ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 24 октября 1997 г. N 1832-II ГД О ПРОЕКТЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКЕ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации постановляет: 1. Принять в первом чтении проект Федерального закона "О государственной поддержке высокотехнологического промышленного комплекса Российской Федерации", внесенного депутатами Государственной Думы Сулакшиным С.С. и Никитчуком И.И. 2. Направить указанный законопроект Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, комитеты и комиссию Государственной Думы, депутатские объединения в Государственной Думе, Правительство Российской Федерации, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, Центральный банк Российской Федерации, Счетную палату Российской Федерации. Установить, что поправки, предложения и замечания к указанному законопроекту направляются в Комитет Государственной Думы по промышленности, строительству, транспорту и энергетике до 1 декабря 1997 года. 3. Комитету Государственной Думы по промышленности, строительству, транспорту и энергетике доработать указанный законопроект с учетом поступивших поправок, предложений и замечаний и внести его на рассмотрение Государственной Думы во втором чтении. 4. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его принятия. Председатель Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Г.Н.СЕЛЕЗНЕВ Проект Вносится депутатами Государственной Думы - членом Комитета по промышленности, строительству, транспорту и энергетике С.С. СУЛАКШИНЫМ, членом Комитета по конверсии и наукоемким технологиям И.И. НИКИТЧУКОМ РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКЕ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Настоящий Федеральный закон определяет в соответствии со статьей 71 Конституции Российской Федерации основы федеральной политики и принципы формирования федеральных программ по государственной поддержке высокотехнологического промышленного комплекса Российской Федерации. Настоящий Федеральный закон регламентирует отношения, возникающие в процессе деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений, организаций и граждан, связанной с обеспечением разработки и производства вооружений, военной техники, их компонентов, другой высокотехнологичной наукоемкой продукции, развитием необходимых научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, подготовкой и сохранением высококвалифицированных кадров. ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Основные термины и понятия, применяемые в Законе Высокотехнологический промышленный комплекс - комплекс, объединяющий оборонозначимые направления образования, науки и производства, которые обеспечивают создание научных, технологических и промышленных основ защиты жизненно-важных интересов общества и государства, экономической и военной безопасности, сохранения возможностей разработки и производства наукоемкой конкурентоспособной продукции. Указанный комплекс требует опережающего развития и постоянной государственной поддержки. Национальные интересы - совокупность ценностей, определяемых конституционным строем, суверенитетом и территориальной целостностью государства, материальным и духовным достоянием общества и конституционными правами личности. Государственная поддержка - политика государства по обеспечению благоприятных условий развития высокотехнологического промышленного комплекса страны. Федеральная программа - программа, принимаемая федеральными органами государственной власти для решения конкретных задач по обеспечению национальных интересов. Интеллектуальный потенциал - уровень научно-технического развития страны и обеспеченность квалифицированными кадрами. Статья 2. Цели государственной политики по поддержке высокотехнологического комплекса страны Целями государственной политики по поддержке высокотехнологического промышленного комплекса являются: развитие и поддержание образовательного, научно-технического, технологического и промышленного потенциалов на уровне, необходимом для обеспечения безопасности государства, в том числе недопущение критического научно-технического, технологического и образовательного отставания от наиболее развитых стран мира; создание системы экономических, социальных и правовых гарантий для поддержания авторитета и престижа труда работников высокотехнологического промышленного комплекса. Статья 3. Высокотехнологические промышленные сферы и объекты национальных интересов страны К высокотехнологическим промышленным объектам защиты национальных интересов страны относятся: функциональные направления деятельности, непосредственно связанные с созданием базовых технологий, с исследованиями, разработкой и производством высокотехнологичной наукоемкой продукции в области авиационной, ракетной и космической техники, судостроения и специального транспорта, связи, информатики и коммуникаций, оптики, электроники и радиотехники, ядерной энергетики и делящихся материалов, биотехнологии, экологической безопасности, спецхимии, в том числе вооружений и военной техники, а также с подготовкой кадров по этим направлениям; научно-исследовательские, проектные, конструкторские, технологические производственные организации и предприятия, высшие учебные заведения независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, обеспечивающие реализацию федеральных программ и государственного заказа в указанных направлениях. Конкретный перечень высокотехнологических промышленных сфер и объектов определяется в соответствии с настоящим Федеральным законом. Статья 4. Основные принципы государственной политики поддержки высокотехнологического промышленного комплекса Государственная политика поддержки высокотехнологического промышленного