Новости Югры (Ханты-Мансийск) 04.05.2000 ПОЛИЦИЯ В НАСТУПЛЕНИИ Российской налоговой полиции исполнилось восемь лет. И все же беседа с начальником управления УФСНП по Ханты-Мансийскому автономному округу Александром Вахрушевым большей частью была посвящена проблемам, а не достижениям. - Александр Васильевич, какова же сегодня ситуация, в которой приходится работать налоговым полицейским в нашем округе? - Несмотря на некоторую социально-экономическую стабилизацию, я не могу говорить о снижении уровня налоговой преступности на территории региона. Скорей наоборот. Дело в том, что активизация деятельности субъектов финансово-экономических отношений, к сожалению, непосредственно отразилась на уровне налоговой преступности в регионе. - Очевидно, доходы в нефтяной отрасли всегда были привлекательны для криминальных структур... - Непосредственное влияние неких третьих сил на экономическую и финансовую политику нефтяных компаний по ряду условий затруднено. Поэтому борьба за возможность контроля над обеспечивающими предприятиями обостряется. Особенно это относится к строительной отрасли: высок там уровень доходности, большой объемом наличной денежной массы, имеются либеральные правовые нормы, действующие в сфере налогообложения строительства и сделок с недвижимостью. Необходимость вносить крупные платежи в погашение внешнего долга заставляет Правительство Российской Федерации идти на увеличение денежных доходов за счет повышения налогообложения потребления и дополнительной прибыли экспортеров. Дополнительное налоговое бремя стало добавочным стимулом для проведения теневых операций и выведения средств из под налогообложения. Ситуация все больше криминализируется не только вокруг предприятий ТЭК, но практически во всех сферах финансово-хозяйственной деятельности юридических и физических лиц, зарегистрированных в регионе. Результаты деятельности управления красноречиво свидетельствуют об этом. Нашим управлением в прошлом году было открыто производством около двухсот сорока уголовных дел, связанных с нарушением налогового законодательства. Для сведения, среднестатистический показатель среди управлений налоговой полиции по стране - 185 уголовных дел, открытых за год. Коллеги из Курганской области завели, например, 144 уголовных дела. В управлениях по Пермской и Тюменской областям, Ямало-Ненецкому автономному округу соответственно 210, 193, 196 уголовных дел. Необходимо отметить, что основная масса материалов, послуживших основанием для заведения уголовных дел, получена нашими сотрудниками самостоятельно. Обнаружено 200 нарушений налогового законодательства, в том числе 166 нарушений в крупных и в особо крупных размерах. - Значит ли это, что положительные тенденции в местной экономике прибавили работы налоговым полицейским? - Получается, что так. Судите сами. Улучшение экономического положения наблюдается в основном на предприятиях, связанных с топливно-энергетическим комплексом. Это структуры, обеспечивающие процессы добычи, переработки, транспортировки и реализации углеводородного сырья, строительные организации, выполняющие субподрядные работы для НГДУ. В тоже время остается значительное количество слабых не конкурентоспособных предприятий, не имеющих оборотных средств, не имеющих доступа к кредитам. Что толкает их к сокращению производства, неплатежам и нарушениям налогового законодательства. Можно говорить и о сохранившихся тенденциях последних лет, когда финансовые и товарные потоки выводились в центр. Недостатки в нормативно-правовой базе, непродуманная политика Правительства в межбюджетной сфере позволяют нефтяным компаниям широко применять "легальные" способы ухода от уплаты налогов при реализации нефти. Занижаются цены на добываемые дочерними предприятиями сырьевые ресурсы, практикуется переуступка нефтегазодобывающими предприятиями экспортных квот на нефть... - Видимо, выявить налоговое преступление или злоупотребление - лишь полдела. Насколько труднее взыскать укрытые от налогообложения средства в пользу государства? - Сотрудниками управления налоговой полиции в прошлом году было принято к производству 700 постановлений об обращении взыскания недоимки на имущество налогоплательщиков. На сумму примерно десять миллиардов рублей. Что же было сделано дальше? Было произведено 289 арестов имущества на сумму около пяти миллиардов рублей. В итоге от реализации арестованного имущества в бюджеты поступило 106 миллионов. Конечно, несоизмеримые суммы. И в этом тоже проблема. Возникает вопрос о возмещении установленного причиненного ущерба. Понятно, что мероприятия, направленные на возмещение ущерба по выявленным преступлениям и правонарушениям, будут продолжены, но отсутствие полномочий по обращению взыскания на имущество недоимщиков значительно снизит их эффективность. Скажу еще, что в результате проведенных мероприятий в бюджеты разного уровня каждый наш сотрудник вернул свыше 8 миллионов рублей. - Однако гораздо интереснее было бы ознакомиться со статистикой, показывающей насколько часто уголовные дела, возбужденные по фактам уклонения от уплаты налогов, доходят до суда. - В минувшем году практически в два раза возросло количество уголовных дел, направленных в суд. Семьдесят против тридцати шести в 1998 году. И это серьезный показатель. Увеличилось число обвинительных решений судов, поддерживающих мнение нашего следствия. Один из обвиняемых был осужден к реальному лишению свободы на пять с половиной лет. Об осложнении криминогенной ситуации говорит и тот факт, что выявленный нами ущерб по оконченным уголовным делам возрос по сравнению с 1998 годом более чем в четыре раза. Необходимо отметить и действенность комплекса уголовно-процессуальных мероприятий, проводимых нашими сотрудниками по погашению задолженности в Пенсионный фонд России. Возбуждение уголовных дел в отношении руководителей предприятий, которые умышленно и систематически уклоняются от уплаты взносов в Пенсионный фонд, в сочетании с административными арестами имущества является весомой мерой. Только, в результате работы с отделением Пенсионного фонда РФ по Ханты-Мансийскому округу, туда поступило свыше 110 миллионов рублей. В этом году также будем работать с Дорожным фондом. Отмечу, что исходя из прогноза развития оперативной обстановки на этот год данные направления останутся приоритетными для оперативно-розыскной деятельности. Главным образом, займемся предприятиями ТЭК. - Выходит, по результатам оперативно - служебной деятельности управлению налоговой полиции Ханты-Мансийского автономного округа можно поставить неплохую оценку? - Необходимо отметить, что условия, в которых выполнялись задачи, стоящие перед управлением в 1999 году, определялись не только складывающейся оперативной обстановкой. Я говорю о тех изменениях, которые претерпевали органы налоговой полиции в целом. Это связано, в первую очередь, с выполнением требования Генеральной прокуратуры Российской Федерации о придании органам налоговой полиции правоохранительной направленности. Была введена в действие первая часть Налогового кодекса России, что тоже внесло свои коррективы в деятельность нашей структуры. - Спасибо, Александр Васильевич, за обстоятельные ответы. Александр Корниенко. Если Вы имеете свое мнение или пожелание, пишите по адресу nyugra@hmansy.wsnet.ru