Золотой Рог (Владивосток) 08.08.2001 14 августа 2001 г Полиция без масок Законы разрабатывают сотни - лазейки ищут миллионы Беседовал Андрей БЛИНОВ. С некоторых пор налоговая полиция у всех на слуху - прежде всего из-за операции типа "масок-шоу". И это несмотря на полусекретный статус ведомства. Сотрудников ФСНП очень редко можно увидеть в форме. Впрочем, силовые акции - это лишь венец долгой и трудоемкой работы. О том, чем именно занимаются налоговые полицейские, в интервью "ЗР" рассказал начальник УФСНП по Приморскому краю Александр РОЛИК. - Налоговые преступления уже давно стали привычным атрибутом жизни. Особенно, те из них, что связаны с использованием наличного денежного оборота. Как продвигается борьба с "черным налом"? - Наличный оборот так или иначе "причастен" к большинству налоговых правонарушений. Как правило, везде, где занижаются объемы работ и выручки, в ход идут расчеты с помощью "черного нала". Чтобы показать размеры этой беды, я приведу всего несколько цифр. Даже по данным краевого комитета по госстатистике, за первое полугодие нынешнего года доходы. А по нашим сведениям порядок цифр совсем другой - вне налогового контроля обращается 10 млрд руб., то есть около половины всех доходов жителей края. В результате, налоговые платежи составляют всего 7% в структуре расходов населения. Вот вам и "задавлены налогами". Это первое. Второе. В развитых странах для вскрытия налоговых правонарушений широко используются косвенные методики. Налоговый полицейский или инспектор учитывает не только доходы, но и расходы. Если они не совпадают, значит, есть какие-то нарушения. И теперь уже не полицейский, а сам гражданин или руководитель должен объяснить, откуда взялись деньги на дорогостоящие приобретения. Наше же законодательство опирается на первичные документы. Это на заре рыночной экономики предприниматели действовали подчас нагло и грубо, например, могли просто не отразить полученную выручку. И для нас не составляло большого труда, узнав, где хранятся документы, просто изъять их и приобщить к делу. Теперь же целый штат бухгалтеров компаний скрупулезно следит, чтобы "белые" операции были точно отражены в отчетности, а следы "черных" тщательно вычищены из нее. Чтобы для налоговиков не осталось никакой зацепки, все задействованные в "грязных" операциях документы, если они вообще велись, обычно уничтожаются сразу после завершения сделки. Нужно заметить, что ФСНП в начале 90-х годов разрабатывала косвенные методики. Но, поскольку они были только в стадии обкатки и реального эффекта не давали, пришлось ими пожертвовать в угоду количественному росту возбужденных дел. Думаю, в скором времени в этом плане произойдут существенные изменения. Поскольку сейчас, в связи с реорганизацией органов налоговой полиции, перед нами вновь поставлены задачи по анализу правового поля и возможных схем уклонения от налогообложения, а также разработки мер по их пресечению. ДОСЬЕ "ЗР": С января по июнь 2001 г. Управление ФСНП по Приморскому краю перечислило в бюджеты всех уровней 833 млн руб., что на 64 млн руб. больше, чем за весь прошлый год. Было выявлено 279 нарушений налогового законодательства, ущерб от сокрытия или занижения объемов налогообложения составил 430 млн руб. Возбуждено 292 уголовных дела. За первое полугодие 2001 г. следственным отделом УФСНП по Приморскому краю завершено производство по 225 уголовным делам. Свыше 1000 человек привлечены к административной ответственности. А что касается наличного денежного оборота, то, добавлю, во всем мире с подобными нарушениями крайне трудно бороться. Для того, чтобы суд принял наши аргументы, по действующему сегодня законодательству нарушителя нужно поймать за руку на конкретной операции. И мы ловим, хоть это и очень трудоемкий процесс, не дающий, как правило, существенных вливаний в бюджет. Только в этом году возбуждено несколько дел, в которых фигурирует "черный нал", в частности, по фактам неперечисления в бюджет налога с продаж рядом частных предпринимателей и торговых организаций. - Если борьба с "черным налом" - это во многом вопрос ресурсного обеспечения полицейских, то вексельное обращение зависит от особенностей законодательства. Помогли ли вам последние изменения в нем? - Те изменения, которые вносились в последнее время, практически никак не затронули вексельную схему, широко используемую должниками. Суть ее в том, что предприятие-недоимщик, на счета которого выставлены инкассовые распоряжения, открывает так называемый "вексельный" счет и просит дебиторов переводить на него оплату за поставленную продукцию для последующего приобретения векселей. Поступившие средства обналичиваются физлицом, а затем сдаются в кассу предприятия или перечисляются на другой счет. Впрочем, несмотря на трудности мы все-таки добились некоторых успехов. Удалось выявить и доказать ряд случаев уклонения от уплаты налогов с помощью вексельных схем. А среди нарушителей известные в крае предприятия: "Дальзавод", "Теплиз", бывшее руководство "Пивоиндустрии Приморья". Им всем пришлось в полном объеме компенсировать выявленный ущерб. - А как насчет еще одного способа, который используют предприятия-должники, - расчетов через счета третьих лиц? - Это наиболее часто используемый способ. Так что у нас уже наработана достаточно продуктивная методика по его выявлению и пресечению. Примеров масса. Так, в июле прошлого