комплекса основывается на следующих принципах: использования комплексного программно-целевого планирования развития высокотехнологического промышленного комплекса; опережающего развития высокотехнологического промышленного комплекса; интеграции науки, производства и технологии; обеспечения конкурентоспособности отечественной наукоемкой высокотехнологичной продукции на мировом рынке; государственного протекционизма, обеспечивающего благоприятные условия развития высокотехнологического промышленного комплекса; единой системы обеспечения качества военной и гражданской продукции, выпускаемой организациями, функционирующими в высокотехнологическом промышленном комплексе; обеспечения социальной комфортности и престижности профессиональной деятельности работникам высокотехнологического промышленного комплекса. Статья 5. Гласность и открытость информации о высокотехнологическом промышленном комплексе Для содействия прогрессу в высокотехнологическом промышленном комплексе информация о деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в этих направлениях, отвечающих целям настоящего Федерального закона, является гласной и открытой, если иное не предусмотрено Законом Российской Федерации "О государственной тайне". Правительство Российской Федерации не реже одного раза в год публикует в средствах массовой информации материалы о состоянии реализации федеральных программ, обеспечивающих развитие и поддержку высокотехнологического промышленного комплекса. Счетная палата Российской Федерации в установленном порядке опубликовывает материалы о результатах контрольных проверок расходования бюджетных средств на объектах высокотехнологического промышленного комплекса. Открытость информации о состоянии высокотехнологического промышленного комплекса обеспечивается правом граждан и юридических лиц Российской Федерации запрашивать и получать информацию о социально-экономическом положении и развитии высокотехнологического промышленного комплекса. Гласность информации о состоянии высокотехнологического промышленного комплекса обеспечивается средствами массовой информации. Сокрытие информации, если иное непредусмотрено законодательством Российской Федерации, или представление несоответствующих действительности данных, отвечающих целям настоящего Закона, влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. ГЛАВА II. ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ ПО ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКЕ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА Статья 6. Полномочия Президента Российской Федерации по государственной поддержке высокотехнологического промышленного комплекса Президент Российской Федерации: определяет в соответствии с принципами, указанными в настоящем Законе, основные приоритеты развития образования, науки и промышленности, обеспечивающие национальную безопасность страны; определяет в ежегодном послании Федеральному Собранию - парламенту Российской Федерации стратегию защиты национальных интересов Российской Федерации и развития в связи с ней высокотехнологического промышленного комплекса; организует разработку концепции стратегического планирования, развития Вооруженных Сил и оборонной промышленности, обеспечивающей взаимоувязку целей федеральных программ, федерального бюджета и государственного заказа; координирует и направляет деятельность всех органов исполнительной власти в высокотехнологическом промышленном комплексе и контролирует эту деятельность; ежегодно до начала формирования федерального бюджета утверждает по представлению Правительства Российской Федерации перечень федеральных программ и приоритетов в развитии высокотехнологического промышленного комплекса; формирует Совет по координации деятельности оборонозначимых отраслей науки, образования и промышленности (Оборонно - промышленный совет), статус которого определяется Президентом Российской Федерации. В задачи Оборонно-промышленного совета, в частности, должны входить организация эффективного сотрудничества и взаимодействия федеральных органов власти, органов власти субъектов Российской Федерации высокотехнологическом промышленном комплексе разработка рекомендаций по вопросам реализации предусмотренных настоящим Законом целей, контроль и координация деятельности по реализации задач, установленных настоящим Федеральным законом. Статья 7. Полномочия Федерального Собрания Российской Федерации по государственной поддержке высокотехнологического промышленного комплекса Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации: разрабатывает и принимает систему законодательных актов, направленных на реализацию настоящего Закона; определяет перечень федеральных программ развития высокотехнологического промышленного комплекса, подлежащих финансированию в рамках федерального бюджета отдельной строкой. Статья 8. Полномочия Правительства Российской Федерации по государственной поддержке высокотехнологического промышленного комплекса Правительство Российской Федерации: обеспечивает реализацию государственной политики высокотехнологическом промышленном комплексе; разрабатывает и представляет Президенту Российской Федерации и Федеральному Собранию - парламенту Российской Федерации перечень оборонозначимых направлений образования, науки и промышленности; представляет на утверждение Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации федеральные программы развития высокотехнологического промышленного комплекса в составе федерального бюджета и назначает руководителей этих программ по представлению Оборонно-промышленного совета; определяет государственных заказчиков по реализации объектов высокотехнологического промышленного комплекса; обеспечивает в соответствии с утвержденным федеральным