Коммерсантъ-Daily 06-07-96 "Жучок" -- орудие шпиона Шпион образца 1996 года может быть непохожим на Джеймса Бонда или даже на героя Тома Круза в фильме "Mission: Impossible". Шпионом может оказаться совершенно не вызывающий подозрения (на первый взгляд) человек. В портфельчике респектабельного бизнесмена вполне может оказаться аппаратура для микрофотосъемки, а в булавке для галстука или ручке, которой он подписывает контракт, -- микрофон. Высокотехнологичный промышленный шпионаж можно охарактеризовать как один из самых бурно развивающихся секторов мировой "теневой экономики". В компьютерном приложении к газете The Times были опубликованы статистические сведения о распространенности этого явления в Великобритании. Только в лондонском Сити ущерб от кражи компьютерной информации составляет 200 млн фунтов стерлингов в год. Чтобы предотвратить еще большие убытки, британские фирмы тратят на борьбу с промышленным шпионажем 1,5 млрд фунтов в год. Многие фирмы настолько обеспокоены утечкой информации, что устанавливают "жучки" в своем офисе в надежде подслушать служащего-предателя, продающего секреты конкурентам. Не менее распространены и круглосуточно работающие видеокамеры (известен даже один случай, когда подобные устройства были установлены, пардон, в туалетной комнате). Шпионаж -- это грязно, но, увы, неизбежно. В наше время рыночный успех многих фирм в немалой степени зависит от имеющихся в их распоряжении знаний, интеллектуальной собственности. Для конкурента гораздо проще и (что немаловажно) дешевле украсть эти секреты или подкупить служащего в "стане врага", чем тратить огромные средства на новые исследования и развитие. По этой причине посещают бизнесмены хитрые магазинчики с названием вроде "Spy Shop" (магазин для шпионов) и покупают миниатюрные электронные устройства. Одни -- чтобы воровать информацию, другие -- чтобы от ворующих защититься. Законодательства многих стран ЕС запрещают использование этой техники на их территории, но не препятствуют продаже, покупке и хранению подобных устройств. Например, приемник, принимающий сигналы с четырех независимо действующих "жучков", стоит около $500. Усовершенствованный аппарат, позволяющий не только подслушать чужой разговор, но и записать его, а затем переслать по телефонной сети в любой конец земного шара, стоит уже $700. А простенький атташе-кейс, выполняющий одновременно функции ультракоротковолнового радиопередатчика -- всего $1500. Есть еще калькулятор с "жучком" за $1000 -- хороший подарок на день рождения сопернику в бизнесе. Более низкие цены обычно соответствуют и более низкому качеству. К шпионской технике вполне применимы, скажем, существующие в компьютерной индустрии понятия "желтой" и "белой" сборки (то есть собранные в Азии или Западной Европе и Северной Америке соответственно). И, конечно, нельзя забывать о непредсказуемой российской "красной" сборке. Некоторые устройства, создаваемые в бывших сверхсекретных институтах бывшего СССР, сочетают привлекательную цену с неожиданно высоким качеством. Желающие очистить свой офис от электронных "насекомых" могут самостоятельно закупить все нужное оборудование. Правда, самый простенький комплект будет стоить более $100 000. Кому-то покажется более практичным периодически вызывать специалистов со стороны. Такса на полную очистку 5000 м2 офисного помещения составляет $3000-4000. Кроме того, специалисты по борьбе с электронным шпионажем советуют обеспокоенным проблемами безопасности менеджерам не забывать, что техника техникой, но не надо пренебрегать и элементарными мерами предосторожности. Например, не обсуждать деликатные вопросы в чужом офисе, -- только в своем или на нейтральной территории, если ваш собеседник тоже очень умный. Говорить тихо и включать какое-нибудь музыкально-шумовое сопровождение. Конечно же, не пользоваться мобильными телефонами (кроме аппаратов последнего поколения, работающих на частоте 900 мегагерц). Не зря говорилось в старину: "Болтун -- находка для шпиона". ЕМЕЛЯ Ъ-КРЕПОСТНОЙ