Регион-Информ. Политическая ситуация в регионах России. 30.11.2000 ВОРОНЕЖСКАЯ ОБЛАСТЬ Кому и почему неудобен Шабанов Следующий момент, из-за которого многим представителям местной элиты не удобен Шабанов, прямо вытекает из предыдущего и касается взаимоотношений, сложившихся за последние годы между губернатором и правоохранительными органами. Или силовыми структурами. Сегодня принято спекулировать на том, что силовики, якобы, как мы уже говорили, категорически не советовали Шабанову принимать на работу в администрацию области Вадима Суховерхова, Юрия Щепкина, Виктора Ситникова. Совсем недавно этот список пополнил нынешний председатель комитета по социальной защите населения Жуков. При этом в качестве аргумента всегда выдвигались (как правило, голословно) "папки с компроматом", говорилось о связях этих лиц с криминальными группировками, об их "левых" доходах и прочей незаконной деятельности. Повторяем, только говорилось, но не предпринималось никаких действий. Шабанов, между тем, силовиков всегда выслушивал, но поступал по-своему. Почему? Этот вопрос в контексте нынешней предвыборной ситуации выходит за рамки личных и рабочих взаимоотношений, сложившихся за последние годы между Шабановым и руководством ФСБ, Шабановым и Дементьевым и так далее. Дело в той политике, которую в последние годы проводят в Воронежской области правоохранительные органы и в частности - УФСБ. Это не просто политика. Это реальность, в которой, увы, мы существовали все эти годы и которая приобретет массовый характер в случае победы на выборах кандидата от правоохранительных органов. Речь идет о сборе компромата, на который в последнее время верхушка силовых структур бросила все свои силы и технические возможности. Понятное дело, что речь здесь в первую очередь идет о ФСБ, поскольку таковых возможностей у нее по определению гораздо больше. Многие скажут, что это одно из главных направлений работы "конторы". Да, если бы сразу после того, как в руках у правоохранительных органов оказались неоспоримые доказательства вины того или иного человека, начиналось бы следствие и дальше все развивалось бы по схеме, предусмотренной законом, да, если бы в свое время были доведены до конца дело по "Агроконтракту", которым руководил Владимир Дегтярев. По санаторию "Воронеж" в Ессентуках, который еще при Александре Ковалеве был куплен за огромные деньги, а сейчас область не в состоянии вернуть за него сотую часть потраченных средств. По домикам отдыха в Ялте, с которыми произошла аналогичная история и тоже, кстати, как и две предыдущих, еще при прошлом губернаторе. Где же, извините, результат?.. Вместо этого читаем про успехи в борьбе против наркомании. Чуть раньше читали про "дело Суховерхова". При этом наркоманов в городе сколько было, столько и осталось, а Суховерхова ждет оправдательное решение суда. Между тем, система работы наших силовиков сложилась следующая: после того, как накапливалось достаточно материалов на какого-то директора завода, предпринимателя или чиновника (не важно, "угодного" или "не угодного"), они не получали ход. Напротив. Методично откладывались "под сукно", превращаясь из обычных оперативных материалов в безотказно срабатывающее средство манипулирования человеком. В таком виде они могут лежать годами прежде чем наступит момент, в который им "выстреливать" точно в цель. Но это, простите, с законом не имеет ничего общего. Такая практика создает базу для процветания коррупции, для запугивания, для "повязывания" всех, и вся. Имея на руках компромат, всегда можно заставить человека сделать именно то, что от него требуется. Подписать какое-нибудь письмо вроде "Зовем во власть", возглавить предвыборный штаб того же "силовика", выступить с агитацией... Или дать денег столько, сколько нужно, и при этом не получить никаких гарантий, что они вернуться. Страх - вот главное содержание этой политики. Сбор и "умелое" использование компромата - профессиональный конек "силовика". Неправда, что кандидат не политик. Он изощренный политик. Достаточно вспомнить аресты в обладминистрации, ситуацию в муниципальном Совете, его своевременный альянс с Соловьевым, то, как сегодня он "подмял" под себя ВРГТРК заодно с его председателем... Можно представить себе, какие "современные" принципы управления воцарятся в области в случае, если этот виртуоз манипулирования заступит во власть. Все превратятся в рабов системы. Занимая пост губернатора и являясь первым лицом в области, Шабанов до сих пор этот процесс сдерживал. Иван Михайлович никогда в такие "игры" не играл. Он всегда придерживался только одного принципа: если у правоохранительных органов есть неоспоримые доказательства вины