Слово (Одесса) 15.09.2000 Налет "черной" таможни Вот уже полтора месяца продолжаются в Одесском порту тщательные проверки и аресты грузов на судах, курсирующих на линии Одесса Стамбул. Вот уже месяц рынки, магазины города и знаменитый "7-й километр" торгуют залежалым товаром летнего ассортимента, а кое-где просто зияют пустыми прилавками. Вот уже больше недели руководители судоходных компаний и директор Одесского порта сетуют во всеуслышание о том, что бесчинства силовиков в порту подрывают экономику и престиж страны. ри этом единственной официальной версией о причинах всех этих событий остается неизменная "борьба с контрабандой" и пополнение госбюджета. Однако это нисколько не объясняет, почему инициаторами и одними из основных исполнителей подобных акций в портах стали не таможенные органы, а Служба безопасности Украины и Государственный комитет пограничного контроля. Ответ на этот вопрос дает другая версия, по которой основной причиной тотальных проверок в порту является очередной передел сфер влияния между центральными аппаратами СБУ и МВД. Борьба за контроль над наиболее доходными сферами бизнеса в Одесском, а равно и в других крупных портах, ведется давно. Достаточно вспомнить историю развала фирмы "Транскладсервис" (оператора таможенно-лицензионных складов в Одесском порту) в 1998 году и ареста ее директора бывшего сотрудника СБУ. Или разбирательство вокруг компании "Айронимпекс", занимающейся перегрузкой металла в порту (расследование об этом см. на стр. 13). Ее руководители тоже имели отношение к спецслужбам. И каждый раз на противоположной стороне оказывались представители МВД, УМВД или подконтрольных им коммерческих структур. На этот раз, видно, набравшее должную силу и вес руководство СБУ решило взять реванш. Удар наносился по "святая святых" морской контрабандной линии Турция Украина, ее основе Одесскому порту. Последние несколько лет он стал составлять серьезную конкуренцию всем остальным путям доставки груза из Турции. Комфортабельные суда, невысокие тарифы, а главное, добросовестная компания или группа "Карго-50", оказывающая услуги по доставке и оформлению грузов. Благодаря усилиям этой группы и аналогичных ей, из 100 процентов груза официально растамаживание проходит лишь 10 15 процентов, что существенно сокращает расходы клиентов-"челноков". Для снижения таможенной пошлины также меняется спецификация товара. (К примеру, вместо норки указывается искусственный мех.) После такого "оформления" груз беспроблемно покидает территорию порта. Весь этот процесс, естественно, невозможен без четкой организации, а главное, заинтересованности всех проверяющих структур. Следовательно, невозможен без "крыши". Ее-то, если верить неофициальным источникам, как раз и обеспечивают руководители ряда структур УМВД. Из компетентных источников, к примеру, известно, что в Ильичевском порту подобной "крышей" выступает начальник УБОП Валерий Романовский, а осуществляют схему его бывшие сотрудники и ряд сотрудников таможни. Обратимся к хронологии событий последних месяцев. 23 июля в районе порта Южный пограничники совместно с сотрудниками УБОП задержали автомобиль "КАМАЗ", в котором находился груз с прибывшего за день до этого из Стамбула т/х "Гидрооптик". Еще один автомобиль с товаром с того же теплохода был обнаружен и задержан 28 июля в Коблево. По данным управления Южного направления погранвойск Украины, содержимое машин изюм, печенье, автомобильные аккумуляторы, дрожжи, макароны подпадало под определение контрабанды, поскольку покинуло судно и прошло таможню по поддельным документам. Сотрудники УБОП возбудили в связи с этим уголовное дело по ст. 194 ч. 2 УК Украины. Это был первый и последний случай сотрудничества пограничников в ходе операции с подразделениями УМВД. 6 августа события переместились в Одесский порт. Под "обстрел" попал теплоход компании "Укрферри" "Каледония", прибывший с грузом из Стамбула. В пункте пропуска пограничники и сотрудники СБУ задержали девять грузовых автомобилей, доверху груженых жевательной резинкой и несколько машин с другим разнородным товаром. Выяснилось, что из 60 тонн жвачки, ввезенных в страну, таможенное оформление прошло только 150 кг. При первых же вопросах о документах водители попытались скрыться, бросив автомобили с грузом. Претензии имелись и к другим товарам. В результате, весь груз "Каледонии" был арестован и помещен на склады морвокзала. Об этом факте уже писали одесские и центральные газеты. Как и о том, что несколько таможенников попытались "освободить" груз и вывезти его с территории порта. 10 августа все материалы по грузу т/х "Каледония" были переданы пограничниками в УСБУ в Одесской области. 21 августа оттуда был получен ответ, что оснований для возбуждения уголовного дела по данному факту нет. Вмешательство Генеральной прокуратуры заставило одесское УСБУ изменить это решение, и 24 августа отдел "К" (контрабанда) УСБУ возбудил уголовное дело по ст. 17 и ст. 70 УК Украины. Этот любопытный факт заслуживает более пристального рассмотрения. Казалось бы, он идет вразрез с нашей первоначальной версией. Однако... В Киеве не зря держали в строгом секрете информацию о готовящейся операции. Очевидно, имелись предположения о связях сотрудников УСБУ по Одесской области с людьми в УМВД Украины в Одесской области и с контрабандными потоками. Ситуация вокруг уголовного дела расставила окончательно все акценты. Но пойдем дальше. 