бюджетом финансирование высокотехнологического промышленного комплекса; принимает решения по обеспечению приоритетных федеральных программ в высокотехнологическом промышленном комплексе ресурсами за счет государственных резервов; выступает с законодательной инициативой, направленной на реализацию настоящего Закона; обеспечивает эффективное взаимодействие организаций высокотехнологического промышленного комплекса между собой и в межгосударственных экономических отношениях на основе федеральных программ и государственного заказа; доводит информацию о разработке федеральных программ развития и перечень объектов высокотехнологического промышленного комплекса до органов власти субъектов Российской Федерации и взаимодействует с ними для реализации целей настоящего Закона; при отчете Федеральному Собранию - парламенту Российской Федерации об исполнении федерального бюджета и финансирования федеральных программ в высокотехнологическом промышленном комплексе докладывает о результатах реализации и эффективности бюджетных вложений в указанные программы; организует эффективное взаимодействие федеральных органов исполнительной власти и органов власти субъектов Российской Федерации по реализации федеральных программ в высокотехнологического промышленного комплекса; разрабатывает и реализует меры государственной поддержки (бюджетной, кредитно-налоговой, правовой, таможенной) высокотехнологического промышленного комплекса. Статья 9. Полномочия органов власти субъектов Российской Федерации Субъекты Федерации Российской Федерации: согласовывают программы и планы, касающиеся развития организаций в высокотехнологическом промышленном комплексе, функционирование которых затрагивает их интересы, в части воздействия данных организаций на социально-экономическую и экологическую обстановку; взаимодействуют с организациями, действующими в высокотехнологическом промышленном комплексе по реализации целей настоящего Закона; реализуют в соответствии с федеральным законодательством социальные программы с учетом интересов работников организаций, функционирующих в высокотехнологическом промышленном комплексе; разрабатывают предложения по развитию организаций, функционирующих в высокотехнологическом промышленном комплексе, и представляют их Правительству Российской Федерации для включения в федеральные программы государственной поддержки. ГЛАВА III. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МЕРЫ ПОДДЕРЖКИ ОРГАНИЗАЦИЙ, В ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧЕСКОМ ПРОМЫШЛЕННОМ КОМПЛЕКСЕ Статья 10. Финансирование федеральных программ Правительство Российской Федерации обеспечивает своевременное и полное выделение средств, предусмотренных федеральными программами в высокотехнологического промышленном комплексе и заключенными по этим программам договорами. Статьи федерального бюджета, по которым финансируются федеральные программы и государственный заказ, отвечающие целям настоящего Закона, Правительство Российской Федерации в проекте федерального бюджета ежегодно включает в перечень защищенных статей расходов федерального бюджета, подлежащих финансированию в полном объеме. Статья 11. Компенсация исполнителям производственных затрат Не допускается внесение изменений в установленные объемы и сроки финансирования по утвержденным программам и заключенным договорам без компенсации исполнителям произведенных затрат в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. Статья 12. Выделение беспроцентных кредитов Исполнителям федеральных программ и государственного заказа, отвечающим целям настоящего Закона, Центральным Банком России выделяются (под гарантии Правительства Российской Федерации) беспроцентные кредиты в размере до 40 процентов объема соответствующего бюджетного финансирования, предусмотренного на год, с погашением этих кредитов из средств, предусмотренных федеральным бюджетом. Статья 13. Меры экономического стимулирования исполнителей федеральных программ На исполнителей федеральных программ, отвечающим целям настоящего Закона, распространяются меры экономического стимулирования, предусмотренные для исполнителей государственного оборонного заказа в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. Статья 14. Условия освобождения от уплаты пени и штрафов Организации - исполнители федеральных программ и государственного заказа, отвечающих ценам настоящего Закона, в случае задержки бюджетного финансирования освобождаются от уплаты пени и штрафов за несвоевременную оплату энерго-, тепло-, водоресурсов, за задержку выполнения обязательств перед бюджетом, Пенсионным фондом Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, Государственным фондом занятости населения Российской Федерации и Федеральным фондом обязательного медицинского страхования и другими государственными внебюджетными фондами в относительном размере, соответствующем несвоевременным выплатам из бюджета. Статья 15. Создание целевого фонда поддержки При формировании проекта федерального бюджета Правительство Российской Федерации предусматривает создание целевого фонда поддержки высокотехнологического промышленного комплекса, порядок формирования и использования которого устанавливается Правительством Российской Федерации. Статья 16. Принципы установления заработной платы Для работников - исполнителей федеральных программ и государственного заказа, отвечающим целям настоящего Закона, в организациях независимо от форм собственности, на период выполнения работ устанавливается заработная плата не ниже официального среднего уровня по Российской Федерации в соответствии с действующим законодательством. Статья 17. Уникальные объекты, научные и промышленные установки Правительство Российской Федерации, уполномоченные им