КОМСОМОЛЬСКАЯ ПРАВДА 27.06.2000 Управление "Т": От нас так просто не уедешь! Где-то далеко стучат поезда, самолеты сбиваются с пути. Только ФСБ не даст им уйти Когда я улетаю из любого аэропорта Северного Кавказа - мысленно готовлюсь к неприятностям. По иронии судьбы в федеральном розыске находится мой полный однофамилец, умудрившийся еще и родиться со мной в один день. Неразговорчивые крепыши в серых пиджаках уводят меня (бывает что и в наручниках) в маленькую комнату, задумчиво смотрят в компьютер, листают паспорт (номер документа - единственное, что отличает меня от преступника) и наконец с извинениями возвращают на место согласно купленному билету. Поначалу я злился и возмущался. Затем понял - лучше пусть оперативники лишний раз потрясут меня, чем упустят нашкодившего однофамильца. Недавно мне представилась возможность посмотреть в глаза начальнику этих людей: в Департаменте экономической безопасности ФСБ России генерал Юрий Сыромолотов возглавляет управление "Т" - по контрразведывательному обеспечению объектов транспорта. - Олег Владимирович, не секрет, что, несмотря на почти карательные меры на дорогах у чеченской границы, боевики по-прежнему не испытывают недостатка в патронах и провианте. У российского налогоплательщика есть все основания спросить - кто виноват? - Основную подпитку боевики в Чечне получают от исламских организаций, "благотворительных" фондов, находящихся в мусульманских странах. Внутри России боевики наладили производство и сбыт фальшивых денег, "отмывают" незаконно добытые капиталы, которые и вкладывают потом в бизнес. Не секрет, что разворовывается и часть федерального бюджета, выделяемая на социальные нужды и восстановление Чечни. Что же до переброски самих наемников - практически на всех видах транспорта органами безопасности вскрыты каналы незаконной миграции. Фиктивное оформление краткосрочного въезда в Россию, прибытие под видом студентов либо просто в тайниках, например, в железнодорожных вагонах. - Помимо участия в антитеррористических операциях, осуществляет ли ваше управление борьбу с другими видами контрабанды? - Наибольший ущерб стране наносится в результате незаконного вывоза стратегического углеводородного сырья (нефти, газа), алюминия, меди, прочих цветных и драгоценных металлов. С целью борьбы с контрабандой управлением "Т" во взаимодействии с другими подразделениями ФСБ России, органами внутренних дел и таможней проводятся специализированные операции "Трал-перехват" и "Караван-авто". Результат: в доход государства изъято и обращено на сотни миллионов рублей драгоценных металлов и камней, стратегических и других важных сырьевых ресурсов, в том числе несколько десятков природных изумрудов, бриллианты, алмазное сырье и ювелирные изделия на сумму 600 тысяч долларов США, 2014 золотых изделий общим весом более трех килограммов на сумму около 316 тыс. рублей, изъято более 2 кг промышленного золота. К слову сказать, расчеты показывают, что сохраненные и обращенные в доход государства за год по линии управления средства значительно превышают по сумме годовую зарплату сотрудников и руководителей управления. Также по нашей линии только в прошлом году задержано почти две с половиной тысячи единиц огнестрельного оружия, 748 килограммов взрывчатых веществ и 421 килограмм наркотиков. - В самом начале приватизации государство терпело огромные убытки из-за умышленного занижения стоимости продаваемых предприятий частным фирмам. Крупнейшие транспортные предприятия шли с молотка буквально за бесценок... - Приватизация большинства морских портов действительно проводилась с грубыми нарушениями закона. Вопреки мировой практике в собственность акционерных обществ перешла часть недвижимости (здания, складские площади, подъездные пути, коммуникации). Аренда госимущества в морских портах была "обставлена" на неоправданно длительные сроки и по низким арендным ставкам. И теперь разные АО сдают это имущество в субаренду, присваивая разницу в ставках, достигающую 200 - 300 процентов. Поскольку внутренний рынок ценных бумаг далек от совершенства, стоимость акций российских морских пароходств оказалась заниженной в несколько десятков раз. Например, основные фонды крупнейших в России Дальневосточного и Новороссийского морских пароходств оценивались иностранными экспертами в 970 и 740 млн. долларов соответственно, в то время как уставные капиталы акционерных обществ, созданных на базе этих пароходств, были определены в 11 и 8 миллионов долларов. Разумеется, иностранные корпорации принялись просто лихорадочно скупать портовые объекты, и теперь иностранными фирмами контролируется до 40 процентов акций крупнейших российских морских судоходных компаний. Другой пример - "Внуковские авиалинии". Второй крупнейший в стране после "Аэрофлота" авиаперевозчик был выставлен на продажу, обязательное условие которой - вложение в развитие компании определенной суммы. Реально же "Внуковские авиалинии" перешли под контроль малоизвестной фирмы "ВИЛС", которая тут же передала все