какого-то чиновника или руководителя, путь для их реализации существует один и он определен законом: следствие и суд. Если таковых доказательств нет или человека не привлекают к ответственности, значит, это не больше, чем обычная манипуляция, попытка силовых структур заставить губернатора играть по их правилам. Все деятели местного масштаба, страдающие комплексом неполноценности и неуверенности в себе, время от времени "окунаются" в Москву, дабы укрепиться духом в "высоких" кабинетах. Губернатор Иван Шабанов никогда не страдал синдромом повышенной зависимости от воли центра. Во многом благодаря этому Воронежская область относительно благополучно пережила все экономические и политические перипетии, случившиеся в России в последние годы. И сегодня в столице у Шабанова достаточно недоброжелателей. Чем же им вдруг (и вдруг ли) стал неугоден Иван Михайлович? Не будем терять времени даром и приведем выдержки из выступления Ивана Шабанова на 37-м внеочередном заседании Совета Федерации, которое состоялось 4 сентября 1998-го года. Все прекрасно помнят, каковы тогда были настроения в обществе, в том числе и по отношению к действующему президенту. Еще не отошли от последствий августовского кризиса. Продолжались смены правительства. Страна продолжала стремительно скатываться вниз. И вот в такой атмосфере Иван Михайлович Шабанов, тот самый Шабанов, которого в последние годы в чем только не упрекали, единственный из всех глав регионов России впервые открыто поднимает вопрос об отставке Бориса Ельцина. Цитата из стенограммы: "Предлагаю обратиться к Борису Николаевичу - я не сторонник простого "долой". Мы должны дать гарантии Президенту, побыстрее принять об этом закон и прямо попросить Бориса Николаевича о добровольной отставке". О чем может говорить такой поступок? Только о смелости. О гражданском мужестве. О государственности мышления. Но такова нынешняя жизнь, что смелость - смелостью, но недоброжелателей этим заявлением, в том числе - из сильных мира сего, Иван Михайлович себе приобрел достаточно. В том числе, и среди сотрудников администрации президента. Неудивительно поэтому, что некоторые из них сегодня дают "зеленую улицу" и лоббируют интересы "силовика". Вот вам и еще один пункт в том довольно обширном списке, кому и почему сегодня неудобен Шабанов. На том же заседании Совета Федерации Шабанов открыто заявляет о необходимости "пересмотра итогов приватизации. Установить государственный контроль над основными отраслями, обеспечивающими жизнедеятельность страны и населения - первейшая задача. С этого надо начинать". Именно после этого заявления на Совете Федерации в определенных структурах Федеральной власти Шабанову был приклеен ярлык "красного губернатора", а сама область занесена в так называемый "красный пояс". Тем не менее, именно эти пункты в качестве основополагающих вошли в нынешнюю предвыборную программу Ивана Шабанова. Прошло, в сущности, очень мало времени. Всего каких-нибудь два года. Новый президент, который имеет сегодня поддержку у населения, борется с, олигархами, восстанавливает властную вертикаль в государственных органах власти и во всеуслышание заявляете государственном контроле над базовыми отраслями. Сегодня все вышесказанное уже не рассматривается просто как заявления президента. Это - приоритеты направления государственной политики на ближайшие годы. Между тем, Шабанов о многом из того, что подается сегодня как "новые реалии", сказал еще два года назад. Таким образом, Воронежская область может с полным правом гордиться тем, что на ее территории уже несколько лет действуют те самые принципы управления, которые только сейчас заявляются как общенациональные российские принципы. Многие из первопрестольной, возможно, до сих пор не простили Шабанову смелости и принципиальности, проявленных им в августе 1993-го года во время знаменитого разгона Советов. Тогда Иван Михайлович открыто не поддержал ни один из пунктов пресловутого Указа президента №1400. Он сделал все от него зависящее, чтобы возникший конфликт разрешить мирным путем. "Молодой коммунар" (Воронеж), 30.11.00, "Кому и почему неудобен Шабанов", Маргарита Глотова (оплачено из избирательного фонда кандидата И.М.Шабанова) Воронежское телевидение "оккупировано" три с половиной месяца "В вашей газете я прочитал, что Шабанов выступил в Совете Федерации с резким заявлением. Не могли бы вы подробнее рассказать о его содержании. И почему воронежское телевидение ни слова не обмолвилось о нем? Прокудин С.