органы федеральной исполнительной власти для обеспечения функционирования, сохранности и развития уникальных научных, экспериментальных и промышленных объектов и установок ведут реестр таких объектов и установок, устанавливают государственный надзор и контроль за их использованием и состоянием, предусматривают меры поддержки и целевое финансирование. ГЛАВА IV. СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА РАБОТНИКОВ ОРГАНИЗАЦИЙ, ФУНКЦИОНИРУЮЩИХ В ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧЕСКОМ ПРОМЫШЛЕННОМ КОМПЛЕКСЕ Статья 18. Меры по социальной защите работников В целях обеспечения социальной защиты работников организаций в высокотехнологическом промышленном комплексе, подпадающих под действие настоящего Закона, предусматривается в целевых программах дополнительное выделение средств для этих организаций, независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, по расходованию которых ведется самостоятельная отчетность. Использование выделенных средств на социальную защиту работников не по назначению не допускается. Ответственность за правильностью использования выделенных бюджетных средств на реализацию мер по социальной защите работников несет администрация организации. Нормативы выделения средств организациям, действующим в высокотехнологическом промышленном комплексе, для пользования объектами социальной сферы и повышения уровня медицинского обслуживания их работников утверждаются Правительством Российской Федерации. Статья 19. Преимущественное право работников на получение земельных участков под индивидуальное жилищное строительство Работникам организаций, действующих в высокотехнологическом промышленном комплексе, предоставляется право на получение льготных ссуд на индивидуальное строительство и приобретение жилой площади, а также преимущественное право на получение земельных участков под индивидуальное жилищное строительство в Российской Федерации. ГЛАВА V. ПОДДЕРЖКА И РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА В ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧЕСКОМ ПРОМЫШЛЕННОМ КОМПЛЕКСЕ Статья 20. Разработка и реализация программ подготовки кадров Поддержка и развитие интеллектуального потенциала в высокотехнологическом промышленном комплексе, подпадающих под действие данного Закона, осуществляется в соответствии с Федеральными законами и Российской Федерации "О науке и научно - технической политике", "Об образовании", а также путем разработки и реализации федеральных программ подготовки высококвалифицированных кадров для высокотехнологического промышленного комплекса. Статья 21. Государственная поддержка оборонозначимых направлений в высших образовательных учреждениях Государственная поддержка оказывается высшим образовательным учреждениям, которые играют определяющую роль в подготовке кадров и выполнении научных исследований для высокотехнологического промышленного комплекса. С целью государственной поддержки Правительство Российской Федерации ежегодно утверждает перечень высших образовательных учреждений, отдельных факультетов и кафедр, для которых: устанавливаются уменьшенные (по сравнению с действующими) нормативы соотношения численности студентов и профессорско - преподавательского состава; устанавливаются повышающие коэффициенты к единой тарифной сетке для определения размера заработной платы профессорско - преподавательского состава, учебно-вспомогательного и административно-хозяйственного персонала; выделяются целевые ассигнования на развитие образовательной и научно-исследовательской базы, издание учебно-методической и научной литературы, приобретение научно-технической информации; могут применяться иные меры экономического стимулирования, предусмотренные Федеральным законом "О государственном оборонном заказе". Статья 22. Государственный заказ на подготовку специалистов Уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти на основе заявок организаций и органов государственной власти, содержащих гарантии будущего трудоустройства, формируют и выдают высшим образовательным учреждениям государственный заказ на подготовку специалистов для нужд высокотехнологического промышленного комплекса и осуществляет финансовое и иное ресурсное обеспечение этого заказа. Статья 23. Контрактная система подготовки специалистов Подготовка специалистов в рамках государственного заказа для нужд высокотехнологического промышленного комплекса осуществляется на основе контрактов, заключаемых высшим образовательным учреждением с обучаемыми и предусматривающих, в том числе, обязательства обучаемых работать по распределению в соответствии с условиями контракта в организациях высокотехнологического промышленного комплекса в течение срока, определяемого Правительством Российской Федерации. Статья 24. Меры стимулирования подготавливаемых специалистов Студентам и аспирантам, обучающимся на основе контракта в рамках государственного заказа: предоставляется на льготных условиях долгосрочная ссуда для социальной поддержки обучаемых, а также для оплаты обучения в негосударственном высшем образовательном учреждении. Порядок предоставления указанной ссуды определяется Правительством Российской Федерации; устанавливается повышенный размер стипендии. Порядок соответствующего стипендиального обеспечения определяется Правительством Российской Федерации; предоставляется гарантия трудоустройства в организациях приоритетных направлений науки и промышленности после завершения курса обучения; предоставляется отсрочка от призыва на действительную воинскую службу на период обучения, а завершившим курс обучения устанавливается аналогичная отсрочка на период обязательной работы по распределению в соответствии с условиями контракта, а также на период последующей