Известия 13.07.00 Автоваз попал под конвеер АНДРЕЙ СОЛДАТОВ Облава правоохранительных органов на крупнейшие российские компании продолжается. Следующей мишенью стал "АвтоВАЗ". Вчера директор Федеральной службы налоговой полиции (ФСНП) Вячеслав Солтаганов заявил, что налоговые полицейские 7 июля возбудили уголовное дело против АО "АвтоВАЗ". Руководство крупнейшего автозавода подозревают в неуплате налогов в особо крупных размерах (ст. 199, ч.2 УК РФ). По словам налоговых полицейских, на "АвтоВАЗе" на протяжении нескольких лет выпускали автомобили с дублированными номерами кузовов, тем самым занижая количество продукции. Проще говоря, вместо нескольких реально сошедших с конвейера автомобилей в финансовых документах значился один. По оценкам ФСНП, за несколько лет от налогов таким образом "увели" около 200 тысяч автомашин и нанесли ущерб государству на "сотни миллионов долларов". В пресс-службе "АвтоВАЗа" корреспонденту "Известий" заявили, что обвинения ФСНП -- полный бред: "Мы выпускаем в год 650 тыс. машин, а тут -- 200 тыс. Номера всех сходящих с конвейера машин сразу заносятся в компьютер. Потом: никаких официальных документов нам не предъявлено, никакого уголовного дела, что бы там налоговики ни говорили, не заведено..." Полицейские на это отвечают: "А мы и не обязаны им ничего пересылать. По закону копии документов мы обязаны представить в Генеральную прокуратуру, что мы и сделали. А "АвтоВАЗу" сообщать мы не должны". Между тем, по сведениям наших источников в Тольятти, изложенная ФСНП схема ухода от налогов не только реальна, но и является на "АвтоВАЗе" основной. По нашим данным, эта схема существует примерно 4 года и выглядит так: с конвейера выходят три машины с одинаковым номером кузова, при этом первую забирает официальный дилер (данные об этой машине попадают в налоговые органы), а остальные уходят дилерам из преступных группировок. Те, в свою очередь, вывозят эти машины в строго определенные регионы, например, в Москву или Владикавказ. Причем "дублированные" автомобили старались "разводить" по разным регионам. По словам нашего источника, "отловить" две машины с одним номером кузова практически невозможно: "у ГИБДД есть общая по стране база только по угонам, а регистрационная в каждом городе своя. Поэтому ты можешь поставить машины с одним номером кузова в Москву и Подмосковье, и никто этого даже не заметит". Здесь нелишне напомнить, что основным дилером "АвтоВАЗа" является фирма "ЛОГОВАЗ", которая прочно ассоциируется с Борисом Березовским -- известного олигарха все-таки "задело взрывной волной" невиданной активности Генпрокуратуры в последние дни. Серьезным дилером "АвтоВАЗа" является также крупная фирма "Алан", которой владеет сын бывшего президента Северной Осетии Алан Галазов. В Управлении информации ГУВД "Известиям" подтвердили, что единой базы ГИБДД по России не существует. В каждом регионе есть свои базы, но если автомобили направлялись в разные регионы, то выяснить это совпадение практически невозможно. Даже если при проверке документов окажется, что номер кузова машины тот же, что у числящейся в угоне, а все остальные данные -- "чистые", обыкновенный гаишник сочтет это лишь дурацким совпадением. Можно, конечно, объяснить действия полицейских политическим заказом Кремля (тем более что шеф налоговых полицейских Солтаганов накануне встречался с Путиным) или происками конкурентов, например, чтобы сорвать сделку "АвтоВАЗа" с General Motors. Однако правоохранительные органы не впервые проявили интерес к "АвтоВАЗу" как к самому криминализированному предприятию России. Борьба по "очистке" завода от бандитских "крыш" ведется не первый год и все больше напоминает сводку с театра военных действий. 1996 год -- первая совместная операция правоохранительных органов на "АвтоВАЗе" "Циклон", на которую пришелся массовый "отстрел" в Тольятти криминальных авторитетов. 1998 год -- второй этап "Циклона". В начале 1999 года -- пожар в Самарском УВД, в котором сгорели вместе с 57 сотрудниками милиции материалы "дела АвтоВАЗа". 22 мая уже этого года в центре Тольятти застрелили начальника межрайонного отдела по борьбе с оргпреступностью Дмитрия Огородникова, занимавшегося автозаводом. 23 мая ФСНП провела обыски в 42 зданиях, принадлежащих "АвтоВАЗу" в рамках расследования годичной давности уголовного дела о реэкспорте автомобилей... Между тем, до сих пор такие операции приносили не больше пользы, чем операция "Вихрь-антитеррор", во время которой ловят огромное количество мелких преступников. Более того, часто оказывалось, что операции правоохранительных органов приводили лишь к переделу сфер влияния между преступными группировками. К примеру, после последнего "Циклона" с "АвтоВАЗа" были практически вытеснены все славянские преступные группировки. Правда, сейчас развитие событий может пойти по-иному. "Богатырский замах" Генпрокуратуры в очередной раз может закончиться пшиком. Ведь помимо всего прочего попытка решить проблему криминализации "АвтоВАЗа" обязательно натолкнется на так называемое "крышевание" -- проще говоря, коррупцию местной милиции, которая в той или иной форме поддерживает жизнеспособность выявленной налоговыми полицейскими схемы. Готова ли Генпрокуратура на открытый конфликт с МВД, и, в свою очередь, готово ли МВД к самоочищению и неизбежным потерям в репутации? По данным "Известий", силовые ведомства в данный момент уже согласовали с Кремлем глобальный план по замене бандитских "крыш" на "силовые" на ведущих российских предприятиях через различные фонды поддержки правоохранительных органов, который частично излагается в программе "декриминализации экономики России", предложенной ГУБЭП. Если же правоохранительным органам не удастся довести до логического конца (на юридическом языке -- обвинительного заключения в суде) ситуацию вокруг "АвтоВАЗа", то, скорее всего, широко разрекламированная операция прокуратуры (граничащая с прямым пиаром) закончится переделом сфер влияния на автозаводе, обычной сменой "крыш". © "Известия" 13 Июль 2000г.