Красная звезда 11.08.2000 Вадим САРАНОВ, "Красная звезда". Сделано Бобреневым Наша справка После окончания в 1942 году Черниговского военно-инженерного училища Бобренев Евгений Степанович направлен на фронт командиром саперного взвода. Выдвинут в 1944 году на должность полкового инженера артполка. После окончания военно-инженерной академии в 1950 году проходил службу на Севере заместителем начальника, затем - начальником технического отдела 57-го УИРа (ГУСС). В 1953 году направлен в Монголию на должность командира военно-строительной бригады. С 1972 года проходил службу в 22-м Загрантехстрое главным инженером, а с 1975 года - начальником. В 1976 году присвоено воинское звание генерал-майор, в 1983 году - генерал-лейтенант. Награжден двумя орденами Красной Звезды, орденами "Знак почета", "За службу Родине в Вооруженных Силах" III степени, Трудового Красного Знамени МНР, медалями. Заслуженный строитель Российской Федерации. ...В грозном сорок первом выпускник иркутской десятилетки Евгений Бобренев, как и тысячи его сверстников, профессию не выбирал. Война на свой лад кроила людские судьбы. Евгения - страстного поклонника автотехники злодейка направила в инженерное училище осваивать саперную науку. Кто мог тогда подумать, что спустя десятилетия по всему миру вырастут сотни объектов под неофициальной маркой "сделано Бобреневым". В 1942 году новоиспеченного лейтенанта назначили командиром саперного взвода в стрелковую дивизию войск НКВД. Саперы соединения занимались минированием танкоопасных направлений, оборудованием командных пунктов. ..."Сплошное разминирование", - при этих словах у генерал-лейтенанта Евгения Бобренева до сих пор сжимается сердце. После двух-трех часов работы в колоссальном напряжении у людей невольно ослаблялось внимание, притуплялось зрение, а за этим следовали те самые первые и они же последние ошибки саперов. Многих из своих товарищей потерял Евгений Степанович во время разминирования освобожденных советских городов, полей сражений. По словам Бобренева, ему всегда везло в жизни. Выжил и вышел победителем в коварных минных войнах. С первого раза поступил в Военно-инженерную академию на факультет фортификации. После ее окончания молодой и перспективный капитан вдоволь поколесил по стране. Служил на Крайнем Севере, Кавказе, в Монголии. Работе в уникальном в своем роде военном предприятии Загрантехстрой он отдал 15 лет жизни. С 1972 по 1975 год был главным инженером, а затем возглавил предприятие. Где только не довелось побывать за это время. Загрантехстрой возводил военные объекты по всему миру - от Юго-Восточной Азии до тихоокеанского побережья Южной Америки. По воспоминаниям Евгения Степановича, наибольший объем работ загрантехстроевцы выполнили в Сомали, где в порту Бербера был построен причальный фронт для советских кораблей, выполняющих задачи в Индийском океане. Кроме причалов, была возведена сложная система берегового обеспечения, включая аэродром и военный городок на 150 квартир для офицеров и мичманов. Крупные работы велись Загрантехстроем в Ливии. Самым мощным объектом стал аэродром в районе города Джуфра, аналогов которому и по сей день в мире раз-два и обчелся. Аэродром имеет длину ВПП в 4,5 километра, ширину 60 метров, рулежную дорожку на всю длину аэродрома шириной в 40 метров. Полоса оборудована на монолитном железобетонном основании. Самой "жаркой" порой для Евгения Степановича и его подчиненных стало начало 80-х годов. К тому времени под руководством Бобренева Загрантехстрой стал мощной структурой с 250 высококлассными сотрудниками, которые одновременно сопровождали десятки строящихся объектов. Среди них наиболее значимыми были военная система связи армий стран Варшавского Договора "Барс", командные пункты ПВО в ГДР, Болгарии, военно-морская база во вьетнамском городе Камрань, фортификационные сооружения в Афганистане... Словом, перечислять все построенные Загрантехстроем объекты можно долго. И каждый из них становился венцом отечественной инженерной мысли. Ведь строить приходилось и в африканской саванне, и в никарагуанских джунглях, и в горных районах, а это - особые подходы к проектированию, организации снабжения, подбору рабочей силы. К примеру, во время строительства базы в упомянутой выше Камрани на плечи Бобренева вдобавок ко всему была возложена задача по подбору более 10 тысяч квалифицированных специалистов. Где их взять? Ведь необученное местное население никак не подходило для этих работ, а родные министерства и промышленность держались за хороших "спецов", как говорится, руками и ногами. Бобренев нашел выход. Выступил перед руководством с достаточно смелой идеей. Он предложил на добровольной основе направить во Вьетнам демобилизующихся со "срочной" солдат строительных войск. От желающих не было отбоя. Стоит отметить и то, что загрантехстроевцы, решая массу подобных проблем, превыше всего ставили качество выполняемых работ. По словам Евгения Степановича, за время его работы в организации все акты сдачи объектов подписывались на "отлично". А уж сколько именных часов от зарубежных руководителей сменил генерал, он и припомнить не может. - Главное, - подытожил нашу беседу Евгений Степанович, - никогда не отказываться от работы, пусть и самой сложной. Тогда тебя заметят, а все остальное приложится... * * * В 1987 году заслуженный строитель РФ, кавалер двух орденов Красной Звезды, ордена "Знак Почета", "За службу Родине в Вооруженных Силах" III степени генерал-лейтенант в отставке Евгений Бобренев ушел на заслуженный отдых. С тех пор главный объект генерала - небольшая на фоне особняков "новых русских" дача в подмосковных Дубках. Построил ее Евгений Степанович практически своими руками. По всем правилам инженерной мысли.