работы по контракту в организациях высокотехнологического промышленного комплекса, включенных в перечень, утверждаемый Правительством Российской Федерации. ГЛАВА VI. ЦЕНТРЫ ИНТЕГРАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И ПРОМЫШЛЕННОСТИ Статья 25. Создание центров интеграции образования, науки и промышленности В целях ускорения разработки и освоения наукоемких технологий и технологий двойного назначения, а также для адресной, селективной и контролируемой государственной поддержки в высокотехнологическом промышленном комплексе создаются центры интеграции образования, науки и промышленности (далее - центры интеграции). Типовое положение о центрах интеграции утверждается Правительством Российской Федерации. Решение о создании конкретного центра интеграции принимается Правительством Российской Федерации. При учреждении центра интеграции ему присваивается наименование "Федеральный центр" с указанием в названии его специализации (ядерный, атомного судостроения, микрополупроводниковой электроники, двойных технологий и другие) и типа центра. Допускается создание следующих типов центров: научный, научно-образовательный, научно - производственный, опытно-конструкторский. Правительством Российской Федерации определяются цели и задачи центра интеграции, система управления центром интеграции и контроля со стороны федеральных органов исполнительной власти, формы отчетности и меры ответственности за результаты деятельности центра интеграции, степень участия в управлении центром интеграции органов государственной власти и местного самоуправления субъекта Российской Федерации, в котором расположен центр интеграции. Центры интеграции создаются по территориальному или функционально-технологическому принципу вне зависимости от форм собственности объединяемых организаций. Статья 26. Центры интеграции, создаваемые по территориальному принципу Центр интеграции по территориальному принципу создается в случае повышенной в данном административно-территориальном образовании по сравнению со среднероссийскими показателями концентрации образовательного, научно-технического промышленного и иных потенциалов. Критерии превышения этих показателей устанавливаются Правительством Российской Федерации. Центр интеграции по территориальному принципу создастся при локализованном расположении организаций (организации) в пределах административно-территориальной единицы (района, города, закрытого административно-территориального образования). Федеральный научно-образовательный центр создается в обязательном порядке, если в субъекте Российской Федерации численность студентов на 10 тысяч населения превышает среднероссийский показатель не менее чем в 1,75 раза. При создании центра интеграции по территориальному принципу федеральные органы исполнительной власти назначают администрацию центра интеграции или делегируют ее функции соответствующей администрации местного административно-территориального образования. Администрация центра интеграции получает права распоряжения и контроля за расходованием целевых средств федерального бюджета, выделяемых на поддержку центра интеграции. Администрация центра интеграции несет ответственность за выполнение поставленных перед центром задач и целевое расходование выделенных ему средств и использование иных мер государственной поддержки. Статья 27. Центры интеграции, создаваемые по функционально - технологическому принципу Центр интеграции по функционально-технологическому принципу создается независимо от территориального расположения организаций - участников центра интеграции при условии их функционально-технологической связи друг с другом, а также ведущей роли в данном оборонозначимом направлении образования, науки и промышленности. Федеральные органы исполнительной власти назначают администрацию по управлению центром интеграции по функционально - технологическому принципу, которая несет ответственность за выполнение поставленных задач и за целевое расходование федеральных средств, реализацию иных мер государственной поддержки. Статья 28. Сроки деятельности центра интеграции При создании центра интеграции в обязательном порядке устанавливается срок его существования, которые не может быть менее пяти лет. По истечению очередного пятилетнего срока по результатам деятельности центра интеграции Правительство Российской Федерации рассматривает вопрос о продлении срока его действия. Статья 29. Финансовая поддержка центров интеграции Центры интеграции получают финансовую поддержку из федерального бюджета для их успешного функционирования в высокотехнологическом промышленном комплексе. Правительство Российской Федерации предусматривает включение в проект федерального бюджета на очередной год средств поддержки центров интеграции отдельной строкой в составе расходов, имеющей характер защищенных статей. Доля средств из федерального бюджета, добавляемая к бюджетам центров интеграции, исчисленным независимо от источников формирования, в том числе бюджетных по общим статьям расходов в разрезе министерств и ведомств, не может быть меньше 30 процентов величины этих бюджетов. Постановлениями Правительства Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, местного самоуправления центры интеграции получают налоговые и иные фискальные освобождения. Статья 30. Границы применения настоящего Федерального закона В целях ускоренного внедрения высоких двойных технологий в приоритетных направлениях образования, науки и промышленности, поддержки конверсионных процессов, малого и среднего бизнеса действие настоящего Федерального закона по решению Правительства Российской Федерации может распространяться на различные формы объединений, в том числе на технопарки, консорциумы, технополисы, университетско-промышленные центры, центры нововведений, центры промышленной технологии, учредительные центры и другие. ГЛАВА VII. