Новая газета 25.09.2000 125 АВТОМАТЧИКОВ И ОДИН ГРАНАТОМЕТЧИК приехали в офис крупнейшего грузоперевозчика России <Ист Лайн> Руководители России тщательно заманивают иностранный капитал на экономические просторы страны. Но почему-то не сообщают инвесторам, кто и как создает в стране <теплый> инвестиционный климат. Что ждет иностранцев, легко понять, глядя на российских инвесторов. Впрочем, что тут рассказывать? Генпрокурор официально требует от олигарха Потанина вернуть миллионы, иначе... Министр Лесин раздает ордера на арест или амнистии на рынке СМИ... С некоторыми бизнесменами разговоры ведутся проще. И в масках. 125 автоматчиков и один гранатометчик (на случай танковой атаки?) ворвались в центральный офис авиакомпании <Ист Лайн> - крупнейшего грузоперевозчика России. Последовало традиционное: всем оставаться на своих местах, не трогать ничего на рабочих местах, выключить мобильные телефоны. Компьютеры опечатали и вывезли вместе со всей документацией. Сотрудников допросили и отпустили. Как выяснилось, против <Ист Лайна> возбудили уголовное дело за <контрабанду>. Это сильно удивило руководство компании, поскольку инцидент, который мог бы хоть в какой-то степени оправдать действия ФСБ, был исчерпан несколько месяцев назад. И вообще обвинять перевозчика в грехах владельца груза - все равно что клеймить водителя за то, что в его автобусе оказался безбилетный пассажир. Но контрразведчики все-таки нагрянули, проявив необъяснимое упорство. Сотрудникам компании пришлось истолковывать чуть ли не каждую бумагу на своих рабочих столах. В общем, блокаду с центрального офиса сняли только спустя три (!) дня. Вероятно, были уверены, что <контрабанда> оформляется документально, а ее следы нужно искать непременно в головной организации, за пазухой у клерков. Впрочем, ФСБ сложно заподозрить в такой наивности. Судя по всему, федеральную службу в очередной раз использовали в качестве тяжелого, но, увы, тупого предмета, определяющего исход конкурентной борьбы. <Новая газета> уже писала о битве на рынке международных грузовых перевозок. Весной нынешнего года Гульназ Сотникова (глава Благотворительного фонда примирения и согласия, попечительский совет которого возглавляет Патриарх всея Руси) предложила создать негосударственного <единого агента> международных грузовых перевозок. Агент, по замыслу автора, получает исключительные полномочия и на место хаоса конкурентной борьбы привносит на рынок здравый смысл. Идеи Госплана бессмертны... К счастью, реализация затеи с <единым агентом> провалилась. Но тут возникли другие агенты. С гранатометом. После оперативных мероприятий ФСБ офис авиакомпании практически разгромлен. Судя по следам истязаний, более всех в контрабанде подозревался банкомат: его вскрыли в извращенной форме. (Кстати, банкомат не принадлежал <Ист Лайну>, о чем были предупреждены сотрудники ФСБ.) Блокированы спецсвязь и компьютерная сеть. Опечатано оборудование в аэропорту. Заморожены финансовые потоки. Вынужденное бездействие одного самолета (а всего их около пятидесяти) ежедневно обходится компании в 12 тыс. долларов. Есть много способов борьбы с контрабандой. Выбран не самый эффективный, но самый эффектный, что наводит на мысль о демонстративном характере налета. Метод стал важнее цели? Или это не борьба с контрабандой, а просто конкурентная борьба? Значит, на рынке грузовых перевозок побеждают не те, у кого крепче крылья, а у кого есть твердая рука. Государство отчаянно декларирует диктатуру закона. Но, увы, торжество закона достигается незаконными методами. А значит, это не торжество. И не закона. P.S. Компания <Ист Лайн> подала жалобу в Генпрокуратуру на действия ФСБ. Редакция будет следить за ходом событий. "Новая газета" № 50 25.09.2000