года следственным отделом УФСНП было возбуждено уголовное дело в отношении руководства ОАО "Владивостокский фарфоровый завод". Предприятие имело задолженность перед Пенсионным фондом на 1,2 млн руб. и недоимку по налогу на пользователей автомобильных дорог - 1,5 млн рублей. Естественно, на расчетные счета предприятия налоговыми органами были выставлены инкассовые поручения. Тогда руководство начало проводить расчеты через третьих лиц. В итоге со счета одной компании - ЗАО "Орион" - были проплачены расходы "ВФЗ" на строительство квартир, другой - ЗАО "Фрегат-1" - расчеты с поставщиками фарфорового завода. - С вашей точки зрения, поможет ли новая редакция Закона РФ "О бухгалтерском учете" в пресечении самого распространенного налогового правонарушения - неотражения в бухотчетности объема выполненных работ? - Те изменения в плане счетов и бухгалтерском учете, что произошли в связи с введением в действие Налогового кодекса и ряда ведомственных нормативных актов, пока никак не отразились на практике занижения объема работ и, как следствие, налогооблагаемой базы, с чем мы обычно сталкиваемся в строительной отрасли, или товарооборота и выручки, что характерно для торговли. Единственное, повторюсь, бухгалтеры и предприниматели стали в последние годы гораздо более аккуратно скрывать следы "теневых" операций. Какие изменения в законодательстве могли бы изменить ситуацию? Думаю, что соблазн, как сейчас модно говорить, "минимизировать" налоги будет присутствовать всегда. Ведь и в процветающих западных странах с устоявшейся налоговой системой над разработкой способов законного снижения налогов работают целые когорты юристов, бухгалтеров, экономистов высочайшего класса. И также существуют аналоги нашей налоговой полиции. Из их опыта мы могли бы перенести к себе отсутствие повальной проверки предприятий. В странах с высокоразвитой экономикой предприятие может десятки лет работать, и его ни разу не посетит налоговый инспектор. Почему? Да потому, что на основе сложнейшего анализа показателей различных секторов экономики давно рассчитаны средние параметры доходности, соотношения своих и заемных средств и т.д. А соответствие отчетности этим параметрам - своеобразный индикатор, который показывает, что предприятие в основном честно отражает свою хозяйственную деятельность. Так что проверкам в первую очередь подвергаются те, кто резко выпадает из расчетных рамок. Думаю, и мы постепенно придем к тому же. Уже сегодня на контроль в первую очередь ставятся фирмы, подающие в налоговые инспекции "нулевую" либо убыточную отчетность. Более того, НК РФ предусматривает расчет налогооблагаемой базы методом аналогии. Ведь случаи, когда на предприятии вообще не ведется бухгалтерский учет, встречаются очень часто. Нашим специалистам порой по крупице приходится восстанавливать учет для того, чтобы провести проверку. Но даже без документов, подтверждающих факт сделки, при отсутствии бухгалтерского учета, мы все равно умудряемся доводить дела до суда - опираемся на данные встречных проверок, криминалистические экспертизы, показания свидетелей. - И последнее: сейчас много говорят о реформировании системы налоговой полиции России. Что реально изменится в стиле и способах работы полицейских, как это, по вашему мнению, отразится на предпринимателях? - Не так давно, 18 июля, новый директор ФСНП РФ Михаил ФРАДКОВ провел в Хабаровске заседание Совета руководителей территориальных органов налоговой полиции ДВФО, где определил наши дальнейшие задачи и основные пути реформирования службы. Если сказать кратко, то смысл реформы - в переходе от "масок-шоу" и силовых способов к интеллектуальным. В сторону повышения качества и глубины проработки способов совершения преступлений, с помощью которых финансовые средства выводятся в теневой оборот и вывозятся за границу. Ведь "беловоротничковую" преступность с помощью автомата не сломить. Но в то же время при возникновении необходимости, в том числе для обеспечения безопасности работы налоговых органов, мы по-прежнему будем использовать все предоставленные законом силовые методы воздействия. Хочу отметить, что в первую очередь наше внимание будет сосредоточено на тех сферах, где возможно нанесение государству ущерба в крупных и особо крупных размерах либо применяются изощренные способы сокрытия следов преступления. Действуя по анализу правового поля и криминогенной обстановки, вся оперативно-следственная деятельность полиции в конечном итоге будет направлена на создание таких условий хозяйствования, при которых выгоднее своевременно платить налоги, а не пускаться в махинации. Не нужно взывать к морали налогоплательщиков - необходимы соответствующие условия. Любые "поползновения" к нарушению законодательства должны стать экономически не выгодными по одной простой причине - к нарушителям будут применены самые жесткие меры воздействия. ДОСЬЕ "ЗР": Александр Иванович Ролик, генерал-лейтенант налоговой полиции. Год рождения - 1956. В 1978 г. закончил юридический факультет ДВГУ. Несколько лет работал в органах госбезопасности. В налоговой полиции - с декабря 1992 г. Возглавлял оперативный отдел УФСНП по Приморскому краю, затем был назначен заместителем начальника. С 1999 года - начальник управления. Под его руководством УФСНП по Приморью неоднократно признавалось лучшим в ДВ регионе, а по итогам 2000 г. вошло в пятерку лучших по всей России.