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 31. Порядок введения настоящего Федерального закона в действие Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования. Предложить Президенту Российской Федерации: привести в соответствие с настоящим Федеральным законом изданные им нормативные правовые акты; по предложению Правительства Российской Федерации утвердить перечень оборонозначимых направлений образования, науки и промышленности; сформировать Совет по координации деятельности оборонозначимых направлений образования, науки и промышленности (Оборонно - промышленный совет) и утвердить положение о нем. Поручить Правительству Российской Федерации: привести в соответствие с настоящим Федеральным законом принятые им нормативные правовые акты; ежегодно разрабатывать и представлять в Государственную Думу федеральные программы развития высокотехнологического промышленного комплекса в составе проекта федерального бюджета; утвердить реестр уникальных научных, экспериментальных и промышленных объектов и установок, установить государственный надзор и контроль за их использованием и состоянием; установить нормативы выделения средств в целевых программах организациям, действующим в высокотехнологическом промышленном комплексе, для пользования объектами социальной сферы и повышения уровня медицинского обслуживания их работников; ежегодно утверждать перечень оборонозначимых высших образовательных учреждений; утвердить Типовое положение о центрах интеграции образования, науки и промышленности. ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ЗАКОНОПРОЕКТА "О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКЕ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" (ПРЕЖНЕЕ НАИМЕНОВАНИЕ ЗАКОНОПРОЕКТА: "О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКЕ ПРИОРИТЕТНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И ПРОМЫШЛЕННОСТИ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ ЗАЩИТУ НАЦИОНАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ") Реализация настоящего законопроекта потребует ассигнований из государственного бюджета прежде всего для финансирования федеральных целевых программ, выполняемых приоритетными отраслями промышленности. Указанные средства не могут рассматриваться как дополнительные к выделяемым из бюджета на эти же цели в настоящее время, поскольку законопроектом не фиксируются конкретные программы, осуществляемые в приоритетных направлениях образования, науки и промышленности. Однако выделение средств на эти программы должно сопровождаться непременными условиями первоочередного и гарантированного финансирования. Статьи федерального бюджета, по которым финансируются федеральные программы и государственный заказ, ежегодно должны включаться в бюджет в качестве защищенных статей расходов, подлежащих финансированию в полном объеме. Объем ассигнований на выполнение федеральных программ в приоритетных направлениях образования, науки и промышленности, по проведенной оценке, должен быть не менее 8,9 трлн. рублей. Только в этом случае будут созданы условия для опережающего развития приоритетных направлений образования, науки и промышленности, обеспечения конкурентоспособности отечественной наукоемкой высокотехнологичной продукции на мировом рынке. Кроме этого, реализация ряда мероприятий законопроекта потребует выделения финансовых ресурсов, предоставляемых на возвратной основе. К этой группе мероприятий относится прежде всего создание и пополнение целевого фонда поддержки приоритетных направлений. Размеры этого фонда по расчетам специалистов не должны быть менее 2,5 трлн. рублей. Причем средства, выделенные в этот фонд, будут возвращены государству в течение двух - трех лет со значительным приращением в виде налогов на возросшую прибыль предприятий приоритетных отраслей промышленности. Важным направлением работы по развитию высокотехнологичных отраслей промышленности является привлечение в них высококвалифицированных рабочих и специалистов, подготовка специалистов в высших учебных заведениях. На эти цели законопроектом предусматривается выделение средств для выдачи работникам ссуд на индивидуальное строительство и приобретение жилой площади (129,0 млрд. рублей), а также предоставление долгосрочной ссуды для социальной поддержки студентов (75,0 млрд. рублей). Эти средства будут также выделяться на строго возвратной основе. На возвратных принципах предусмотрено освобождение организаций от уплаты пени и штрафов за несвоевременное выполнение обязательств перед бюджетом и государственными фондами в случае задержки бюджетного финансирования, а также за несвоевременную оплату энерго-, тепло- и водоресурсов. По данным организаций, в год эта сумма составляет 550,0 млрд. рублей. Дополнительные ассигнования из федерального бюджета в проекте закона предусматриваются в первую очередь для финансирования мероприятий по социальной защите работников приоритетных направлений образования, науки и промышленности: реализация социальных программ с учетом интересов работников организаций, функционирующих в приоритетных направлениях. Дополнительные средства на эти цели (сохранение рабочих мест, переобучение кадров, здравоохранение, охрана труда и др.) выделяются в федеральных программах. Общий объем этой части ассигнований составит около 1 трлн. рублей; установление для работников - исполнителей федеральных программ на период выполнения этих работ заработной платы не ниже официального среднего уровня по Российской Федерации (1,37 трлн. рублей); выполнение программ подготовки кадров для приоритетных направлений, в том числе на развитие