Зеркало недели (Киев) 20.03.2000 ПОД ПРИЦЕЛОМ ИНОСТРАННЫХ СПЕЦСЛУЖБ Валентин БАДРАК, УНИАН (специально для "ЗН") В контексте недавних скандалов, связанных с высылкой российских дипломатов из Польши, шумом вокруг кубинского дипломата в США и вообще резкого увеличения в мире потока информационных сообщений вокруг активности разведок этот вопрос для Украины, не входящей и не планирующей войти в ближайшее время ни в один из существующих ныне блоков, приобретает особую актуальность, поскольку последняя является зоной интересов слишком многих сильных государств. Украина получила в наследство от Союза развернутую систему - научно-исследовательских центров. Как утверждают эксперты, украинские НИИ имели отношение к 17 из 21 "критической технологии", среди которых весь блок проблем по электронике и кибернетике, радиолокации, выявлению малозаметных целей, лазерная техника, новые производственные технологии. Все эти разработки, понятно, обладают шансами экспортного и конверсионного потенциала. Многие направления, где отечественные ученые достигли, по меркам Запада, сногсшибательных результатов, до сих пор не освоены многими развитыми странами. Например, кроме Украины, только США и Россия продвинулись в области загоризонтной радиолокации настолько, что способны создать не экспериментальную, а действующую станцию, а в Великобритании всерьез изучали возможность сотрудничества с Украиной по принципу "украинский интеллектуальный потенциал" плюс "английские деньги". Еще большей опасностью могло бы стать для мирового сообщества "попадание" чувствительных технологий в страны, поддерживающие международный терроризм, разрабатывающие оружие массового поражения и не признающие международных норм. Вполне очевидно, что украинский потенциал интересует как наших стратегических партнеров, так и их заклятых врагов. Не менее очевидно, что если страной интересуются спецслужбы, в ней есть нечто, требующее защиты. Чтобы несколько прояснить ситуацию, насколько сегодня Украина доступна иностранным спецслужбам, автор обратился к заместителю председателя СБУ руководителю департамента контрразведки генерал-лейтенанту Петру Шатковскому. Петр Николаевич, чем в Украине интересуются иностранные спецслужбы? Иностранные спецслужбы анализируют наш экономический потенциал, особенности внутреннего и внешнего рынков, отношения с теми или другими государствами, социально- политические процессы. Естественно, не выпускаются из поля зрения и проблемы развития Вооруженных Сил Украины, спецслужбы стремятся получить информацию о современных вооружениях и технологиях. Именно государственные секреты в области обороны, внешней политики, экономики и других составляющих безопасности Украины являются первоочередной целью для иностранных разведок, в том числе и экономически развитых стран. Как контрразведка предотвращает деятельность шпионов на территории нашей страны и есть ли конкретные примеры успешных операций СБУ относительно противодействия оттоку информации или материалов, которые составляют государственную тайну? В ходе контрразведывательной работы акцент делается на упредительные мероприятия. В частности, за последние два года контрразведкой обнаружены и путем проведения профилактических мероприятий предотвращены противоправные меры нескольких десятков граждан Украины из числа секретоносителей, которые могли разгласить секретные сведения во вред интересам государства. Хочу подчеркнуть, что целевое противодействие разведслужбам некоторых иностранных государств мы совершаем в рамках национального законодательства, общепринятых норм международного права, защиты на этой основе прав и свобод граждан, интересов общества. Что касается примеров раскрытия и прекращения противоправной деятельности представителей иностранных спецслужб и их агентуры на территории Украины, их немало. Руководство страны получает об этом информацию тотчас, более широко такие истории, как правило, не распространяются. Все же в качестве примера можно привести следующий случай. В прошлом году старший офицер Генштаба Вооруженных Сил Украины, имея доступ к секретной и совершенно секретной информации, передал своей "даме сердца", жительнице Киевской области, которая является особой без гражданства (назовем ее "К"), несколько оригиналов и копий секретных документов. Важная информация в указанных документах касалась проблем стратегических вооружений. Офицер планировал найти покупателя украденных им документов и таким образом улучшить свое материальное положение. "К", в свою очередь, занялась проблемой сбыта секретных государственных документов, подыскивая возможность передачи их за границу, естественно, не бесплатно. Этим активным поискам конец положила контрразведка СБУ. На основе полученных материалов относительно офицера было открыто уголовное дело, а от наказания военнослужащего освободила лишь амнистия, объявленная указом Президента Украины. Что касается его соучастницы, ее спас от ответственности лишь тот факт, что она не успела довести преступление до конца. Можно ли говорить о реальных фактах втягивания украинских граждан в сотрудничество с иностранными разведками? В течение последних лет органами контрразведки СБУ было раскрыто немало попыток использования иностранными разведками некоторых наших соотечественников. В отдельных случаях граждане Украины пытались установить противоправные отношения с представителями иностранных спецслужб по собственной инициативе. Так, только в прошлом году контрразведкой СБУ было предотвращено более 10 таких попыток украинских граждан. Часто ли представители иностранных разведок используют дипломатическую крышу для реализации своих планов на территории Украины? Пребывание иностранного разведчика в Украине под прикрытием так называемой "дипломатической крыши" это практика, распространенная во всем мире. Основанием для оглашения дипломата-разведчика персоной "нон-грата" является наличие достаточных фактических данных о деятельности, которая квалифицируется как шпионаж. Когда контрразведка СБУ получает доказательства относительно деятельности иностранного разведчика, несовместимой с его дипломатическим статусом, принимаются соответствующие меры, которые не всегда афишируются из расчета внешнеполитического характера, ибо речь идет о необходимости принимать во внимание интересы международного партнерства. Чтобы вы поверили в то, что это не простая декларация, а обычная практика работы украинской контрразведки, сообщу, что в течение последних лет целый ряд иностранных разведчиков, действовавших в Украине под дипломатическим прикрытием, оставили страну досрочно и, естественно, не по собственной воле. Сотрудничает ли украинская контрразведка с другими силовыми ведомствами и со спецслужбами иностранных государств? Взаимодействие с другими правоохранительными и государственными органами Украины является важной составной частью работы контрразведки СБУ. Постоянные деловые контакты поддерживаются и с соответствующими должностными лицами МИД, МВД, Госкомграницы, Госэкспортконтроля, Гостаможни, Минобороны и других ведомств. В случае необходимости готовятся и проводятся совместные операции, отрабатываются соответствующие мероприятия. Вместе с обеспечением основных функций контрразведки значительное внимание оперативных подразделений в рамках компетенции СБУ уделяется борьбе с организованной преступностью и экономическими преступлениями в Вооруженных Силах Украины. В сфере защиты военно-экономического потенциала только по материалам военной контрразведки в 1999 г. было открыто более 400 уголовных дел, осуждено 176 преступников, предупреждено нанесение убытков на сумму 55 млн. грн. и более 15 млн. долл., возвращено в госбюджет 7,5 млн. грн. Служба безопасности, кроме того, сотрудничает и со спецслужбами иностранных государств. Сегодня характерными становятся совместные с иностранными коллегами мероприятия, направленные на предупреждение нарушений международных соглашений в области нераспространения оружия массового поражения и средств его доставки, военно-технического сотрудничества, противодействия международному терроризму. При этом хочу подчеркнуть, что контрразведкой СБУ не реализовываются совместные с той или иной иностранной спецслужбой операции против третьей стороны, то есть против разведки другого государства.