Российские вести 03.10.2000 40(1558) Полицейские, которые считают чужие деньги Что собой представляет Федеральная служба налоговой полиции России (ФСНП), каковы ее функции и задачи, по большому счету мало кто знает. Как и то, чем, допустим, отличается налоговая полиция от налоговой инспекции. Обо всем этом рассказывает корреспонденту "РВ" заместитель начальника Московского Управления ФСНП Олег Иванович ПРОЦКО. Если сравнивать нашу структуру с другими правоохранительными китами (МВД, ФСБ, МО), самое главное отличие - мы молоды, нам - 8 лет. Отсчет идет от 18 марта 1992 года; в этот день был подписан Указ президента о создании в структуре Госналогслужбы так называемого Управления налоговых расследований. В то время в это Управление прикомандировывались, согласно Указу президента, сотрудники других правоохранительных органов, а также МО. Спустя год Управление налоговых расследований было преобразовано в самостоятельную структуру - Департамент налоговой полиции. Был разработан закон о федеральных органах налоговой полиции, принято положение о прохождении службы в данной структуре. В 1996 году Департамент получил статус Федеральной службы налоговой полиции России. Постепенно ее функции расширялись, было создано даже самостоятельное следствие. То есть мы уже имели право в рамках Уголовного кодекса заниматься вопросами расследования. До этого проводилась лишь работа дознания: выявляли, смотрели, а потом передавали дела в ОВД, а они уже вели следствие до суда. Отличия нашей структуры от ныне существующего Министерства по налогам и сборам (в прошлом Госналогслужбы, Госналогинспекции и т.д.) - существенны. Министерство по налогам и сборам - это контролирующий орган, проверяющий правильность уплаты налога в бюджет. Если существует закон, значит определенные платежи должны вноситься в казну государства всеми, независимо от званий и регалий. Это понятно каждому, поэтому налоговых инспекторов все "любят". Налоговую полицию "любят" вдвойне. Наверное, потому, что люди не до конца знают наши функции. Налоговая полиция - это структура, которая занимается, согласно закону, выявлением, предупреждением и пресечением налоговых правонарушений и преступлений. Это основная наша внешняя задача. Есть и внутренние: обеспечение безопасности сотрудников налоговых инспекций и членов их семей, а также выявление фактов коррупции среди сотрудников Министерства по налогам и сборам. Соответственно, мы занимаемся оперативно-розыскной деятельностью, вплоть до возбуждения уголовного дела и последующей передачи его в суд. Но только в том случае, если выявлены признаки совершения налогового преступления. Для того существуют статьи 198 и 199 УПК. С апреля этого года было внесено дополнение в ст. 126 УПК: теперь в рамках оперативно-розыскной деятельности мы можем работать еще по 26 статьям, предусматривающим экономические преступления. Расширение наших полномочий связано, на мой взгляд, с тем, что руководство страны видит в налоговой полиции помощника в решении экономических задач. В 1999 году происходило ухудшение оперативной и экономической обстановки. В условиях продолжающегося кризиса усилился процесс криминализации отдельных отраслей экономики, таких как топливно-энергетический комплекс, строительство, транспорт, кредитно-финансовая сфера. В то же время оперативная обстановка в столице характеризовалась тенденцией к легализации незаконно полученных денежных средств и иных материальных ценностей, появлением новых методов уклонения от уплаты налогов и страховых взносов в государственные внебюджетные фонды. В налоговых органах Москвы состоит на учете свыше 720 тысяч юридических лиц, половина из них представляет "нулевые" балансы или вообще не сообщают сведений о своей финансово-хозяйственной деятельности. Постоянно выявляются организации, зарегистрированные по поддельным или украденным паспортам. Существенное негативное влияние на оперативную обстановку в сфере экономической деятельности оказывают организованные преступные группировки, действующие в г.Москве, особенно в топливно-энергетическом комплексе, кредитно-финансовой сфере, транспорте, в сфере оптово-розничной торговли, реализации и ремонта автотранспорта. Так, по данным исследований, ежегодный оборот нелегального (нелицензионного) рынка пассажирских перевозок в черте города составляет более 200 млн. рублей. В течение года в Москве продолжался рост криминальных проявлений во внешнеэкономической деятельности, которую осуществляют примерно 71 000 организаций и предприятий города. На Москву приходится практически половина поставок в Россию импортных товаров, 90 проц. сделок по топливно-энергетическим ресурсам, что во многом объясняет стремление преступных группировок внедриться в экономику столицы. Сложная оперативная обстановка по соблюдению налогового законодательства складывается также в пищевой, химической, перерабатывающей промышленности, транспорте, обороте подакцизных товаров, медицине, военно-промышленном комплексе, предприятиях связи, сфере страхования и других отраслях экономики. Анализ показал, что крупные суммы доходов скрываются от налогообложения фирмами, занимающимися торговлей сырьевыми ресурсами, строительством, а также в кредитно-финансовой сфере, оптово-розничной торговле, в развлекательном и туристско-экскурсионном комплексе. За 1999 год в результате оперативно-служебной деятельности подразделений Управления ФСНП России по городу Москве в бюджеты различных уровней поступило свыше 9,136 млрд. рублей, из которых в городской - 3,6 млрд. рублей. За первый квартал 2000 года проведено 819 проверок налогоплательщиков по соблюдению налогового и иного законодательства. По их результатам выявлено 690 нарушений, сумма вскрытого ущерба государству составила более 1,1 млрд. рублей, возбуждено 484 уголовных дела. В настоящее время Управление практически приступило к использованию информационных ресурсов организаций и ведомств для выявления признаков налоговых преступлений и правонарушений с использованием компьютерных технологий. Так, в результате обработки учетных данных о юридических лицах, не представивших отчетность в налоговые органы или сдавших нулевые балансы в 1999 году, и массива таможенных деклараций по экспорту/импорту грузов, выявлено 2610 организаций и предприятий, активно ведущих внешнеэкономическую деятельность. Данные предприятия в настоящее время проверяются подразделениями УФСНП на предмет правильности ведения ими финансово-экономической деятельности. Вверх