материально-технической базы учебных организаций (87,6 млрд. рублей) и на повышение оплаты труда преподавателей (564,0 млрд. рублей); установление повышенного размера стипендии для студентов, подготавливаемых для приоритетных отраслей промышленности (120,0 млрд. рублей). Для ускорения разработки и освоения наукоемких технологий и технологий двойного назначения требуется создание и функционирование центров интеграции образования, науки и промышленности. Для адресной, селективной и контролируемой государственной поддержки указанных центров необходимо выделение не менее 1,8 трлн. рублей. Эти средства в дальнейшем окупятся получением прибыли от использования таких технологий в России и продажи за рубеж. В существующей системе высокотехнологичного производства важное место занимают уникальные научные, экспериментальные и промышленные объекты и установки. В целях обеспечения их функционирования, сохранности и развития требуется выделение дополнительно 437,0 млрд. рублей. Для координации и управления деятельностью всех органов исполнительной власти по защите национальных интересов Российской Федерации создастся Оборонно-промышленный совет. Для успешного его функционирования предполагается выделение 300,0 млрд. рублей. Таким образом в случае принятия рассматриваемого законопроекта, для его реализации потребуется выделение дополнительно из государственного бюджета 5847 млрд. рублей (в расчете на 1996 год). СПРАВКА О СОСТОЯНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ОБЛАСТИ ПРИОРИТЕТНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И ПРОМЫШЛЕННОСТИ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ ЗАЩИТУ НАЦИОНАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В настоящее время в области приоритетных отраслей науки, образования и промышленности действуют свыше тридцати законов, 8 указов Президента Российской Федерации и девять постановлений Правительства Российской Федерации. Перечень этих законов и иных нормативных актов приведен в Приложении N 1. Некоторые из них предусматривают государственную поддержку приоритетным направлениям, к которым отнесена в первую очередь ракетно-космическая деятельность. В то же время в отечественной практике отсутствует законодательство, устанавливающее приоритетную сферу защиты национальных интересов Российской Федерации, определяющее принципы государственной политики в этой сфере, полномочия органов государственной власти, направления экономической, социальной, организационной и правовой поддержки. При наличии многих законов, указов и постановлений не вводится единая комплексная система мер, обеспечивающих защиту национальных интересов в области наукоемких производств, в существенной мере определяющих экономическое и оборонное могущество России. До 1991 года такие проблемы регулировались постановлениями ЦК КПСС, Совета Министров СССР, решениями Государственной комиссии по военно-промышленным вопросам, совместными решениями Совета Министров СССР и Министерства обороны при координирующей роли оборонного отдела ЦК КПСС, Госплана СССР и Государственной комиссии по военно-промышленным вопросам. В новых экономических условиях хозяйствования и изменения структуры государственного управления, появления организаций и предприятий с различной формой собственности принятие предлагаемого законопроекта становится безотлагательной необходимостью. Принятие предлагаемого законопроекта потребует внесения отдельных уточнений в действующие законы, перечень которых представлен в Приложении N 2. Вместе с этим потребуется подготовить и ввести в действие ряд новых законов и нормативных правовых актов для создания необходимой правовой базы в рассматриваемой предметной области. Перечень таких правовых актов приведен в Приложении N 3. Приложение N 1 ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНЫХ ЗАКОНОВ И ИНЫХ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ, ДЕЙСТВУЮЩИХ В ОБЛАСТИ ПРИОРИТЕТНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И ПРОМЫШЛЕННОСТИ Љ”””’”””””””””””””””””””””””””””””””””””””””””””””’””””””””””””””””””””Ї Ј N Ј Наименование Ј Принят Ј “”””•”””””””””””””””””””””””””””””””””””””””””””””•””””””””””””””””””””¤ Ј 1 Ј 2 Ј 3 Ј “”””•”””””””””””””””””””””””””””””””””””””””””””””•””””””””””””””””””””¤ Ј1. ЈЗакон Российской Федерации "Об образовании" Ј10.07.92 N 3266-1 Ј Ј Ј Ј Ј Ј2. ЈЗакон Российской Федерации "О реорганизации Ј Ј Ј Јфедеральных органов управления высшим обра- Ј Ј Ј Јзованием" Ј25.02.93 N 4547-1 Ј Ј Ј Ј Ј Ј3. ЈФедеральный закон "О сохранении статуса госу-Ј Ј Ј Јдарственных и муниципальных образовательных Ј Ј Ј Јучреждений и моратории на их приватизацию" Ј16.05.95 N 74-ФЗ Ј Ј Ј Ј Ј Ј4. ЈЗакон Российской Федерации "О конверсии Ј Ј Ј Јоборонной промышленности в Российской Ј20.03.92 N 2551-1 Ј Ј ЈФедерации" Ј Ј Ј Ј Ј Ј Ј5. ЈФедеральный закон "О государственном оборон- Ј Ј Ј Јном заказе" Ј27.12.95 N 213-ФЗ Ј Ј Ј Ј Ј Ј6. ЈФедеральный закон "Об обороне" Ј31.05.96 N 61-ФЗ Ј Ј Ј Ј Ј Ј7. ЈЗакон Российской Федерации "Об оружии" Ј20.05.93 N 4992-1 Ј Ј Ј Ј Ј Ј8. ЈЗакон Российской Федерации "О государст- Ј Ј Ј Јвенной тайне" Ј21.07.93 N 5485-1 Ј Ј Ј Ј Ј Ј9. ЈФедеральный закон "Об использовании Ј Ј Ј Јатомной энергии" Ј21.11.95 N 170-ФЗ Ј Ј Ј Ј Ј Ј10.ЈФедеральный закон "О финансировании Ј Ј Ј Јособо радиационно опасных и ядерно Ј Ј Ј Јопасных производств и объектов" Ј03.04.96 N 29-ФЗ Ј Ј Ј Ј Ј Ј11.ЈРаспоряжение Президента РФ "О государствен- Ј Ј Ј Јном надзоре за ядерной и радиационной безо- Ј Ј Ј Јпасностью ядерного оружия и ядерных энерге- Ј Ј Ј Јтических установок военного назначения" Ј26.07.95 N 350-рп Ј Ј Ј Ј Ј Ј12.ЈУказ Президента РФ "О неотложных мерах по Ј Ј Ј Јгосударственной поддержке научно-производст- Ј Ј Ј Јвенной и хозяйственной деятельности Россий- Ј Ј Ј Јских федеральных ядерных центров" Ј08.02.96 N 167 Ј Ј Ј Ј Ј Ј13.