Двойная игра С октября 1998 года по настоящее время резко возросло значение КНБ Казахстана как основного инструмента борьбы с политической оппозицией. При этом целенаправленно избранные КНБ методы борьбы исключили всякую возможность достижения компромисса и разрешения конфликта политическими средствами. Намеренно обостряя политическое противостояние между властью и оппозицией, КНБ в то же время провоцировало усиление и консолидацию оппозиции на базе противодействия силовому давлению властей. Действия спецслужбы имели двойной эффект. Внешне они были направлены против оппозиции и Кажегельдина и с этой точки зрения представлялись президенту Назарбаеву как отвечающие интересам действующей власти. Однако объективно любое действие вызывало легко прогнозируемое эффективное противодействие, которое было этой власти абсолютно не выгодно. Таким образом, группа Алиева-Мусаева защищает исключительно свои собственные интересы, наращивая влияние, политическую значимость и незаменимость в качестве единственной силы, способной эффективно противостоять конкурентам Назарбаева. В этом контексте усиление и активизация основного конкурента были выгодны 'защитникам' Назарбаева, поскольку в случае ухода Кажегельдина от борьбы резко снизилась бы и степень влияния КНБ на политические процессы в Казахстане. Крайне неоднозначный характер имеют последствия отдельных операций КНБ против Кажегельдина. Муссируемая информация о его многомиллионном состоянии вызвала к нему дополнительную заинтересованность как к потенциальному политическому заказчику и спонсору у ряда экспертно-аналитических, журналистских структур и общественных организаций в Казахстане и за рубежом. Обвинения в том, что Кажегельдин владеет недвижимостью и компаниями в Бельгии, привлекли внимание бельгийских правоохранительных органов, которые со своей стороны предприняли расследование и выяснили, что вилла принадлежит Алмазу Ибрагимову - одному из организаторов Гражданской партии Казахстана, представителю 'евразийской группы' Ибрагимова-Шадиева-Машкевича, близкой к президенту Назарбаеву. Все руководители этой группы, будучи резидентами Бельгии, оказались в эпицентре расследования о коррупции, уклонении от уплаты налогов и отмывании незаконных капиталов. Следует отметить, что Р. Алиев является конкурентом группы Ибрагимова-Шадиева- Машкевича и объективно заинтересован в дискредитации ее руководства. Ложная информация о вилле Кажегельдина преследовала двойную цель: ударить не только по Кажегельдину, но и по истинным владельцам виллы и многочисленных компаний в Бельгии. При этом группа Алиева демонстративно проигнорировала тот факт, что дискредитация Ибрагимова и всей группы негативно отражается на имидже пропрезидентской Гражданской партии и самого Н.Назарбаева. В сентябре 1999 года аналогичная ситуация сложилась вокруг казахстанских счетов в швейцарских банках. КНБ убедило Назарбаева в том, что Кажегельдин имеет такие счета и необходимо привлечь правоохранительные органы Швейцарии для расследования. Однако после соответствующего официального запроса со стороны Астаны правоохранительные органы Швейцарии обнаружили ряд счетов правительства и физических лиц из руководства РК, в том числе счета самого президента. На них следственными органами Швейцарии был наложен арест . Таким образом, внешне пытаясь обвинить и скомпрометировать Кажегельдина, КНБ одновременно как бы 'невольно' дискредитирует президента Назарбаева и близких к нему бизнесменов, не угодных Р. Алиеву. Фактически 'дискредитация' Кажегельдина в международном плане обернулась куда более масштабной и эффективной дискредитацией руководства Казахстана и серией скандалов, связанных с первыми лицами. Если такова неизбежная 'цена' за политическую компрометацию экс-премьера, то закономерно задаться вопросом, готов ли был заранее президент Назарбаев заплатить столь дорого. При этом КНБ искусно отводит от себя ответственность за провалы, убеждая главу государства в том, что все скандалы, действия зарубежных правоохранительных органов, негативные публикации в зарубежной прессе инициированы исключительно самим Кажегельдиным. В итоге изгнанный из Казахстана Кажегельдин вырастает до мифологических масштабов. Ему придаются возможности, которые обычно характерны для высокоэффективной государственной власти: определение международного имиджа республики, формирование того или иного отношения к властям Казахстана со стороны Запада, тесное сотрудничество с международными общественными, правозащитными организациями, влияние на циркулирующие в Казахстане информационные потоки, определение стратегии политической борьбы, разработка экономических программ и альтернативных законопроектов. КНБ Казахстана убедило главу государства в том, что