Калуга Вечерняя (г. Калуга) 15.07.2000 О. НОВИКОВ ИГРА В "ПРЯТКИ" НА МИЛЛИОНЫ В предыдущем 26-м(481) номере "КВ" под рубрикой "САйТ" проинформировала наших читателей о сообщении пресс-службы Управления Федеральной службы налоговой полиции РФ по Калужской области о самом крупном задолжнике Пенсионного фонда в нашем регионе - ФГУП "Калугаприбор". Предприятии, казалось бы, крепко стоящем на ногах, имеющем целевое финансирование на модернизацию производства (речь идет о закупках новейшего высокотехнологичного оборудования на сотни тысяч долларов) от высших государственных структур; прекрасные разработки средств связи и теснейшие контакты с одним из столпов европейской и мировой промышленности - фирмой "Сименс". Речь шла о долге в ПФ РФ на сумму 4 млн. рублей. Однако эта информация была предварительной. На самом деле калужские прибористы задолжали нашим влачащим и без того скудное существование старикам 5,7 млн. Правда, после проведения сказалась г-жа Диева на подведении итогов работы комиссии за 1999 год), то взаимодействие с остальными внебюджетными фондами еще не налажено на должном уровне. Есть в этом плане и наши недоработки (просто физически пока не успеваем выполнять такой огромный объем работы). Однако буквально шестого июля на заседание комиссии были приглашены руководители крупнейших предприятий, и перед ними был поставлен вопрос, что называется, ребром. Думаю, что решение и этой проблемы вскоре сдвинется с места. Во всяком случае, нам, я думаю, удалось своей активностью убедить неплательщиков соблюдать налоговое законодательство, а не искать новые лазейки для уклонения от уплаты налогов... - Надежда Николаевна, значит, "лазейки" все-таки существуют? - К сожалению, схема сокрытий и нарушений достаточно отработана. Задолжники тратят средства на что угодно, только не на первоочередные выплаты в Пенсионный фонд!.. Но и у нас достаточно своих наработок и опыта (ведь не случайно я вначале показала динамику роста эффективности нашей работы вместе с другими подразделениями УФСНП по Калужской области в сравнении с прошлогодними результатами), рычагов воздействия на нерадивых налогоплательщиков. Нарушать меньше или больше не стали, а вот выявлять эти самые "хитрости" мы научились. По тому же Пенсионному фонду за шесть месяцев этого года по проведенным проверкам было возбуждено 50 уголовных дел. И если наши предостережения, меры административного воздействия не возымели должного эффекта, то проведение проверок с передачей следственным органам разоблачительных актов с дальнейшей передачей уголовных дел в суд отрезвляет многих горе-руководителей, возможно, не знающих, что по части II ст. 199 предусмотрено... "наказание до 5 лет лишения свободы с последующим лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет". Но незнание закона, как говорится, не освобождает от ответственности. Кстати, это тоже касается и физических лиц. Для них предусмотрена ст. 198 УК РФ "Уклонение гражданина от уплаты налога". По первой его части за уклонение от уплаты налога в крупном размере (более 200 МРОТ) предусмотрено наказание до одного года лишения свободы, по второй - в особо крупном размере (свыше 500 МРОТ) - на срок до трех лет. Есть у нас уголовное дело такого рода по предпринимателю Грачеву, не платившему налогов во все виды бюджетов аж с 1996 года на общую сумму 263 тысячи рублей... - И все же какими путями уходят от налогов наши крупные предприятия-должники? - По-разному. Если, скажем, предприятие на картотеке, то стремятся пропускать основные денежные потоки через кассу - наличными. Например, на птицефабрике "Калужской" задолженность на первое апреля составляла 4 млн. 268 тыс. рублей. Могла она быть погашена? Да! По акту нашей проверки... 