" велась с ведома Никсона. Главные герои фильма - два журналиста "Вашингтон пост", раскрутившие это дело, самостоятельно раскопав все доказательства и опубликовавшие свое исследование. Что привело к грандиозному скандалу и отставке Никсона. История эта была столь значимой для американцев, что о ней помнят до сих пор. Знают эту историю даже современные английские подростки. Именно по аналогии с Уотергейтом скандал с Моникой Левинскив США окрестили "Моникагейтом".

"Вся президентская рать" - пожалуй, ключевая картина для американского кинематографа 70-х. Наверное, те годы были золотыми для американского кинематографа. Режиссеры Стивен Спилберг, Стэнли Кубрик, Фрэнсис Коппола, Мартин Скорсезе сняли тогда свои лучшие фильмы. "Рать"" выдвигалась на соискание 8 Оскаров и получила 4 из них - за лучший сценарий, работу художника, звук и лучшую роль второго плана (ее получил Джейсон Робардс, сыгравший главного редактора "Вашингтон пост" Бена Брэдли). Лучшим фильмом года эту ленту не признали. А зря. Как и зря не дали Оскара за лучшую мужскую роль одному из парочки Хоффман-Редфорд (их даже не номинировали). Обидно даже, прежде всего за Хоффмана. Представьте ситуацию - маленький смешной уродец (Хоффман) переигрывает голубоглазого красавца-блондина, любимый типаж Голливуда (Редфорд). Тогда это было настоящей революцией для Голливуда. Не оценили.

А теперь об особенностях фильма. Он почти полностью документален. И, разумеется, абсолютно документальны главные его герои - опытный газетный интриган Карл Бернстайн (Дастин Хоффман) и молодой талантливый, простодушный, но обучаемыйрепортер Боб Вудвард (Роберт Редфорт). С одной стороны, непосредственно к спецслужбам фильм отношения не имеет. Даже к самому скандалу. За три часа всего фильма авторы даже не потрудились объяснить внятно, в чем, собственно, скандал заключается.

Сюжет в том, что журналисты узнают: каких-то непонятных людей нашли ночью в офисе демократической партии. И дело замяли так быстро, что стало ясно - что-то здесь не так. "Вашингтон-пост" - газета солидная, посему сразу про чрезвычайное происшествие писать не стала. Вместо этого главный редактор подрядил двух совершенно чуждых друг другу и даже не особенно знакомых друг другу журналистов с этим делом разбираться, самостоятельно расследовать это дело, опрашивать всех, кто что-то может знать. Это притом, что все остальные газеты хранят странное молчание, а платить за показания свидетелям в "Вашингтон-пост" не принято. Уж такова специфика газеты.

Это сюжет. А построение совершенно необычное. Большинство фильма -одни разговоры. Потому что репортеры ходят и опрашивают свидетелей. Во второй половине забавно наблюдать, как журналисты уже просто наблюдают, а скандал набирает обороты. Кажется, смотреть его скучно. На самом деле - интереснее некуда. И правдивее тоже.

Во-первых, показана работа если не спецслужб, то тех, кто пытается их переиграть. Для журналистов современности вообще стоит смотреть это кино с ручкой и бумажкой, отмечая методы работы профессионалов. Особенно удался допрос одной дамочки, работавшей секретаршей, уже не помню где именно, и бывшей малость в курсе, уже не помню, какого именно аспекта. Она очень хотела сказать правду и очень боялась это сделать. Имена и факты репортеры из нее выкачивали по буквам, из которых состояли слова в ее информации - перебирали весь алфавит, и если буква была правильной, она кивала или показывала большой палец. Эта сцена показана в течение 15 минут, а сам такой допрос велся, судя по намекам в фильме, часа три. И все это время журналистам главное было сохранить для нее комфортную внутреннюю обстановку, уверенность, что все будет в порядке. Труд адский, но у них все получилось.

Так что фильм, прежде всего, о методах работы. Да, журналистов, не спецслужб. Но журналисты то играют против спецслужб. И то, что они делают - это именно допросы, которыми и сотрудники соответствующих структур владеют в совершенстве.

И во-вторых. Режиссеру и сценаристу удалось найти фишку. Почему мы не верим фильмам, где случайные удачливые адвокаты и впечатлительные дамочки обходят профессионаловспецслужб? Потому что это невозможно. И дело даже не в уровне подготовленности противников. Просто обыграть спецслужбы для киношных героев-противников ФБР или ЦРУ означит уйти от преследования, от тюрьмы, от смерти.

А здесь по-другому. Журналисты у Пакулы немножко "нелюди". В том смысле, что им главное не уйти от преследования, а узнать факты и написать, именно в этом и заключается их победа. А это все-таки сделать легче, чем избежать поимки или смерти. Потому в победу двух репортеров в таком контексте и верится на все сто.

Наверное, эту фишку нашли случайно. В том смысле, что больше не находили. Потом, в 1993 году, Алан Пакула снял нечто, напоминающее "Рать" по задумке. Фильм "Дело Пеликан". О том, как молодая студентка-адвокат Дарби Шо раскопала компромат на администрацию белого Дома, успешно скрылась от агентов ФБР и ЦРУ, чтобы потом обнародовать добытые сведения в газете с помощью знакомого репортера. Пакула сделал все, чтобы фильм удался. Даже, купившись на модную политкорректность, сделал репортера Грея Грэнтема чернокожим. Да, фильм стал 105-й лентой в США, кассовый сбор от которых превысил 100 млн. долларов. Но ни один нормальный человек не поверил в то, что такое возможно, и эта лента пополнила ряды фантастических американских мифов о счастливом исходе борьбы со спецслужбами. Это было уже не то.

И еще нечто, что для меня очень важно. Почему этот фильм так воздействует на зрителя? Потому что помимо рассказа о специфике журналистского ремесла, авторам удалось убедить людей в одной простой вещи. Ведь от тоталитаризма и нарушения прав человека, чего в США боятся чуть ли не больше, чем спецслужб, Штаты тогда спасла случайность. И то, что нашу жизнь формируют не столько наши собственные усилия, а случайности, по-настоящему страшно.

Марина Латышева