Независимая газета - Независимое военное обозрение 26.01.2001 Петр Суханов На защите основного Закона ФРГ С промышленным шпионажем в Германии борется Федеральное ведомство по охране Конституции Федеральное бюро защиты Конституции является одной из трех основных спецслужб ФРГ, остальные - это федеральная разведывательная служба и военная контрразведка. Бюро подчиняется министру внутренних дел Германии. Во всех федеральных землях есть свои соответствующие службы, подчиненные местным министрам внутренних дел. ВПЛОТЬ ДО "ПРОСЛУШКИ" Федеральное ведомство по охране Конституции было создано полвека назад. Перед спецслужбой изначально ставилась задача охраны свободного демократического строя в Германии. На практике бюро занимается сбором информации об экстремистских группировках и партиях, их деятельности, планах и намерениях, противоречащих основному закону страны. Важное значение придается нейтрализации разведывательной и подрывной деятельности секретных зарубежных служб на территории Германии. Бюро защиты Конституции выполняет и другие задачи, например, занимается борьбой с промышленным шпионажем. Ежегодно на основе собранной информации представляется отчет правительству о положении дел в области соблюдения Конституции, в котором делаются выводы и рекомендации. Правительство, в свою очередь, принимает решение о необходимости осуществления конкретных мер. Более половины информации спецслужба собирает из открытых источников: публикации в средствах массовой информации, Интернете, посещения собраний и митингов. Часть информации поступает от частных лиц и из других ведомств. Эскалация активности ряда правоэкстремистских организаций сейчас вновь активизировала в немецком обществе политическую дискуссию вокруг необходимости существования данной службы. Одни политики требуют немедленного упразднения этого ведомства, другие предлагают расширить его бюджет и полномочия. ЗА И ПРОТИВ По мнению противников данной структуры, демократический строй ФРГ достаточно силен, чтобы не испытывать необходимости в специальных органах по его защите. Это в прошлом подрывная деятельность спецслужб бывших социалистических стран оправдывала существование бюро. Кроме того, актуальной является проблема ежегодного финансирования. Хотя после объединения Германии штатный состав и бюджет ведомства подверглись сокращению и в настоящее время в нем работают 2136 человек, бюджет ведомства в прошлом году составил 224 млн. марок. За полувековую историю случалось немало событий, которые давали повод для критики деятельности службы. Самый первый его руководитель Отто Йон в 1954 г. сбежал в советскую зону оккупации Германии. Достоверно так и не удалось выяснить, сделал ли он это добровольно или был похищен агентами КГБ. Другой глава, Гюнтер Ноллау, ушел в отставку после разоблачения в 1975 г. Гюнтера Гильома - личного секретаря канцлера Вилли Брандта, оказавшегося агентом разведки ГДР. Еще один руководитель, Рихард Майер, в 1982 г. оставил свой пост после автокатастрофы, в которой погибла его любовница, сидевшая рядом с ним в машине. Моральная неустойчивость контрразведчика была сочтена идеальным условием для возможного шантажа со стороны "штази". В 1985 г. в ГДР сбежал начальник одного из отделов ведомства некий Китке. Причем Китке сделал это добровольно, сумев захватить с собой весь свой архив. После падения Берлинской стены было установлено, что начальник отдела контрразведки ведомства регулярно поставлял информацию и продавал секреты своего ведомства Министерству госбезопасности ГДР. Но скандалы были связаны не только с перебежчиками. Представители партии "зеленых" и наследники коммунистов уверяют, что ведомство десятилетиями закрывало глаза на рост правых радикалов, зато не щадило средств на борьбу с группировками левого толка. В этой связи есть интересная подробность: министр внутренних дел Германии Отто Шили, который произнес торжественную речь на праздновании 50-летия ведомства в Кельне, в свое время был адвокатом террористической группировки "Красная армия". Это общеизвестный факт из биографии политика. Поэтому в ведомстве по охране Конституции сохранилось досье на министра, который ныне контролирует деятельность этого ведомства. Многие считают, что создание бюро было вполне оправданно. Они приводят в пример легкость, с которой в тридцатые годы к власти в стране пришли фашисты. Однако в настоящее время в связи с укреплением стабильности немецкого государства и ростом его авторитета на международной арене вопрос о необходимости существования в ФРГ подобного ведомства вновь стал актуальным. Сторонники существования ведомства указывают на то, что хотя советский КГБ, служба безопасности бывшей ГДР и аналогичные службы других стран соцлагеря исчезли вместе с крахом социализма в целом и "подрывать" в Германии больше некому, тем не менее промышленный шпионаж не прекратился. Причем как со стороны стран бывшего соцлагеря, так и со стороны стран-партнеров нынешней Германии. При этом указывается не только на возросшие масштабы промышленного шпионажа, но и на значительное совершенствование его способов и методов, улучшение технического оснащения и рост квалификации специалистов в этой области. ПОД НЕУСЫПНЫМ ОКОМ Большинство сторонников существования этого ведомства указывают на такую злободневную задачу, как борьба с правым экстремизмом, на необходимость получать достоверную информацию о деятельности неонацистов, фашистов и других аналогичных организаций. Представляя серьезную угрозу немецкому обществу, они зачастую действуют конспиративными методами. И собирать информацию о них, их деятельности и планах должны профессионалы. Проявления правого радикализма против национальных меньшинств в Германии приняли характер, близкий к террору. Здесь заслуживает внимания тот факт, что сбором компромата на неонацистскую Национал-демократическую партию Германии (НДПГ) занимались именно сотрудники ведомства по охране Конституции. И чтобы министр внутренних дел О. Шили мог подать иск о запрете НДПГ в парламент, а тот, в свою очередь, в Конституционный суд ФРГ, нужны неоспоримые факты. Для удовлетворения иска необходимо доказать, что партия не просто стремится к смене существующего строя, но и предпринимает активные действия для осуществления своих программных установок. В таком ракурсе очень сложно назвать сотрудников ведомства просто чиновниками. Примечательно, но никакими полицейскими полномочиями, например правом задержания преступников, сотрудники ведомства не наделены. За деятельностью ведомства осуществляется достаточно жесткий парламентский контроль. Это связано прежде всего с тем, что в условиях такой демократии, как немецкая, сам факт существования службы внутренней безопасности расценивается как угроза гражданским свободам и свободе личности. Удивительно, но есть специальная комиссия парламента, которая осуществляет контроль за деятельностью всех трех секретных служб. Члены этой комиссии имеют доступ к самым секретным материалам ведомства по охране Конституции, имеют право вето, когда речь идет о прослушивании телефонных разговоров и других конспиративных операциях. Федеральный полномочный представитель следит за тем, чтобы собранная ведомством информация не передавалась в другие руки. Бюджет ведомства рассматривается и утверждается специальной комиссией в парламенте. На практике всегда есть возможность обойти контроль, но в общем и целом эта система достаточно жесткая. На сегодня основную цель в бюро видят в усилении борьбы против радикализма и неонацизма, считая их реальной угрозой Конституции Германии. Таким образом, федеральное ведомство по охране Конституции по-прежнему продолжает занимать важное место в жизни немецкого общества. Независимое Военное Обозрение N 03 (225) 26.01.2001