права Российскому авиационному консорциуму, пытавшемуся одно время взять под контроль всю авиапромышленность. В свою очередь, на векселя "Внуковских авиалиний" консорциум приобрел авиакомпанию "Мурманские авиалинии", ничего в развитие компаний не вложив. По нашей информации, приняты принципиальные решения правительства, направленные на восстановление государственного управления контрольными пакетами акций таких предприятий, как "Рыбкомфлот" и упомянутые "Внуковские авиалинии". Кроме того, в 1999 году через Арбитражные суды с нашей помощью государству возвращены контрольные пакеты акций четырех предприятий, работающих в сфере авиаперевозок, - "Ставропольской авиационной компании", авиакомпании "Мурманские авиалинии", аэропортов "Ставрополь" и "Мурманск". - Есть ли у ФСБ реальные рычаги, чтобы проконтролировать добросовестную реакцию властей на ваши сигналы? - Скажем так, если управлением выявляются факты правонарушений, содержащих серьезные угрозы экономической безопасности транспортной отрасли и государства в целом, мы информируем правительство России. Нередко правительством принимаются решения о создании межведомственных групп, комиссий по расследованию. Примером может служить работа в совместной комиссии Минфина, Службы валютно-экспортного контроля, МВД и ФСБ России по проверке валютно-финансовой деятельности крупных экспедиторских компаний "Трансрейл", "Петра", "Росвагонмаш", которые контролировали более 70% российского рынка грузовых железнодорожных перевозок. Был вскрыт нанесенный государству компанией "Трансрейл" ущерб в размере 6 млрд. неденоминированных рублей, 64 млн. долларов США и более 845 млн. немецких марок. - Бывало ли, что результаты осуществленных органами безопасности проверок не доходили до судов? - По сравнению с 1997 - 1998 годами число материалов, связанных с коррупцией в органах государственной власти и управления, принятых к производству только нашим управлением, возросло более чем в два раза. Вот только "коррупционные" статьи Уголовного кодекса подследственны другим правоохранительным органам - мы вынуждены передавать наработанные по данной теме материалы в прокуратуру, органы внутренних дел, налоговую полицию. Думаю, что, если бы органам безопасности было дано право доводить эти дела до конца, результативность была бы выше. - Как вам работается с таможней? - В прошлом году только на воздушном транспорте нами было заведено более 14 тысяч уголовных дел о нарушении таможенных правил. На железной дороге - более 15 тысяч, а на автомобильном - все 66 тысяч. Уже сейчас в доход государственной казны взыскано около 10 миллионов рублей, но это, поверьте, мелочи по сравнению со сверхприбылями, которые получают нарушители таможенных правил. Взять одно из самых распространенных нарушений - перегруз самолетов. К примеру, Ил-76 может взять на крыло 40 тонн груза, а зачастую (это очень характерно для авиакомпаний, работающих в Юго-Восточной Азии и на Ближнем Востоке), хозяева грузят все 60. В документах, естественно, пишется положенная норма. Не говоря уж о государственном ущербе, перегруз воздушных судов ведет к катастрофам... А посмотрите документы на ввозимые товары - если им верить, получается всю территорию страны уже можно засыпать на несколько сантиметров слоем детских игрушек и скрепок! Фактически же перевозятся меховые изделия, радиоаппаратура, автозапчасти. То есть товары, с которых государство недополучает миллионы долларов в виде налогов и таможенных платежей. - А как выходит, что российские самолеты с российскими же пилотами перевозят в Африке оружие? - Использование наших самолетов за границей и в Африке в особенности вообще наносит серьезный политический и экономический ущерб России. А происходит это так: сидит без дела летный отряд где-нибудь под Курском и от безысходности заключает договор с африканской страной на "мокрый лизинг" - то есть на аренду техники вместе с экипажем якобы в интересах наблюдательных миссий ООН. Разумеется, никаких ооновских грузов наши экипажи не видят, потому что их сразу передают в субаренду третьей фирме. У летчиков забирают паспорта и заставляют возить все что угодно, в боевых условиях и с перегрузом. С 96-го по 99-й год в Африке потерпели катастрофы четыре российских самолета, что привело к гибели и российских граждан, и местного населения. Надо смотреть правде в глаза - российские самолеты перевозят в Африке и оружие, и боеприпасы, и наркотики. Экипажи частных авиакомпаний за это арес-товываются, а потом их освобождает и приветствует вся Россия... Я уже не говорю о том, что деньги за подобную аренду наших самолетов переводятся не в российские банки, а в банки таких стран, которых вы на карте-то не найдете. - Что же, запретить летать в Африку? - Почему же? Просто каждый такой контракт должен проходить регистрацию и контроль в Федеральной службе воздушного транспорта, МИДе. Потом экипаж должен регистрироваться в посольстве той страны, где они работают. Проблем тогда будет гораздо меньше... Беседовал Сергей ГЕРАСИМЕНКО.