его реальной монополии ('империи Назарбаева') эффективно противостоит созданная экс-премьером альтернатива ('империя Кажегельдина'). Она включает в себя тайных союзников в ближайшем окружении президента (возможно, даже в его семье), эффективную политическую команду, ряд средств массовой информации в Казахстане и России, аналитические центры и экспертные группы, влиятельных лоббистов в российском правительстве, европейских столицах, Конгрессе и правительстве США. Одновременно действия КНБ привели к укреплению политических позиций Кажегельдина и консолидации оппозиции (созданию в декабре 1998 года Конгресса демократических сил, а в ноябре 1999 года - Форума демократических сил Казахстана). В качестве открыто преследуемого властями Казахстана политика, А. Кажегельдин привлек сочувственное внимание правозащитных организаций, прессы и мировой общественности. На его защиту встали различные силы - от авторитетных деятелей российской культуры до Госдепартамента США. Предпринимаемые КНБ акции против Кажегельдина активно работали на укрепление его имиджа как самого опасного и самого сильного соперника президента РК - единственной реальной альтернативы Назарбаеву. Развернутые КНБ репрессии однозначно интерпретировались как попытки со стороны Назарбаева уничтожить единственную реальную альтернативу и тем самым обеспечить режим монопольной политической власти и перспективой династического правления. Негативные последствия и угрозы В результате этой двойной игры президент Назарбаев понес существенные политические потери. Оказалась во многом подорвана его репутация на международной арене. Международные организации и правительства стран Запада выразили недоверие президентским и парламентским выборам. Казахстан оказался в числе 'проблемных' стран, к которым приковано внимание международных наблюдателей, поскольку здесь часто нарушаются демократические нормы, права и свободы граждан. Западная пресса, начиная с осени 1998 года, пишет о Назарбаеве преимущественно в критическом ключе. Политические лидеры США и стран Западной Европы предпочитают сдержанно либо критически отзываться о ситуации в РК и тормозят реализацию ряда проектов, опасаясь обвинений в сотрудничестве с диктаторским режимом. Иностранные инвестиции в экономику Казахстана с 1999 года сократились в два с половиной раза, что привело к экономической стагнации даже в условиях роста мировых цен на топливо и металлы. Политические игры КНБ Казахстана негативно влияют на отношения между Казахстаном и Россией. Руководство Казахстана пытается использовать Россию для борьбы с казахстанской политической оппозицией. Организованная КНБ провокация в Усть- Каменогорске (дело группы Казимирчука) и суд над участниками 'вооруженного мятежа' вызвали возмущенную реакцию российской общественности, в том числе представителей Госдумы, МИДа, Совета безопасности РФ. В ситуации новых политических разногласий с Москвой президент Назарбаев вынужден выбирать между охлаждением отношений и существенными экономическими уступками правительству РФ. При этом в российском массовом сознании укрепляется новый образ Н. Назарбаева как главного притеснителя этнических россиян. В целом в процессе навязанной ему политической борьбы, стратегию которой определяют КНБ и группа Алиева, президент Казахстана оказался заведенным в узкий коридор легко прогнозируемых вариантов поведения, с предельно ограниченным выбором, лишенным возможности для маневрирования и конструктивных действий. К концу 1999 года эта непривычная для Назарбаева ситуация неразрешимого политического кризиса существенно подорвала его физические силы и отразилась на психологическом состоянии, что выразилось в ряде неожиданных заявлений. Ощущение нарастающей угрозы, которой невозможно эффективно противостоять, заставляет президента метаться между желанием разрешить 'проблему оппозиции' чисто силовыми методами и неизбежными негативными последствиями подобной политики. Дальнейшее усиление КНБ как самодостаточной политической силы в системе государственной власти может привести к модели намеренного провоцирования в Казахстане политического кризиса, единственным выходом из которого станет чрезвычайное положение и как следствие - комплекс мер по полной отмене гражданских прав и свобод. Имеются сведения о том, что потенциальные 'преемники' Назарбаева разработали несколько подобных сценариев, связанных с сепаратистскими выступлениями в северных и восточных областях республики, локальными конфликтами на южных границах, массовыми социальными волнениями в крупных городах. Конечной целью сценариев является обеспечение вынужденного досрочного перехода власти к 'преемнику' как решающего условия ликвидации угрозы серьезной политической дестабилизации. 24.05.2000