17 мгновений весныЧто я лично могу сказать про этот фильм. Объективного - мало. Хотя бы потому, что это - мой любимый фильм. Любимым он стал после того, как я узнала некоторые тонкости процесса съемок, производимых с поистине Голливудским размахом. Одежда героям шилась по всей стране. Только Тихонову сшили 100 белых рубашек. Чтобы Штирлиц был безупречен. А профессор Плейшнер. За несколько часов до провала Евстигнеев начинает идти в Майнсе в Германии, затем смотрит на медвежат в Тбилисском зоопарке, доходит до Блюминштрассе и выбрасывается из окна в Риге. И все это не скрывается от зрителя. Ведь главное - не единство места. Как скажет потом в документальном фильме, снятом НТВ, Леонид Броневой: "Что за фильм? Пошел по коридору, что-то в трубку сказал". И все. Это фильм про разговоры. Даже не про разговоры, а про мысли. И если что авторам и удалось, так это озвучить работу человеческого мозга. Как скрипят мозги Штирлица, Мюллера и Шелленберга, действительно слышно. Чекист Исаев был придуман в 1965 году в Коктебеле, где тогда отдыхал 34-летний писатель и журналист Юлиан Семенов. В 1970-м были опубликованы первые романы из серии про Штирлица. Всего их было 15. Полное описание литературной жизни Штирлица можно найти здесь. Потом начали снимать кино. Да, наверное творения Семенова были социальным заказом. Ведь в 70-е активизировались перебежчики, и нужен был эталон, надо было что-то противопоставить перевербованным шпионам. Про Семенова потом говорили, что он был генералом КГБ. Его близкий друг Генрих Боровик уверен, что это ерунда. Да, Семенов общался с представителями КГБ, со многими даже дружил. Ко многим хорошо относился, а многие нужны были ему для работы. Прагматичным человеком был журналист, придумавший Штирлица. В любом случае, его "заказ" получился талантливо исполненным. Да к тому же, он получил возможность поработать с теми материалами, которые предоставили ему заказчики. То, что фильм впервые показал немца с человеческим лицом, и то, как трудно Семенову удалось пробить эту мысль, известно. Но все загадки этого фильма еще не разгаданы. Одно дело, когда добряком предстает охранник Гельмут, спасший радистку Кэт и ребенка. И совсем другое, когда веселыми симпатягами в фильме представлены Мюллер и Борман. Возможно, это не случайно. В среднем звене руководителей КГБ уже тогда курсировали слухи, что Мюллер работал на СССР, да и Бормана тоже в конце войны ухитрились перевербовать. Эта версия есть и в мемуарах Шелленберга. Вот это и есть настоящая связь искусства с жизнь, которой так недостает другим фильмам про разведку и разведчиков. |
НОВОСТИ
|