Новая газета Понедельник 14.12.1998 Показательное наказание. Версия ареста первого замминистра Петрова и отставки Старовойтова Михаил КРУГОВ На встрече с депутатами 8 декабря Ю. Скуратов пожаловался, что ФАПСИ и внешняя разведка "зачастую скрывают от прокуроров качественные оперативные материалы по соображениям политической конъюнктуры". Странное заявление. Что такого могут знать наши резиденты за границей или специалисты по криптографии и электронному перехвату по делам, касающимся коррупции и криминала внутри страны? Причем такого, что очень нужно генпрокурору и о чем он раньше никогда даже не заикался? А может, во власти что-то изменилось? А мы просто этого не заметили. Несомненно, самым "ценным" плодом творчества экс-реформаторской молодежи стало широкое внедрение в деятельность власти метода валяния дурака. Егор Гайдар делал вид, что разбирается в устройстве общества в целом и экономики, в частности. Виктор Черномырдин шесть лет валял дурака, имитируя титаническую работу по управлению хозяйством страны, тогда как в действительности был кем-то вроде председателя ликвидационной комиссии. Властным валянием дурака объясняется большинство странностей и несуразностей нашей действительности. Сотрудники ФСБ жалуются, что их принуждают убивать и похищать людей. Но делают они это так же незатейливо, как пионеры, закладывающие вожатой Петю-хулигана. Где "подколотый, подшитый материал", записи разговоров, перечень менее тяжких подвигов контрразведчиков? Понятно, что это обычная для практики спецслужб провокация из разряда "то ли он украл, то ли у него украли", рассчитанная на непуганых идиотов, каковыми всех нас, видимо, считают хормейстеры. Самая большая загадка нашего времени - незаконный вывоз капиталов из страны. Но какой разговор может идти на тему "где спрятаны деньги?", если вообще неизвестно, сколько украдено? Хотя, как представляется, мы имеем дело с мнимой загадкой. Несомненно, весьма странным выглядит недавний арест первого замминистра финансов В. Петрова. Спецслужбы ухитрились найти его счет в банке карликовой республики Андорры. И даже смогли узнать, откуда, сколько и какие деньги попали на этот счет. Но наш герой в деле обращения финансов съел, конечно, собаку. И лучше, чем кто-либо, знал, как нужно надежно прятать деньги. Опять же оффшоры вроде для того и существуют, чтобы прятать незаконные доходы. Это подразумевает усиленную охрану их тайн и неимоверные трудности, а значит, и огромные расходы на их разгадывание. Поэтому показательное проникновение наших нищих спецслужб в одну из оффшорных тайн классного профессионала выглядит достаточно странным. Если только не знать некоторых технологий работы разведки. Дело в том, что в конце ХХ века все платежи проходят по компьютерным сетям. А электронная разведка главенствует в семействе спецслужб. Для нее не составляет особого труда поставить под колпак банковские компьютерные сети. Как только в России начались "экономические реформы", западные спецслужбы удвоили внимание к контролю за банками. Потому что чиновник с тайным счетом в оффшоре - готовый объект для вербовки. Недавно бывший шеф ЦРУ Уильям Уэбстер подтвердил нашим депутатам, что западные спецслужбы действительно держат под колпаком все оффшоры и знают обо всех счетах российских чиновников. Наши спецслужбы тоже не пили горькую, оплакивая потерю былого величия. Уж они-то с удесятеренным вниманием занялись электронной разведкой в финансовой сфере. Логично предположить, что они тоже все знают и, будьте уверены, используют эти знания в своих интересах на все сто процентов. По крайней мере о финансовых проблемах той же ФАПСИ никогда не было слышно. Хотя вроде тоже военные. Бедняга А. Хинштейн из "МК" аж четыре материала опубликовал о финансовых аферах начальника ФАПСИ А. Старовойтова. И хоть бы рябь по СМИ прошла. Феномен объясняется очень просто: генерал знает обо всех тайных счетах всех чиновников, начиная от Кремля и кончая Корякским автономным округом. Арест же Петрова удивительным образом не затрагивает ни одного клана, ни одной политической группировки и ни одной экономической империи. Секрет такой избирательности заключается в том, что мы имеем дело с показательным наказанием. Правительство состоит не только из руководителей, но и из огромного числа чиновников второго и третьего уровня. Сегодня это - коррумпированное и имеющее множество собственных интересов сообщество. Примакову, чтобы заставить его работать, нужно было или менять весь без исключения аппарат, или жестко подчинить его себе каким-то совершенно нестандартным способом. Наш премьер - профессионал в сфере деятельности спецслужб. Логично, что он воспользовался имеющейся у ФАПСИ и внешней разведки информацией о спрятанных чиновниками деньгах для подчинения аппарата новому правительству. На дикое сообщество нужно было нагнать жути, чтобы хоть за страх, но заставить работать. Назначение ничейного Петрова на роль "козла устрашения" именно эту задачу и решало. В деле многолетней безуспешной борьбы с коррупцией по форме все правильно. Борются МВД и ФСБ, которые с заграницей дел не имеют. Хотя именно там нужно искать все хвосты наших воров и взяточников. Но ищут здесь, где жулики якобы "трудятся". Это очень напоминает детский анекдот про пьяного, ищущего потерю не там, где она случилась, а под фонарем, где светло. Но к ФАПСИ и внешней разведке формально нельзя предъявлять претензий. Во-первых, ловля жуликов в их уставе не значится, во-вторых, их на эту тему никто не спрашивал. А то, что они знают об этих делах больше прочих наших силовиков, что и продемонстрировало дело Петрова, - так это почему-то никому не интересно. В самом деле, представьте себе Чубайса (в бытность его первым вице-премьером по экономике), требующего от ФАПСИ информацию о взяточниках, которые разворовывают подведомственное ему хозяйство! Он-то прекрасно понимает, чьи фамилии могут оказаться в двух первых строчках списка, например, на букву "Ч" или "К". Последнее подтверждение нашей версии - брошенное вскользь замечание премьера о том, что он собирается использовать в деле управления кабинетом возможности спецслужб. Все это вместе взятое укладывается в целостную и понятную картину только при одном условии: ФАПСИ и внешняя разведка прекрасно осведомлены обо всех вывезенных за границу капиталах. Кем вывезено, как, сколько и где сегодня они лежат. Поэтому зададимся вопросом: продолжит ли новая власть валять дурака в деле борьбы с коррупцией? P.S.: Неплохо укладываются в описанную версию увольнение А. Старовойтова и назначение в президентскую администрацию В. Макарова. Внезапная и ничем не мотивированная отставка главы ФАПСИ вполне может объясняться тем, что "хозяин" наконец узнал от премьера, чем еще, кроме выполнения своих прямых обязанностей, занимается спецслужба. А узнав, выгнал начальника и, разумеется, замкнул источник информации на себя. Спецслужбы никогда никому не доверяют. Когда им приходится снабжать информацией какое-то чужое ведомство, они обязательно сажают туда своего представителя для контроля за сохранностью и адресностью информации. Так что назначение генерала ФАПСИ В. Макарова замом по кадрам президентской администрации точно указывает, откуда пойдет информация и каких вопросов она будет касаться. При этом ранг прикомандированного и его должность подтверждают, что получателем информации будет сам президент, а не его администрация. Который сам будет казнить или миловать проворовавшихся, исходя из собственных соображений. Понятно также, на чем ранее базировалась идея правительства об амнистии вывезенных капиталов с помощью номерных счетов, на которой последняя "рокировочка" скорее всего поставит крест. 14.12.98 "Новая газета Понедельник" N 49