15 млн. 764 тыс. рублей прошли через "подотчетных" лиц. Между тем, на расчетном счете выявилось 247 млн. Как расходовались средства? Вот только некоторые "позиции": 84 тыс. рублей - за оказание консультационных услуг, 75 тыс. - на жалюзи, 31,5 тыс. - на путевки, 10 тыс. - на спонсорскую поддержку, 150 тыс. - "Кондровской бумажной компании" и др. юридическим лицам... Кстати, о КБК разговор особый. Там вообще деньги из прибыли тратились на проведение предвыборной кампании генерального директора. Он - акционер и руководитель, ему решать, но сначала с долгами рассчитайся! Правда, после возбуждения уголовного дела, к марту г-н Глазунов и вверенное ему предприятие полностью, даже по текущим платежам, рассчитались. Во все "уровни" проплатили шесть миллионов... Стоило ли доводить ситуацию до возбуждения уголовного дела и суда? Провоцировать изъятие нашими структурами наличных из касс других предприятий? Или только силовые методы воздействия с нашей стороны уважаемы? Ну, что ж, силу мы свою, где нужно, показали. Давайте жить дружно! Уважать законы! В конце концов - совесть иметь. Ведь у тех же директоров, крупных владельцев движимого и недвижимого имущества, тоже, наверное, и престарелые родители, и малолетние дети есть. Никто же не требует сверхустановленного налоговыми нормативами и законодательными актами. Давайте уважать и себя, и людей обездоленных, своих сограждан, большинству которых - ох как несладко сейчас живется на нищенские пособия и пенсии, мизерные зарплаты. А то ведь доходит до абсурда. Задолжала, скажем, "Калугафармация" в Пенсионный фонд 800 тысяч. Как только прознали о грядущей проверке - погасили около полумиллиона. Значит, были деньги? Или СПК "Бебелево". Год строили торговый центр на свои средства (больше миллиона он хозяйству обошелся), а о Пенсионном фонде и не вспоминали... Вы думаете, у сельхозпредприятий все так плохо? При проверках выявляем миллионы, проходящие через кассу, но не через расчетные счета, стоящие на картотеке, как правило, по инкассовым налоговым поручениям. И все эти ухищрения только для того, чтобы вовремя налоги не платить, своих же ветеранов малоимущих и многодетных без гроша оставить? Сухиничский комбикормовый завод задолжал 388,4 тыс. рублей. Оплатили 31 тыс... Или возьмем строителей, такую организацию, как СМАО-7. За 1999-й год их задолженность составляла 577 тыс. рублей. Заработали - 3 млн. 419 тыс. Однако довели задолженность в апреле этого года уже до 1 млн. 022 тыс. Сейчас это дело на стадии расследования. Это все по вашему вопросу, куда и какими путями расходуются деньги... Сталкиваемся и с переводом средств в "дочерние" фирмы, дабы не отражать истинного положения финансовой состоятельности. Бывают примеры и другого порядка. ООО "Пластика" в Дзержинском районе задолжало в Пенсионный фонд 250 тысяч. Через его счета прошло 6 млн. 573 тыс. рублей. Так что вы думаете, заплатили вовремя? Нет! Зато выплатили дивиденды в размере 240 тысяч, выделили кому-то ссуду - 53 тыс., а три миллиона... "ушли" на хознужды, как то: "под отчет", на приобретение оргтехники, "представительские расходы", "за услуги" другим фирмам и фирмочкам (2 (!!!) млн.), еще 489 тыс. - на расчеты с подрядчиками и за аренду помещений для ... "родственных" предприятий. Некоторые умудряются "просто" дать взаймы тысяч 50-100 другой фирме или физическому лицу, дабы не отражать истинности своих доходов... Много проблем возникает, уж извините за тавтологию, с так называемыми "проблемными" столичными банками. Там наши неплательщики открывают счета-однодневки, якобы проплачивать задолженности, минуя, естественно, свои расчетные счета. Предъявляют потом в Калуге липовые платежки, но реально деньги ни в какие бюджеты и фонды так и не поступают! Или просто перекачивают средства, дабы уберечь их от нашего контроля до поры до времени, в такие же банки или "дочерние" предприятия... От автора. Скажем, у того же ФГУП "Калугаприбор" вдруг появляется фирма "Калугаприбор-связь", с которой отношения строятся, в основном, на взаиморасчетах. И именно в тот момент, когда поступают очень большие кредиты из федерального бюджета, при поддержке правительственных структур, практически на безвозмездной основе. Конечно, техническое переоснащение на сотни тысяч долларов - благо для любого калужского предприятия, но почему же нельзя сделать целевое расходование средств в таком случае абсолютно прозрачным? Или такое солидное предприятие, как "Калугаприбор", нуждается в каких-то приставках "связь" и не может обойтись без надуманных посредников? Знают ли рядовые работники этого предприятия, что по результатам проверки, кроме доначислений в сумме 5,7 млн. рублей в Пенсионный фонд, выявлены и другие, мягко говоря, нелицеприятные факты. Например, что