Кто есть кто 25.05.1995 ВТОРАЯ ЖИЗНЬ "ВЫМПЕЛА" Созданная для специальных операций группа "Вымпел" входила в управление "С" (нелегальная разведка) Первого главного управления КГБ СССР. Бойцы "Вымпела" освобождали заложников, боролись с террористами, проводили специальные операции, имеют уникальный опыт разведывательной и диверсионной работы. Создавал группу и был ее наставником начальник управления "С" генерал-майор Юрий Иванович Дроздов. Год назад "Вымпел" фактически прекратил существование, когда по решению Президента РФ группу передали из ФСК в МВД. За спецназовцами буквально стали охотиться, наперехват приглашая в различные коммерческие и, особо подчеркнем, криминальные образования. Оставшиеся вне службы офицеры сегодня обеспечивают безопасность крупнейших фирм и банков (например "ЛУКойл" и "ЮКОС" ), создали охранные агентства. 14 декабря 1994 года в Москве была зарегистрирована Ассоциация делового сотрудничества ветеранов подразделений специального назначения и специальных служб "Вымпел-Союз". Ее учредители -- Фонд социальной адаптации ветеранов подразделений специального назначения органов госбезопасности "Вымпел", комитет по делам воинов-интернационалистов -- СНГ, объединение инвалидов войны в Афганистане "Эфа", Школа безопасности предпринимательской деятельности и Агентства безопасности "ЛУКОМ-А", "КАРАТ", "ГЕКТОР", "Вымпел -- морской транспорт". О новом "Вымпеле" мало кто знал, пока в конце апреля он не провел громкую презентацию в Президент-отеле, что позволило некоторым наблюдателям заметить: "Разбитая ртуть собирается воедино". Почетным президентом избран Ю. И. Дроздов (его речь в сокращенном виде мы предлагаем вниманию читателей). * * * Наши ветераны, получившие уникальный опыт в специальных операциях в Афганистане, Анголе, во Вьетнаме, на Кубе, в Мозамбике, Никарагуа и других "горячих точках" мира, пришли к выводу, что найти свое место в новых жизненных условиях можно только опираясь на возможности друг друга и в тесном союзе здоровых сил общества. Ассоциация располагает объединенными финансовыми, информационными, кадровыми, юридическими и материально-техническими возможностями, системой взаимных гарантий безопасности. "Вымпел-Союз" открыт для сотрудничества со всеми, кому дороги такие понятия, как ЧЕСТЬ, ПОРЯДОЧНОСТЬ, РОССИЯ. Известно, что ветераны "Вымпела" и других подразделений специального назначения, уйдя в запас или отставку, продолжают трудиться на различных государственных, акционированных и приватизированных предприятиях, в финансово-промышленных группах, банках, выполняя самые разнообразные функции. Эти функции определяют то внимание, которое они уделяют вопросам информационного, охранного и специального обеспечения тех структур, которые сегодня составляют и создают новое национальное богатство нашей страны. Серьезность проблем, решаемых этими новыми силами в крайне сложной обстановке, заставляет дать ей оценку. Думаю, что дамы и господа с терпением выслушают эту точку зрения агентства "НАМАКОН". Оставим несколько в стороне вопросы нашего внутреннего положения. Мы его знаем, и каждый по-своему участвует в его развитии. Общую оценку положения в мире, на мой взгляд, интересно дал в своем докладе на 32-й Мюнхенской конференции по вопросам политики безопасности в феврале сего года руководитель концерна "Даймлер Бенц" Ю. Шремп. Он заявил, что происходит дальнейшее обострение борьбы, которую ведут в глобальном масштабе индустриально развитые страны за рынки сбыта и прорыв к новым технологиям. Эта борьба является "сильным" компонентом политики безопасности государств. Страна, обеспечивающая своему народному хозяйству наиболее выгодное положение в ключевых технологиях, основных отраслях производства и выходящая на перспективные международные рынки, в стратегическом плане приобретает более выгодное положение в сравнении с другими государствами и с точки зрения политики безопасности. Партнерство в данном контексте возможно только между равными участниками. В противном случае возникают неконтролируемое соперничество и борьба за место в таком партнерстве. В сравнении с США, РФ, Китаем и Японией ФРГ и другие ведущие страны Западной Европы по-прежнему принадлежат к "средней весовой категории" и не могут с успехом в одиночку представлять на международной арене как свои политико-стратегические, так и экономические и другие жизненно важные интересы. США являются единственным государством, имеющим все необходимые предпосылки (государственные, промышленные, технологические, военные и политические) для успешной реализации собственной внешней политики и политики в области безопасности. Технологическая, экономическая и внешняя политика США является средством политики безопасности. Для Европы, согласно Ю. Шремпу, вопрос заключается не в величине предприятий и их экономической мощи, а в создании политико-стратегических предпосылок общего плана: гармонизация правовых предписаний в отношении картелей и фирм, политика поощрения конкурентоспособности неконкурентоспособных предприятий (как правило, из госсектора), государственная поддержка и координация НИОКР, сочетание государственных и частных мощностей при проведении НИОКР, придание приоритетного характера ключевым технологиям, единые экспортные предписания и создание подлинно единого европейского рынка для оборонно-технической