И., Эртильский район". Предлагаем читателям полный текст документа. "Вынужден сделать нижеследующее заявление по поводу событий, происходящих в Воронежской области: 1. На протяжении последних двух лет правоохранительными органами и, прежде всего, отдельными руководителями воронежского ФСБ был проведен ряд арестных акций по отношению к работникам областной администрации. Как показало затем рассмотрение дел в судах, так называемое "Воронежское дело" оказалось не более чем фикцией. Так, арестованный бывший заместитель главы администрации области Суховерхов В.Н. находился в тюрьме более года. Суд назначил затем ему условное наказание, но и с этим решением он и его адвокаты несогласны. Однако под давлением работников ФСБ его дело не передается из областного суда в Верховный суд. Арестованный бывший заместитель главы администрации области Щепкин Ю.А. в тюрьме находился более 3-х месяцев. Судами различных инстанций полностью оправдан. Ему должны выплатить компенсацию в сумме около 400 тысяч рублей. Арестованный заместитель начальника отдела инвестиций администрации области Шилов Н.А. в тюрьме находился более 2,5 месяцев. При этом в тюрьму он был вывезен из больницы, из-под капельницы, где находился вследствие автомобильной аварии. Судом оправдан по всем статьям. 2. На трое суток арестовывались Ситников В.И. - заместитель главы администрации области, Орешин Н.С. - начальник управления делами администрации области, Казакова - работник финансового управления, Сорокин - депутат областной Думы. Подчеркну, все аресты сопровождались затем громкими заявлениями и угрозами со стороны руководителей ФСБ: "аресты еще будут", "кто следующий" и т.п. Областной администрации, главе администрации был нанесен огромный моральный, нравственный ущерб, в целом области - непоправимый экономический урон, особенно в части привлечения инвесторов. Все это делалось за 2 года до выборов главы администрации области с совершенно ясной теперь целью - вывести в кандидаты на эту должность действующего (!) начальника ФСБ. Объединившись с руководством Воронежского филиала Сбербанка России, они вовлекли в политическую борьбу работников органов, которым законом категорически запрещается участвовать в политической деятельности. 3. Воронежское отделение государственного телевидения ими полностью "оккупировано", на протяжении последних 3,5 месяцев с экранов телевидения льются потоки лжи и грязи в адрес главы администрации области. Люди возмущены подобным грубейшим нарушением их прав на получение объективной информации. Я ни в коем случае не связываю-все эти местные "подвиги" отдельных фээсбэшников с добрым именем ФСБ, руководителей его центральных органов, с администрацией президента Российской Федерации. Подобные действия, как бы от имени Кремля, бросают тень и на самого президента В.В.Путина, что, безусловно, оскорбительно и недопустимо. Прошу рассматривать настоящее заявление как официальное обращение к Генеральному прокурору Российской Федерации В.В.Устинову с просьбой принять безотлагательные меры по пресечению антизаконных действий отдельных руководителей Воронежского управления ФСБ, Сбербанка и телевидения". Кстати, данный текст одобрен Советом Федерации, в результате чего направлено письмо Егора Строева Генеральному прокурору. "Генеральному прокурору Российской Федерации В.В.Устинову Уважаемый Владимир Васильевич! Прошу рассмотреть обращение члена Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации И.М.Шабанова по ситуации, сложившейся в Воронежской области, связанной с действиями правоохранительных органов Воронежской области, прежде всего Управления ФСБ России по Воронежской области, по проведению ряда арестов работников областной администрации. Приложения: 1. Обращение члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации И.М.Шабанова от 24 ноября 2000 года №З.2 34/607 на 1 л. 2. Выписка из протокола заседания Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 24 ноября 2000 года №144/1 на 1 л. Е.С.Строев, председатель Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации". "Молодой коммунар" (Воронеж), 30.11.00, "Воронежское телевидение "оккупировано" три с половиной месяца", автор не указан Получите с процентами Кажется, об исходе губернаторских выборов уже можно судить более или менее определенно. Институт общественного мнения "Квалитас" 17-19 ноября провел в Воронеже измерение рейтинга кандидатов на пост главы области (опрошены 600 человек по репрезентативной выборке). Результат получился такой. За начальника УФСБ Владимира Кулакова готовы проголосовать 34,6% опрошенных. Главный его конкурент губернатор Иван Шабанов набрал всего 5,7%. В списке "Квалитаса" значились еще московский предприниматель Александр Гусев (1,8%), бывший директор "Воронежрыбы" Олег Давыдов (1,3%), президент областного фонда соцзащиты Владимир Ищенко (2,2%) и директор ООО "СБ" Сергей Шишлаков (1,5%). Двое последних, как недавно стало известно, больше не претендуют на губернаторство, зато зарегистрировались в качестве кандидатов проректор академии госслужбы Александр Огнев и председатель общественного фонда "Дело" Сергей Стародубцев. Но, поскольку они так же малоизвестны широкой воронежской публике, как и выбывшие, вряд ли эта замена окажет существенное влияние на рейтинговые показатели. 