Сегодня 01.11.1995 Гибель 'Джулио Чезаре' - 'Новороссийска': рука 'черного князя'? Линейный корабль 'Новороссийск' - бывший итальянский линкор 'Джулио Чезаре' ('Юлий Цезарь'). В числе других 33 кораблей и судов был передан в начале 1949 года Советскому Союзу по репарации в результате раздела державами-победительницами итальянского ВМФ. 'Джулио Чезаре' строился в Генуе с 1911 по 1913 год и окончательно вошел в состав итальянского флота в 1914 году. В двадцатые и тридцатые годы линкор претерпел две модернизации, значительно повысившие его боевые возможности. Впрочем, довооружение 'Джулио Чезаре' значительно утяжелило корпус корабля, что ухудшило его остойчивость и непотопляемость. Последняя модернизация линкора была произведена уже в СССР, и к 1955 году водоизмещение корабля, переименованного в 'Новороссийск', составляло 20090 тонн, длина 186,4 метра, ширина 28,6 метра, а средняя осадка - 10,4 метра. Главные двигатели - два турбозубчатых агрегата мощностью 49800 лошадиных сил каждый, а также восемь котлов в пяти котельных отделениях - обеспечили ему максимальную скорость в 32 узла, весьма высокую для такого типа корабля. Линкор был оборудован оригинальной противоминной защитой системы Пульезо, прикрывавшей, правда, только среднюю часть его корпуса. Артиллерийское вооружение 'Новороссийска' состояло из десяти башенных 320-миллиметровых орудий главного калибра, двенадцати 120-миллиметровых орудий противоминного калибра, восьми спаренных палубных 100-миллиметровых орудий и четырнадцати 37-миллиметровых автоматических установок. Броневая защита бортов, палуб, артиллерийских башен и командных пунктов составляла от 120 до 280 мм. Экипаж - 1492 человека. Мощное вооружение и броня, большая дальность плавания, хорошая управляемость и скорость хода, высокая насыщенность высококлассной аппаратурой и техникой (особенно после модернизации в СССР) ставили линкор в один ряд с лучшими военными кораблями подобного класса. Необходимо сделать некоторые пояснения, напрямую связанные с трагической гибелью 'Джулио Чезаре' - 'Новороссийска'. Линкор был принят нашими моряками от итальянской стороны в феврале 1949 года во Влере (Албания), откуда и был перегнан в Севастополь. В Италии же военный флот традиционно являлся гордостью нации, а морские офицеры издавна входили в элиту общества. Для строительства военных кораблей в Италии наряду с государственными субсидиями широко привлекались и добровольные денежные пожертвования народа. Поэтому раздел итальянского ВМФ между державами-победителями был воспринят в Италии весьма болезненно. Сам процесс передачи судов от итальянцев новым владельцам проходил очень сложно. Дело доходило и до прямого саботажа. Особенно же остро реагировали националистически настроенные круги в Италии на передачу военных кораблей Советскому Союзу. Именно в СССР видели виновника всех бед страны. Кроме того, многие корабли требовали неотложного ремонта, который согласно межправительственному соглашению должна была произвести именно капитулировавшая сторона на своих верфях и заводах. Многими в Италии это воспринималось как чрезмерное репарационное требование. И поэтому вскоре в местной прессе начали раздаваться призывы сделать все, вплоть до актов саботажа и диверсий, и не допустить, чтобы над итальянскими боевыми кораблями развевались чужие флаги, в особенности советские... А нужно сказать, что возможности для диверсий у Италии имелись. Еще со времен 1-й Мировой войны большое внимание в Италии уделялось формированию подводно-диверсионных подразделений, способных выводить из строя и топить корабли противника. Именно таким специально подготовленным подразделением в ходе 2-й Мировой войны при ведении боевых действий на Средиземном море удалось достичь немалых успехов. В частности, в декабре 1941 года итальянские боевые пловцы - 'человеко-торпеды', высаженные с переоборудованной субмарины, которой командовал князь Боргезе, прозванный за свои темные дела 'черным князем', подорвали британские линкоры 'Куин Элизабет' и 'Вэлиент' водоизмещением по 32 тыс. тонн каждый, стоявшие в охраняемой гавани в Александрии. В дальнейшем Боргезе стал командиром специализированного корабельного подразделения - 10-й флотилии штурмовых средств, входившей в состав ВМС Италии и сохранившейся после его раздела, несмотря на запрет по мирному договору 1947 года. Ее часть в 1942-1943 годах, кстати, действовала в Крыму. В послевоенное время флотилия, которой после Боргезе командовал его соратник - капитан 1 ранга Биринделли, усиленно оснащалась самыми современными боевыми и техническими средствами для осуществления морских диверсий, опередив в этом другие страны. К середине 50-х годов в ее составе имелись новейшие сверхмалые подводные лодки, не имевшие аналогов в мире. Эти субмарины были способны осуществлять диверсии против кораблей и судов противника, где бы они ни находились. В район предполагаемых действий такие подлодки без труда доставлялись и военными, и торговыми судами. Не исключено, что именно диверсионные подразделения 'черного князя' поработали в Севастопольской бухте 29 октября 1955 года. .. 32.10.1995 Газета "Сегодня"