за короткий срок некой московской фирме "Авуар" (юридические услуги) были выплачены "Калугаприбором" следующие суммы: 25 тыс., 24 тыс., 30 тыс., 12 тыс., 60 тыс., 82 тыс. и 89 тыс. рублей. А что же двое своих штатных юристов? Что за "услуги" такие они родному предприятию оказать не смогли? Может, директор Г. Игнатов рабочему люду ответит? Или, скажем, зачем надо было "Калугаприбору" приобретать потолки "Армстронг" за 35 тысяч, покупать сотовый телефон, автобус "ПАЗ" и новую "Волгу"? Выдавать кредиты до 100 тысяч рублей? Оказывать гуманитарную помощь на 10 тысяч, праздновать Новый год на пять тысяч рублей "Калугаприбору" не в тягость... В городе поговаривают, что к "Калугаприбору" есть и другие вопросы. В частности, почему на заводе - режимном предприятии! - происходят какие-то странности с мазутом для котельной, непонятные фирмы клепают на территории сейфы, занимая помещения фактически за дармовую арендную плату?.. Неужели "Калугаприбор" так богат, что может себе все вышеперечисленное с легкостью позволить? Разве что КРУ этим займется более тщательно? Или столичные и областные власти озаботятся... А пока мы вновь передаем слово Н.Н. Чиркиной. - Мы свое дело делаем, долги в Пенсионный фонд взыскиваем. На данный момент поступила задолженность 36,5 млн. рублей. Однако те руководители, кто еще собирается играть с нами в прятки, пусть не тешат себя надеждой, что им удастся уйти от нашего контроля. Как говорится, сколько веревочке ни виться, а конец будет... Налоговые полиция и инспекции не дремлют... - Надежда Николаевна, вы отметили, что по результатам проверок отдела практически в трех из четырех случаев возбуждаются уголовные дела. Однако что-то не слышно о громких судебных процессах над "уклонистами" и злостными налоговыми неплательщиками... - А мы и проверяем, в основном, те предприятия, где нарушения налогового законодательства, по нашим оперативным разработкам, имеют уголовно наказуемую перспективу. А то, что далеко не все уголовные дела доходят до суда - вполне объяснимо. Статья 7 Уголовно-процессуального кодекса подразумевает освобождение от уголовного преследования подследственного, если тот искренне раскаялся в содеянном не по злому умыслу и полностью возместил материальный ущерб потерпевшему или государству (в нашем случае, в роли истца выступает Пенсионный фонд). И, как правило, сами подследственные всячески стараются использовать этот шанс и не доводить процесс до судебного разбирательства. За последнее время прекращено 30 таких дел после выплаты долгов на сумму 10 млн. рублей. Кстати, не мешало бы напомнить всем без исключения руководителям предприятий и частным предпринимателям статью 855 части второй Гражданского кодекса Российской рактика его применения, не в полной мере соответствовала изменившимся экономическим условиям. В связи с несовершенством отдельных статей нормы закона могли трактоваться различным образом, сообразуясь с заинтересованностью. Кроме этого, не учитывались изменения в законодательной базе в связи с принятием федеральных законов. Основными положениями нового Закона "О ветеранах" в отличие от прежней его редакции являются следующие изменения и дополнения. Вместо многочисленных категорий ветеранов отдельных ведомств (органов внутренних дел, прокуратуры, юстиции, судов, налоговой полиции, таможенных органов, службы по чрезвычайным ситуациям и т.д.) введено понятие "ветеран государственной службы"). За прошедшие годы в стране неоднократно осуществлялись изменения в структуре органов исполнительной власти, когда упразднялись одни и создавались другие ведомства и службы. Работники этих ведомств, чья длительная и плодотворная работа была отмечена наградами и знаками отличия, законно претендовали на право получения звания ветеранов в своей деятельности. С этой точки зрения расширять и изменять перечень ведомств можно было бы бесконечно и именно поэтому введено рамочное понятие "ветеран государственной службы". В связи с выходом новой редакции Закона "О ветеранах" Президент Российской Федерации и Правительство Российской Федерации должны привести ранее изданные нормативные акты в соответствие, а также утвердить порядок и условия присвоения звания "Ветеран государственной службы". Статья 23 о мерах