34,6% - это, конечно, много. Но, надо заметить, что еще больше людей не готовы отдать свой голос никому из упомянутых кандидатов: 26,5% затруднились с ответом и столько же - не намерены голосовать ни за кого из перечисленных. При таком раскладе, похоже, второго тура не избежать. По общему мнению, в нем нам предстоит выбирать между Кулаковым и Шабановым. "Квалитас" в ходе опроса предложил горожанам сделать этот выбор. И здесь генерал бьет губернатора: за Кулакова стоят 47,1%, за Шабанова - 9,5%. Ни за того, ни за другого не хотят голосовать четверть (25,1%) респондентов, а затруднились с ответом 18,3%. Напомним, что эти данные касаются только города Воронежа. Вполне вероятно, что в районах области картина несколько иная, хотя и вряд ли радикально противоположная. Если об исходе губернаторских выборов можно судить с большой долей ясности, то победителя выборов главы города угадать сейчас невозможно. По данным того же опроса "Квалитаса", два кандидата идут нос к носу: у мэра Александра Папина 24,6%, у торгпреда России в Украине Александра Ковалева - 24,1%. Остальные и близко не стояли: у директора школы На 73 Сергея Воробьева 3,5%, директора ООО "Брат" Сергея Федорова - 2,2%, зам. председателя облдумы Сергея Рудакова - 1,8%, гендиректора ООО "Колд-Грейд" Юрия Колягина - 0,5%, директора ООО "Купавых" Александра Купавых - 0,3%. А вот за гендиректора ООО "Славянский альянс" Владимира Бухонова - уникальный случай - не собирается голосовать никто из опрошенных - 0%. В этот список не попал депутат горсовета Василий Кочергой, который "записался" в кандидаты" в последний момент. Колягин и Федоров, как мы уже сообщали, кандидатами так и не стали. Ни за кого из перечисленных не намерены голосовать 19,6% горожан, затруднились с ответом 23,3%. В общем, схватка за власть в городе предстоит серьезная. Утешает одно - она-то уж точно пройдет в один тур. "Воронежский курьер" (Воронеж), 30.11.00, "Получите с процентами", Г.П. Начинается публичное обсуждение антикризисной программы Программа вывода Воронежской области из кризиса, о которой так много говорит воронежская пресса, постепенно обретает четкие очертания. 25 ноября состоялось обсуждение основных направлений программы, в котором приняли участие представители общественности, эксперты, а также авторы документа - ученые-экономисты, хозяйственники, а также кандидат в губернаторы Воронежской области Владимир Кулаков. По словам разработчиков программы, они специально предложили к широкому обсуждению только лишь основные направления, поскольку было бы несерьезно говорить о подготовке в сжатые сроки полноценного экономического документа. Кроме того, авторы проекта руководствовались еще одним аргументом: публикация главных направлений позволит широким слоям общественности Воронежской области внести свои предложения в наиболее важные блоки - экономический и социальный. А значит, данная программа станет по-настоящему народной. Изначально антикризисная программа разрабатывалась на основе пожеланий и наказов избирателей, полученных в ходе сбора подписей в поддержку Владимира Кулакова. Стоит также отметить, что Владимир Григорьевич сам принимал активное участие в разработке и составлении программы в части, касающейся вопросов управления и правопорядка. Более того, предложенный к обсуждению проект - основа предвыборной программы кандидата в губернаторы Владимира Кулакова. Основные принципы программы вывода Воронежской области из кризиса. Наша область, имеющая высокий промышленный и сельскохозяйственный потенциал, когда-то одна из богатейших в России, в настоящее время находится в бедственном положении. Мы живем хуже, чем наши соседи по Центрально-Черноземному региону, хуже, чем в среднем вся Россия. I. Характеристика и причины кризисного положения Воронежской области. По данным официальной статистики, продолжается угрожающая тенденция снижения уровня жизни населения области. За последние 4 года уровень жизни снизился на 23%, численность населения с доходами ниже прожиточного минимума за эти же 4 года достигла почти 40%. Продолжает ухудшаться демографическая ситуация уровень смертности у нас в 2 раза превышает рождаемость. Он выше, чем в среднем по России и ЦЧР. Доля убыточных предприятий