Вечерний Петербург (Санкт-Петербург) 07.10.2000 Сергея КОНСТАНТИНОВ Чтобы в любой ситуации - по закону... В последние годы много разговоров и суждений можно услышать о реформе правовой системы России, построении правового государства, распространении правовой информации, роли и месте различных структур в этих процессах. Сегодня у нас есть возможность получить самую точную информацию об этом: мы беседуем с генеральным конструктором правовой информатизации России, заместителем генерального директора ФАПСИ Борисом КИСЕЛЕВЫМ. - Борис Валентинович, какова, по вашему имению, роль правовой информации в нашем обществе? Качественное обновление общества, построение демократического правового государства невозможно без формирования в России единого информационно-правового пространства, обеспечивающего правовую осведомленность всех Структур общества и каждого гражданина. Удобное использование информации для удовлетворения социальных потребностей - одно из достоинств общества. Необеспеченность прав граждан на информацию, манипулирование информацией вызывают неадекватную реакцию населения, а в ряде случаев ведут к политической нестабильности. В существующем законодательстве есть немало противоречий. Действующие нормативные правовые акты быстро устаревают, поэтому часто изменяются и дополняются. В правовой культуре нуждаются и власть, принимающая право как основной принцип своей деятельности, и граждане, обращающиеся к нормам закона для решения житейских проблем, разного рода конфликтов и споров. Следовательно, у должностных лиц и граждан должно быть достаточно знаний о правах и обязанностях, предусмотренных законом. Источником таких знаний является правовая информация. - А что же мы будем понимать под термином "правовая информация"? - В сфере информационных технологий системами правовой информации (как в России, так и за рубежом) принято называть любые информационно-поисковые системы, которые обеспечивают доступ к правовым документам. Существенное значение имеют такие источники правовой информации, как судебная, арбитражная и нотариальная практика, Пользователям предоставляются документы, а необходимые сведения из них можно извлечь самостоятельно. Практическое использование правовой информации зависит от того, в какой мере она понятна и насколько правильно интерпретирована. - Теперь хотелось перейти к собственно правовой информатизации. Когда и как все начиналось? - Началом реальных работ по этому направлению можно считать 1993 год, когда указом президента РФ была утверждена Концепция правовой информатизации России, В ней была поставлена глобальная задача - формирование в России единого информационно-правового пространства, обеспечивающего правовую информированность всех структур общества и каждого гражданина в отдельности. Разумеется, справиться с этой задачей невозможно без современной инфраструктуры телекоммуникаций и квалифицированных специалистов. Поэтому решать проблемы правовой информатизации было призвано Федеральное агентство правительственной связи и информации при президенте РФ. Оно обладает современными сетями передачи данных, большим опытом создания глобальных информационных систем и безопасных информационных технологий, опытными сотрудниками. Сейчас абонентские пункты системы передачи данных ФАПСИ развернуты практически во всех областных и республиканских центрах и ряде других городов страны. Понимая государственную важность работы этой системы (ведь правовая информация - это элемент цивилизованного управления государством), ФАПСИ построила стройную организационную структуру, которая показала свою эффективность и, надеюсь, получит развитие в дальнейшем. - А какую информацию распространяет ФАПСИ по органам власти? - К информационно-правовым ресурсам и системам, распространяемым ФАПСИ, относятся: эталонный банк правовых актов центрального узла правовой информации; банк правовых актов федерального уровня, содержащий официальные тексты документов: официальные и периодические издания правовой информации; банки правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации и т, д. - С кем реально ФАПСИ взаимодействует к какова технологий этого взаимодействия? - ФАПСИ обеспечивает обмен правовой информацией со всеми федеральными органами государственной власти. На федеральном уровне информационно-правовые системы ФАПСИ установлены, постоянно актуализируются и используются в Ситуационном центре президента РФ, в аппарате Совета безопасности РФ, в администрации президента РФ, в аппарате правительства РФ, в аппаратах палат Федерального собрания, в аппаратах Конституционного суда, Верховного суда, Высшего арбитражного суда Российской Федерации. Сейчас разворачивается сотрудничество с судебным департаментом при Верховном суде. - Одно из условии существования единого информационно-правового поля - соответствие регионального законодательства федеральному. Конституции. Это условие у нас соблюдается? - Анализ состояния дел в условиях бурного развития регионального законодательства свидетельствует, что до 20 процентов принимаемых субъектами Российской Федерации правовых актов противоречат Конституции РФ и федеральному законодательству. Поэтому в Концепции национальной безопасности Российской Федерации одними из основных направлений защиты конституционного строя определены обеспечение приоритета федерального законодательства и совершенствование на этой основе законодательства субъектов Российской Федерации. - Но все перечисленное вами работает в интересах органов государственной власти, а как обстоят дела с информационным обеспечением других слоев общества? - До самого последнего времени широкий доступ общества к информационно-правовым ресурсам общегосударственной системы был практически невозможен. Это обстоятельство значительно снижало эффективность проведения правовой информатизации в России. Совместными усилиями ГГПУ, ФАПСИ, Минкультуры России и Российского фонда правовых реформ было найдено, на наш взгляд, оптимальное решение по использованию общедоступных библиотек в качестве основы по созданию сети публичных центров правовой информации (ПЦПИ). При ее создании были использованы хорошо отработанные в ФАПСИ технологии предоставления органам государственной власти официальных текстов правовых актов с применением государственной сети с гарантией обеспечения полноты, достоверности и целостности официальной правовой информации. И что же мы сейчас имеем? На 1 августа 2000 года в стране открыто более 120 подобных центров, хотя мы начали такую работу немногим более полутора лет назад. И этот процесс активно развивается. На базе Российской государственной библиотеки и Всероссийской государственной библиотеки иностранной литературы открыты проблемные учебно-методические центры. ФАПСИ привлекло к работам по созданию публичных центров правовой информации Министерство образования РФ, МВД и ряд других заинтересованных министерств и ведомств. ПЦПИ создаются на базе учебных заведений, в первую очередь юридических, имеющих технически оснащенные библиотеки. Можно сказать, что впервые государство создает по-настовщему действенный механизм реализации конституционного права граждан на доступ к правовой информации, в том числе к официальным текстам правовых документов. Этот механизм особенно ценен в условиях, когда подавляющая часть печатных изданий не доходит до регионов. Беседу вел Сергея КОНСТАНТИНОВ