социальной защиты ветеранов военной службы, ветеранов государственной службы практически не изменилась по сравнению с прежней редакцией Закона "О ветеранах". Она отсылает к соответствующему законодательству, поскольку особенности государственной службы (включая и вопросы социального характера) в отдельных государственных органах регулируются специальными законами: Федеральный закон "Об основах государственной службы Российской Федерации", Федеральный закон "О статусе военнослужащих", Закон РСФСР "О милиции" и другие. В то же время статья 23 Федерального закона "О ветеранах" подтверждает право ветерана военной службы или ветерана государственной службы на льготы, установленные для ветеранов труда, но по достижении возраста, дающего право на пенсию по старости. Претерпел значительные изменения подпункт 1"е" пункта 1 статьи 2, согласно которому в новой редакции закона к участникам Великой Отечественной войны относятся военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, бойцы и командный состав истребительных батальонов, взводов и отрядов защиты народа, принимавшие участие в боевых операциях по борьбе с десантами противника и боевых действиях совместно с воинскими частями, входящими в состав действующей армии в период Великой Отечественной войны, а также принимавшие участие в боевых операциях по ликвидации националистического подполья на территориях Украины, Белоруссии, Литвы, Латвии и Эстонии в период с 1 января 1944 года по 31 декабря 1951 года; лица, принимавшие участие в операциях по боевому тралению в подразделениях, не входивших в состав действующего флота в период Великой Отечественной войны, а также привлекавшиеся организациями Осоавиахима СССР и органами местной власти к разминированию территорий и объектов, сбору боеприпасов и военной техники в период с 1 февраля 1944 года по 9 мая 1945 года. Расширен контингент лиц, относящихся к ветеранам боевых действий. Согласно пункту 2 статьи 3 новой редакции Закона "О ветеранах" к ветеранам боевых действий помимо военнослужащих, в том числе уволенных в запас (отставку), лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, отнесены также лица, участвовавшие в операциях при выполнении боевых правительственных заданий по разминированию территорий и объектов на территории СССР и территориях других государств в период с 10 мая 1945 года по 31 декабря 1951 года, в том числе в операциях по боевому тралению в период с 10 мая 1945 года по 31 декабря 1957 года. Расширен контингент лиц, отнесенных к инвалидам Великой Отечественной войны и инвалидам боевых действий. Помимо военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, бойцов и командного состава истребительных батальонов, взводов и отрядов защиты народа, ставших инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при выполнении боевых заданий в период с 22 июня 1941 года по 31 декабря 1951 года, отнесены также лица, получившие ранения, увечья при разминировании территорий и объектов на территории СССР и территориях других государств, включая операции по боевому тралению в период с 22 июня 1941 года (ранее было с 1 января 1944 года) по 31 декабря 1957 года (ранее было по 31 декабря 1951 года) согласно решениям Правительства СССР, а также лица, привлекавшиеся организациями Осоавиахима СССР и органами местной власти к сбору боеприпасов и военной техники, разминированию территорий и объектов в период с февраля 1944 года по декабрь 1951 года и ставшие инвалидами вследсвие ранения, контузии или увечья, полученных в указанный период. Расширен контингент лиц, которые могут являться ветеранами труда. Помимо лиц, награжденных орденами и медалями, либо удостоенных почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденных ведомственными знаками отличия в труде и имеющих трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет, к ветеранам труда отнесены также лица, начавшие трудовую деятельность в годы Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин. Полностью изменилось содержание статьи 10 "Финансирование мер социальной защиты ветеранов". В соответствии со статьей 10 старой редакции закона расходы на реализацию прав и льгот, предоставляемых ветеранам, производились за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ, без