области составляет почти 40%, в том числе в сельском хозяйстве - 67%. Мы не в состоянии обеспечить и наполовину даже имеющийся скудный уровень бюджетных расходов, полностью зависим от дотаций Федерального Центра. В то же время мы имеем потенциал выше среднероссийского. Основная причина столь бедственного положения - неэффективное управление областью, устаревшие административно-командные методы, отсутствие комплексных подходов к решению проблем. Как профессионала в области управления, знающего потенциал области и возможные пути его реализации, это побудило меня выдвинуть свою кандидатуру на должность главы администрации. II. Цели и основные задачи программы. Преодолеть кризис можно только общими усилиями. Разработка программы осуществляется видными учеными, хозяйственниками при самом активном участии общественных организаций и граждан области. Программа направлена на решение ключевых проблем, включает в себя перечень как быстрореализуемых высокоэффективных мер, так и стратегических проектов. Высокопрофессиональной командой ведущих специалистов области и России проработаны основные положения программы вывода области из кризиса, что позволило сформулировать реально достижимые социальные цели на ближайшие 4 года: - комплексное улучшение демографической ситуации (снижение смертности населения при одновременном увеличении рождаемости); - повышение в 1,5 раза по сравнению с сегодняшним уровня жизни населения, в том числе в 2001 году на 5%; - увеличение не менее чем на 25% численности населения с доходами выше прожиточного минимума, что соответствует уменьшению в 2 раза числа жителей области, живущих за чертой бедности, в том числе в 2001 году на 15%. Эти цели достигаются главным образом за счет решения следующих задач: - обеспечения условий и создания стимулов для развития промышленности, сельского хозяйства, строительства, сферы услуг (область обладает потенциалом, позволяющим увеличить валовой региональный продукт к 2005 г. в 1,5-2 раза, а к 2007 г. - в 2-3 раза); - повышения эффективности производства и роста зарплаты на предприятиях всех форм собственности с ежегодным сокращением за счет принятия антикризисных мер доли убыточных предприятий на 10-15%; - привлечения инвестиций на техническое перевооружение и модернизацию производственных фондов активных предприятий; - наведения порядка в управлении областью и профилактики коррупции. Успешное решение этих и других задач может быть осуществлено только на основе перехода к новым принципам управления при широком привлечении к управлению областью директоров предприятий и общественных организаций, при создании Координационного совета при губернаторе. Примечание: пожелания и добавления, касающиеся основных направлений антикризисной программы, все желающие могут передать авторам через общественные приемные Владимира Кулакова (тел.: 34-80-95, 34-80-96). "Воронежский курьер" (Воронеж), 30.11.00, "Начинается публичное обсуждение антикризисной программы", автор не указан Без революционных потрясений Первое публичное обсуждение основных принципов программы по выводу Воронежской области из кризиса, предлагаемой кандидатом на пост главы администрации Воронежской области Владимиром Кулаковым, прошло в минувшую субботу в Доме архитектора. Разработка программы ведется на основе анализа экономического, демографического, социального положения в области. В ней учитываются рекомендации ученых и специалистов, наказы избирателей, поэтому с полным правом программа может считаться народной. В окончательном виде программа может появиться не раньше февраля 2001 года, поскольку для ее серьезной проработки требуется и время, и наличие полной информации о социально-экономической ситуации в области. Ключевые моменты программы кандидата представили его единомышленники - ректор ВГТУ, доктор технических наук, профессор В.Фролов; доктор технических наук, профессор В.Ириков (г.Москва); доктор медицинских наук, профессор А.Фаустов; доктор технических наук, профессор М.Берколайко; генеральный директор ВМЗ, доктор технических наук А.Часовских; ректор ВГАУ, доктор сельскохозяйственных наук, профессор В.Шевченко. По словам В.Фролова, программа задает прежде всего вектор развития, указывает ориентиры. Выступления разработчиков программы меньше всего напоминали научный симпозиум. Это был диалог, в котором ученые и практики обозначали контуры программы и предлагали залу принять участие в дискуссии. Ведь даже у разработчиков существуют разные мнения по поводу тех или иных положений программы. Профессор М.Берколайко, к примеру, придерживается мнения, что бюджет области должен приниматься бездефицитным, чтобы не давать повода для его невыполнения. Директор ВМЗ А.