19 августа в Одесском порту был арестован груз теплохода "Глория" компании "Вивал-марин". Прибывшее, как и его предшественники, из Стамбула, это судно в первые же минуты после швартовки было оккупировано спецподразделением "Альфа". Операцию по проверке на этот раз проводили сотрудники СБУ из Киева и лично полковник Рацюк. Позже к событиям был подключен и генерал Качанов, курирующий в Одесском УСБУ борьбу с контрабандой. Кроме того, в операции участвовала так называемая "черная", или оперативная, таможня. Этот отдел создан в Таможенном комитете специально на случай, если возникают подозрения в чистоплотности местных "митников". Более трехсот пассажиров покидали судно под дулами автоматов. Груз, а им была та же жвачка, стройматериалы и часть ассортимента "7-го километра", был арестован, еще даже не пройдя таможню, т.е. не успев стать контрабандой. Несмотря на это, УСБУ возбудило уголовное дело по факту контрабанды. Правда, каким-то образом нескольким машинам с грузом удалось выехать с территории порта и попасть на "7-й километр". Там они были обнаружены "Альфой", когда уже шла разгрузка. Наплевав на угрозы и автоматы "альфовцев", предприниматели отбили весь свой товар, и машины вернулись в порт пустыми. По некоторым данным, пятеро сотрудников таможни покинули в этот день территорию порта в наручниках. Расследованием правомерности действий эсбэушников в порту занялась областная прокуратура. 21 августа в районе села Александровка под Ильичевском был задержан автомобиль с обувью и кожаными изделиями. Груз этот, как вы уже догадались, пришел незадолго до этого из Стамбула в Ильичевск и не был должным образом оформлен на таможне. Это факты. Теперь обратимся к комментариям. Первый разговор с прессой о событиях в порту состоялся на прошлой неделе в здании обладминистрации. Официально заявленная пресс-конференция по проблеме участия Одессы в системе Евро-Азиатского транспортного коридора вылилась в прилюдное топтание пограничников и силовиков, виновных в срыве работы Одесского порта. Директор порта Николай Павлюк открыто заявил, что "пока все, кому ни лень, будут устраивать проверки грузов и скакать с автоматами по палубам пассажирских судов, Одесса не сможет войти в систему Евро-Азиатского транспортного коридора и вообще стать европейским государством". Павлюка поддержал президент компании "Укрферри" Александр Курлянд. Его теплоход "Каледония" вот уже два года считается среди "челноков" самым выгодным и самым комфортабельным средством доставки товара из Турции. Но после событий 6 августа груза стало приходить в четыре раза меньше обычного. Каждый отход судна сегодня это битва, рассказывал Курлянд. Постоянные проверки срывают график, подрывают имидж компании и страны в целом. Иностранцы, однажды просидевшие пять часов на морвокзале в ожидании отхода, больше не будут доверять нам. О причинах событий на морвокзале ни Павлюк, ни Курлянд особо распространяться не стали. И коммерческий директор "Укрферри" Владимир Черниевский в разговоре со мной старательно избегал этой темы. Сказал лишь, что, по его мнению, бьют не по судоходным компаниям. "Отрабатывается линия Одесса Стамбул и все, что с ней связано". Подробнее ситуацию прояснил президент другой судоходной компании "Вивал-марин" Виктор Кукса. Наши силовики здесь ни при чем. Они лишь исполнители. В Киеве идет борьба между двумя силовиками Кравченко и Деркачем. И события в Одессе один из этапов. Кроме того, удар наносился по группе "Карго", работающей в порту. Очевидно, перетянули на себя слишком большой грузопоток, и киевские конкуренты решили убрать их с помощью силовиков. Ни для кого ведь не секрет, что самый дорогой груз, типа бытовой техники, мебели, идет именно через Киев по той же системе "Карго". Просто в наших условиях по-другому работать практически невозможно. Это все понимают. Проблема в том, что "крайними" в этой ситуации остаются предприниматели, те, кто сегодня работает, платит налоги, создает рабочие места. И мы судовладельцы. Вместо обычной загрузки в 1.700 тонн, наше судно сегодня перевозит 20 30 тонн. А цены на топливо растут, затраты увеличиваются... Сегодня события в порту, похоже, подходят к своему логическому завершению. Предпринимателям стали возвращать арестованный груз, заезжие комиссии утратили былую активность. Видно, наверху пришли к какому-то соглашению. Интересно, какие же плоды в результате принес переполох в Одессе? Несколько десятков тонн контрабандой жвачки, которой завалены портовые склады, судьбу которой до сих пор не могут определить. Сотни измотанных, понесших убытки "челноков". Четыре уголовных дела по факту контрабанды, которые, вероятнее всего, будут тянуться несколько лет и не будут доведены до конца. Вот, пожалуй, и все. И ради этого стоило все затевать? спросите вы. Но это лишь видимая часть айсберга. Настоящими результатами, вероятнее всего, стали тома компромата на одесскую милицию, увезенные в Киев, а также реально продемонстрированная власть. Это, учитывая слухи о новом переделе кресел в верхах, гораздо важнее. Перекрытие же денежного потока конкурента вообще дает массу явных преимуществ. Но это пока лишь версии. В жизни же все происходит, как в народной поговорке: "Паны дерутся у холопов чубы трещат". Елена АСТРАХОВИЧ "Слово" // Tenet Banner System