продукции. Примечательно, что к числу соперников европейской промышленности Ю. Шремп наряду с Китаем, Японией, Кореей и Юго-Восточной Азией отнес и азиатскую часть бывшего Союза ССР, призвав активно действовать в этих странах с точки зрения обеспечения позиций на будущее. Указав, что США необходима как партнер и союзник сильная Европа, Ю. Шремп призвал к трактовке экономической политики как политики безопасности, имеющей свои внутренний и внешний аспекты. В этом контексте, отметил он, стратегическими отделами промышленных фирм разработан сценарий "Conflict Prevention Initiative" для определения основных позиций такой новой политики безопасности. Ю. Шремп назвал также ряд проектов, осуществление которых может содействовать реализации такой политики безопасности (создание объектов инфраструктуры в быстроразвивающихся районах Азии; коммуникационные услуги в Восточной Европе с применением технологий СНГ; создание станций раннего предупреждения для отслеживания изменений окружающей среды, включая проведение стратегической разведки; создание коммуникационных сетей для распространения знаний и услуг в области образования и медицины в слаборазвитых регионах; создание мощностей и технологий по переработке отходов; разработка концепции орошения пустынных районов; помощь в создании местных сетей снабжения промышленными и сельскохозяйственными товарами в районах с бывшим до последнего времени плановым хозяйством; строительство мощностей для производства высокоэнергетического топлива и рефинансирование за счет его продажи в целях содействия становлению рыночной экономики; создание трансграничной транспортной системы для грузо-пассажирских перевозок). Реализация такой комплексной политики безопасности представляется Ю. Шремпу при условии учета следующих предпосылок: -- создание политическими структурами, по примеру США, в Европе конфиденциальной информационной системы о проектах европейской промышленности; -- более конкретное вовлечение правительствами промышленности в контакты с третьими странами на основе функционирования данной системы; -- в случае необходимости перенятие государством части рисков промышленности, вовлеченной в реализацию такой стратегии; -- согласование ее с требованиями ГАТТ при более полном использовании европейской промышленностью имеющихся в международном плане возможностей. Как видите, вопросы экономики находятся на самом переднем плане мировой политики. Необходимо отметить, что они были предметом обсуждения и на слушаниях по угрозам для США в мировом масштабе во второй декаде января 1995 года, где нашей стране было уделено одно из центральных мест. Бывший госсекретарь США Д. Бейкер отметил, что "баланс политики США в отношении России может достигнуть критической точки". Он считает, что "при трезвом рассмотрении национальных интересов следует подходить с позиций селективного вмешательства, что необходимо вернуться к концепции " Мир через силу ", обеспечившей США победу в " холодной войне ". Бывший директор ЦРУ Дж. Вулси на этом же совещании заявил, что мировая держава с глобальными интересами должна быть наиболее полно, насколько позволяют человеческие возможности, информирована о любых возможных угрозах. Вулси был весьма резок на этом совещании, когда в своем ответе на требования общественности США сократить расходы на спецслужбы заявил: " Если история нас чему-то учит о разведке, так это тому, что высшей степенью идиотизма является игнорирование внешнего мира, который может представлять множество опасных проблем, серьезно угрожающих нашим национальным интересам ". " Мы должны понять это, -- сказал он, -- а также учитывать неопределенное будущее стран-гигантов, таких, как Россия и Китай ". Любыми путями -- дипломатическими, построениями коалиций, методами устрашения и, при крайней необходимости, военными действиями вместе с другими демократическими и миролюбивыми государствами США должны помогать направлять события таким образом, чтобы обеспечивать для себя мир и безопасность. Дав в целом объективную, хотя и неприятную оценку положения у нас, он отметил наличие ряда противоречий между нашими странами, которые вызывают раздражение, но тут же заметил, что он не призывает к возврату "холодной войны" с Россией. Ведь по сути дела по целому ряду этих вопросов у США имеются разногласия и с ближайшими союзниками. Но абсолютно понятно, что Россия пересматривает свою внешнюю политику и четко дает понять о своем желании сохранить позиции влияния в мировой политике. Российская внешняя политика будет подвергаться влиянию превратностей судьбы, возникающих во внутренних делах. Такая политика, при которой несогласие России с США в некоторых подходах к основным международным вопросам может оставить Президента Ельцина уязвимым перед возникающими оценками России, которой отведена роль младшего партнера. Масштабы таких настроений безусловно будут увеличиваться по мере приближения парламентских и президентских выборов. Точку зрения Вулси на этом заседании еще более откровенно поддержал и развил директор Военного разведывательного агентства генерал-лейтенант Джеймс Р. Клэппер. Он также указал на три потенциальные угрозы: Северная Корея; политические и военные процессы в России; распространение технологий, связанных с оружием массового поражения. Завершение "холодной войны" все еще дает себя знать в