Часовских считает, что мы не знаем реальных потребностей области, ведь исходить нужно именно от них, а не от доходной части бюджета. Только тогда у власти и производства появится стимул для успешной работы. Впрочем, они сходятся в одном: не так страшны большие расходы, как маленькие доходы. Как явствует из докладов, программа по выводу области из кризиса не предполагает революционных потрясений, от которых наш народ и так уже устал. Она предполагает переход к новым принципам управления, включающим в себя построение четкой вертикали власти, оценку деятельности аппарата управления по конечным результатам, переход от административно-отраслевых к программно-целевым принципам управления, использование современных информационных, маркетинговых, финансово-аналитических технологий. Принятие как быстрореализуемых мер, так и стратегических проектов. Впрочем, недостатка в хороших программах власти никогда не испытывали, а вот с реализацией их всегда были проблемы. "Посмотрите, обращал внимание собравшихся профессор В.Ириков, какая замечательная программа предлагалась ныне действующим губернатором в 1996 году, а что из этого получилось?! Она реализована с точностью до наоборот. Для ее воплощения в жизнь не хватило политической воли, твердости, желания навести порядок. Что особенно важно для Воронежской области - программа кандидата на губернаторский пост имеет явную социальную направленность, поскольку повышение эффективности производства предприятий, стимулирование их экономического роста, привлечение инвестиций преследуют цель: подъем жизненного уровня населения, комплексное улучшение демографической ситуации, сокращение разрыва в доходах между обеспеченными и малоимущими слоями населения". О социальном блоке программы кандидата докладывал доктор медицинских наук А.Фаустов. Его, разумеется, беспокоит состояние здравоохранения, но эту проблему, считает он, необходимо рассматривать в комплексе: "Необходимо срочно поднять нормативы расходования средств на медицинские нужды. Но не стоит забывать и о том, что здоровье людей только на 10 процентов зависит от качества медицинского обслуживания. Еще 50 процентов - от условий труда и питания, на 20 - от экологических факторов... Социальный блок должен стать для власти приоритетным. Ведь вложения в социальную сферу, как показывает мировой опыт, являются высокоэффективными долгосрочными вложениями и стимулируют развитие экономики не меньше, чем прямые инвестиции". "Главный ресурс Воронежской области - это ее черноземы. Возрождение экономики области немыслимо без возрождения ее села", профессор В.Шевченко говорил об этом, как всегда, афористично. Самые красивые проекты обречены на провал, если в них отсутствует финансовая основа. Такая основа у будущего губернатора будет, считает В.Кулаков, потому что нынешняя власть больше уповала на административно-командные методы управления, а меньше всего стремилась самостоятельно зарабатывать. Кулаков рассчитывает на внутренние резервы Воронежской области, а они есть. Достаточно вспомнить ситуацию с АЗС: только налогом с автозаправочных станций можно покрыть до трети бюджета области. Если сделать ставку на "точечное" инвестирование проектов, которые могут дать быструю отдачу, к примеру, производство материалов для стройиндустрии, перерабатывающие комплексы, - то можно будет быстро решить проблему пенсий и детских пособий. В той же Липецкой области, напомнил В.Кулаков, большую часть бюджета наполняет не гигант промышленности - Новолипецкий металлургический комбинат, - а сельхозпереработка. Особенностью программы В.Кулакова, подчеркивали выступающие, является то, что дна предполагает постоянную связь с народом. Командой губернатора должны стать не только его заместители, но и весь народ, вся Воронежская область. Только при консолидации всех здоровых сил можно будет достичь успеха. Именно эту мысль потом подчеркнул и В.Кулаков на пресс-конференции. Он понимает, какую ответственность берет на себя, и предлагает всем жителям Воронежской области включиться в работу. Сначала - при обсуждении ключевых положений программы, потом при ее реализации. Кулаков отдает себе отчет в том, что первые шаги его на губернаторском посту должны быть конкретными и результативными, ибо народ уже потерял веру в то, что власть способна что-то изменить, и нового удара он просто не выдержит. Быть губернатором такой области, как Воронежская, престижно, но и очень ответственно. "Воронежский курьер" (Воронеж), 30.11.00, "Без революционных потрясений", Алексей Ковалев (публикация оплачена из фонда кандидата на должность главы администрации Воронежской области В.Г.Кулакова)