расшифровки возмещения расходов на предоставление конкретных льгот за счет средств либо федерального бюджета, либо бюджета субъекта РФ. В новой редакции закона этот пробел устранен. Так за счет средств федерального бюджета возмещаются расходы на: - оплату проезда на железнодорожном, воздушном, водном или междугородном автомобильном транспорте межобластных, межкраевых, межреспубликанских маршрутов; - получение от кредитных организаций разовых льготных кредитов на приобретение (строительство) квартир, жилых домов, садовых домиков, благоустройство садовых участков, организацию подсобного или фермерского хозяйства; - оплату установки квартирного телефона и абонентную плату за пользование им; - санаторно-курортное лечение (оплата путевок); - обеспечение транспортными средствами или транспортное обслуживание вместо получения транспортного средства (выплату денежной компенсации); - обеспечение протезно-ортопедическими изделиями. Расходы на реализацию других прав и льгот возмещаются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации. Статья 13 новой редакции закона о содержании социальной защиты ветеранов дополнена пунктами 2 и 3, согласно которым меры социальной защиты ветеранов определяются статьями 14-23 Федерального закона "О ветеранах". При наличии оснований ветераны одновременно могут иметь право на льготы по нескольким статьям, а также на льготы, установленные другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. В случае наличия у ветерана права на получение одной и той же льготы по нескольким основаниям льгота предоставляется только по одному основанию по выбору ветерана. С 1 января 2001 года вступит в силу Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О ветеранах" от 4.05.2000 г. N 57-ФЗ. На основании указанного закона подпункт 1 пункта 1 статьи 2 дополнен подпунктом "и", в соответствии с которым к участникам Великой Отечественной войны отнесены лица, работавшие на предприятиях, в учреждениях и организациях города Ленинграда в период блокады с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года и награжденные медалью "За оборону Ленинграда." Данной категории лиц будут предоставляться права и льготы в соответствии со статьей 15 Закона "О ветеранах". Повторимся, что льготы работникам блокадного Леинграда, награжденным медалью "За оборону Ленинграда" как участникам Великой Отечественной войны (лицам, указанным в пп. "а"-"ж" и "и" пп. 1 п.1 ст. 2 Ф3 "О ветеранах") будут предоставляться только с 1.01.2001 г. Реализация прав и льгот ветеранов осуществляется по предъявлении ими удостоверения единого образца, установленного для каждой категории ветеранов Правительством СССР до 1 января 1992 года, либо Правительством Российской Федерации. Порядок и основания выдачи соответствующих удостоверений ветеранов войны и труда определены Инструкцией о порядке и условиях реализации прав и льгот ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий на территориях других государств, иных категорий граждан, установленных Федеральным законом "О ветеранах", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.04.95 г. N 423. Указанный нормативный акт требует корректировки и будет приведен в соответствие с внесенными изменениями и дополнениями в закон. Постановлением Правительства Российской Федерации от 5.10.99г. N1122 "Об удостоверениях ветерана Великой Отечественной войны" установлен единый образец удостоверения ветеранов Великой Отечественной войны, выдача которых будет производиться органанами, осуществляющими пенсионное обеспечение, в добровольном заявительном порядке по мере обращения ветеранов в эти органы. Указанным Постановлением Правительства Российской Федерации соответствующим органам исполнительной власти поручено в первоочередном порядке произвести замену действующих удостоверений на удостоверения ветерана Великой Отечественной войны единого образца лицам, отнесенным Федеральным законом "О ветеранах" к участникам Великой Отечественной войны. Ветераны, не получившие удостоверения ветерана Великой Отечественной войны нового образца, реализуют свои права и льготы на основании имеющихся у них удостоверений. Управление по делам пожилых людей и инвалидов департамента социальной политики области.