различных процессах и повышении степени угроз. Если эти тенденции продолжатся, перспективы появления хорошо подготовленных и материально обеспеченных главных региональных агрессоров в начале XXI века представляются относительно маловероятными. Однако вероятность возникновения напряженностей этнического, религиозного и сектантского характера как внутри определенных стран, так и за пределами их границ будет, видимо, повышаться. Более того, длительность развития политических процессов, особенно в Европе, Азии и на Ближнем Востоке, может принять обратный характер и свести к нулю достижения последних лет. Генерал Клэппер отметил, что в приоритетной части спектра угроз находится ряд стран, которые способны до определенной степени проводить военные операции, влияющие на интересы США. В отношении этих стран мы должны проводить исследования, которые включают их военно-политические намерения, военные доктрины, стратегию, тактику, анализы военных операций, а также ряд подсобных исследований -- военная подготовка, боеготовность, инфраструктура и т. п. Для этого мы должны быть осведомлены о всех технических деталях систем вооружений той или иной страны, чтобы обеспечить информацией наши вооруженные силы. Мы должны быть в состоянии смотреть вперед -- на одно-два десятилетия. Нам необходимо кроме вооруженных сил страны иметь представление о географической среде, в которой могут действовать наши войска. Данные этого типа значительно отличаются от тех, которые требуются для обеспечения широкомасштабных конфликтов, но процессы их сбора и анализа такие же сложные. В заключение своего небольшого, но интересного во всех отношениях доклада он отметил, что в Пентагоне не сидят сложа руки и предприняли несколько инициатив в военном разведывательном сообществе, которые помогут нам лучше понять явления внезапной или "нерегулярной" войны: -- проводится изучение войны в городских условиях; -- изучение операций, которые "не являются войной"; -- разработана экспертиза для подготовки анализа военных действий в городе и с (или между) племенами; -- создается группа аналитиков для исследования "Третьей мировой нестабильности" и подготовки рекомендаций для армии США. Что же касается последнего, то, суммируя все сказанное на совещании, это звучит предупреждающе и для политиков, и для предпринимателей, финансистов, ответственных за морально-политическое и экономическое оздоровление России и ее национальную безопасность. Бог мой, можно было бы пройти мимо высказываний этого генерала, озабоченного сохранением бюджетных ассигнований для своего ведомства, если бы его аккуратно, тонко не поддерживали политики и такие советники, как З. Бжезинский, развернувший в конце февраля широкую программу корректировки политики США по отношению к России. Центральным пунктом его программы являются сокращение помощи России и дальнейшая децентрализация нашей страны, предотвращение ее возрождения как сильного государства. И здесь можно было бы пройти мимо, тем более симпатии автора известны. Ан нет, нельзя. Ибо уже в США, МВФ и МБ стали делать расчеты о прекращении помощи России с 1997 -- 1998 годов, уже требуют вернуть или отдать Калининградскую область. Можно было бы перечислять до бесконечности... У нас есть твердое убеждение, что процессу укрепления прочных деловых, партнерских и дружеских связей наших предпринимателей внутри страны и за рубежом осторожно, с оглядкой, маскируясь, мешают, не желают видеть возрожденную и уверенную, самостоятельную Россию, хотя и не скрывают прямого интереса подчинения богатства новых российских собственников интересам развития экономики своих стран. Мой хороший знакомый редактор журнала "Форбс" Питер Фурманн в одной из бесед обмолвился, что к экономическому проникновению в Россию они стали готовиться сразу же с 1985 года, что он довольно интересно отразил в январском номере своего журнала. Не потому ли нам всем иногда очень трудно? Вот в такой серьезной обстановке решают свои проблемы российские деловые круги и совместно с ними организации, входящие в ассоциацию "Вымпел-Союз". Даже в этой сложной обстановке западный деловой мир весьма заинтересован в контактах с Россией, ее деловыми кругами и российским промышленным и производственным комплексом. Известные успехи нашего машиностроительного комплекса вселяют уверенность что кризис будет преодолен. Ни у кого нет сомнения в этом. Россия не пропадет, если наконец-то осмотреться и сказать себе: хватит, посудачили, поговорили, разобрались. Пора за дело. Сообща. Без разговоров на разные темы, только о деле, и делать дело, как с ним справляются те, кто свой приращенный капитал бросает на защиту и расширение производства и вопреки многому добивается успеха. РУКОВОДИТЕЛИ "ВЫМПЕЛА" Почетный президент ассоциации "Вымпел-Союз", генерал-майор Ю. И. Дроздов, участник Великой Отечественной войны. Станислав Изотов -- президент ассоциации "Вымпел-Союз" (39 лет, родился в Курской обл.). Имеет высшее военное образование. Окончил школу КГБ. Подполковник запаса. 10 лет служил в "Вымпеле". Женат, двое детей. Увлекается охотой, рыбалкой, туризмом. Игорь Волошин -- вице-президент ассоциации "Вымпел-Союз" (36 лет, уроженец Воронежской обл.). Высшее военное образование, школа КГБ, Краснознаменный разведывательный институт. 12 лет в "Вымпеле". Холост. Увлечения: музыка, театр, литература.