ЈУказ Президента РФ "Об образовании Межве- Ј Ј Ј Јдомственной комиссии Совета Безопасности Ј Ј Ј ЈРоссийской Федерации по научно-техническим Ј Ј Ј Јвопросам оборонной промышленности" Ј02.08.93 N 1192 Ј Ј Ј Ј Ј Ј14.ЈУказ Президента РФ "Об основных положениях Ј Ј Ј Јвоенной доктрины Российской Федерации" Ј02.11.93 N 1833 Ј Ј Ј Ј Ј Ј15.ЈПостановление Правительства РФ "О государст- Ј Ј Ј Јвенной поддержке и обеспечении космической Ј Ј Ј Јдеятельности в Российской Федерации" Ј11.12.93 N 1282 Ј Ј Ј Ј Ј Ј16.ЈПостановление Правительства РФ "О Российской Ј Ј Ј Јгосударственной программе развития электрон- Ј Ј Ј Јной техники" Ј06.05.94 N 453 Ј Ј Ј Ј Ј Ј17.ЈПостановление Государственной Думы "О крити- Ј Ј Ј Јческом положении дел на предприятиях военно -Ј Ј Ј Јпромышленного комплекса" Ј14.07.95 N 995-1 ГД Ј Ј Ј Ј Ј Ј18.ЈПостановление Правительства РФ "О Федераль- Ј Ј Ј Јных научно-производственных центрах" Ј09.10.95 N 983 Ј Ј Ј Ј Ј Ј19.ЈПостановление Правительства РФ "О федераль- Ј Ј Ј Јной целевой программе конверсии оборонной Ј Ј Ј Јпромышленности на 1995 - 1997 годы" Ј26.12.95 N 1274 Ј Ј Ј Ј Ј Ј20.ЈПостановление Государственной Думы Ј Ј Ј Ј"О невыплатах заработной платы на пред- Ј Ј Ј Јприятиях военно-промышленного комплекса" Ј20.03.96 N 178-II ГДЈ Ј Ј Ј Ј Ј21.ЈПостановление Правительства РФ "Об одобрении Ј Ј Ј ЈКонцепции национальной космической политики Ј Ј Ј ЈРоссийской Федерации" Ј01.05.96 N 533 Ј Ј Ј Ј Ј Ј22.ЈУказ Президента РФ "О первоочередных мерах Ј Ј Ј Јподдержки предприятий оборонного комплекса Ј Ј Ј ЈРоссийской Федерации Ј08.05.96 N 688 Ј Ј Ј Ј Ј Ј23.ЈПостановление Правительства РФ "О государст- Ј Ј Ј Јвенной поддержке развития науки и научно - Ј Ј Ј Јтехнических разработок" Ј17.04.95 N 360 Ј Ј Ј Ј Ј Ј24.ЈРаспоряжение Правительства РФ "О мероприятияхЈ Ј Ј Јпо совершенствованию системы создания и защи-Ј Ј Ј Јты научных и технологических достижений" Ј20.04.95 N 540-р Ј Ј Ј Ј Ј Ј25.ЈПостановление Правительства РФ "Об осущест- Ј Ј Ј Јвлении космической деятельности в интересах Ј Ј Ј Јэкономики, науки и безопасности Российской Ј Ј Ј ЈФедерации" Ј07.08.95 N 791 Ј Ј Ј Ј Ј Ј26.ЈПостановление Правительства РФ "О государст- Ј Ј Ј Јвенной поддержке ведущих научных школ Россий-Ј Ј Ј Јской Федерации" Ј26.09.95 N 957 Ј Ј Ј Ј Ј Ј27.ЈУказ Президента РФ "О некоторых мерах по Ј Ј Ј Јусилению государственной поддержки науки и Ј Ј Ј Јвысших учебных заведений Российской Ј Ј Ј ЈФедерации" Ј27.03.96 N 424 Ј Ј Ј Ј Ј Ј28.ЈУказ Президента РФ "О доктрине развития Ј Ј Ј Јроссийской науки" Ј13.06.96 N 884 Ј Ј Ј Ј Ј Ј29.ЈУказ Президента РФ "О государственной под- Ј Ј Ј Јдержке интеграции высшего образования и Ј Ј Ј Јфундаментальной науки" Ј13.06.96 N 903 Ј Ј Ј Ј Ј Ј30.ЈПостановление Государственной Думы "О Ј Ј Ј Јкризисном положении в российской науке" Ј25.03.94 N 77-1 ГД Ј Ј Ј Ј Ј Ј31.ЈУказ Президента РФ "О фонде президентских Ј Ј Ј Јпрограмм" Ј21.11.94 N 2092 Ј Ј Ј Ј Ј Ј32.ЈПостановление Государственной Думы Ј Ј Ј Ј"О финансировании высших учебных заведений Ј Ј Ј ЈРоссийской Федерации" Ј25.10.95 N 1251-1 ГДЈ Ј Ј Ј Ј Ј33.ЈПостановление Государственной Думы Ј Ј Ј Ј"О неудовлетворительном финансировании Ј Ј Ј Јобразования и науки" Ј21.02.96 N 103-II ГДЈ ђ”””‘”””””””””””””””””””””””””””””””””””””””””””””‘””””””””””””””””””””‰ Приложение N 2 ПЕРЕЧЕНЬ ЗАКОНОВ, ПОДЛЕЖАЩИХ ИЗМЕНЕНИЮ В СВЯЗИ С ПРИНЯТИЕМ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКЕ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" (ПРЕЖНЕЕ НАИМЕНОВАНИЕ ПРОЕКТА - "О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКЕ ПРИОРИТЕТНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И ПРОМЫШЛЕННОСТИ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ ЗАЩИТУ НАЦИОНАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ") 1. Закон Российской Федерации "Об образовании". 2. Закон Российской Федерации "О конверсии оборонной промышленности в Российской Федерации". 3. Федеральный закон "О государственном оборонном заказе". 4. Закон Российской Федерации "О государственной тайне". 5. Закон Российской Федерации "О плате за землю". 6. Закон Российской Федерации "О налоге на имущество предприятий". 7. Закон Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций". 8. Закон Российской Федерации "О таможенном тарифе". Приложение N 3 ПЕРЕЧЕНЬ ЗАКОНОВ И ИНЫХ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ, ПРИНЯТИЕ КОТОРЫХ НЕОБХОДИМО ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ДАННОГО ЗАКОНОПРОЕКТА 1. Федеральный закон "О военных расходах". 2. Федеральный закон "О федеральном казенном предприятии". 3. Федеральный закон "О военно-техническом сотрудничестве". 4. Федеральный закон "О мобилизационной подготовке и мобилизации". 5. Федеральный закон "Об особенностях приватизации предприятий военно-промышленного комплекса". 6. Федеральный закон "Об утилизации вооружения и военной техники". 7. Федеральный закон "Об особенностях условий поставки продукции оборонного значения для федеральных государственных нужд". 8. Федеральный закон "О государственной финансовой ответственности". 9. Указ Президента Российской Федерации о создании Совета по координационной деятельности приоритетных отраслей образования, науки и промышленности (Оборонно-промышленного совета). 10. Указ Президента Российской Федерации о приоритетных направлений образования, науки и промышленности. 11. Постановление Правительства РФ о порядке компенсации исполнителям производственных затрат в случае внесения изменений в утвержденные программы и заключенные договора. 12. Постановление Правительства РФ о формировании и использовании Фонда поддержки приоритетных направлений образования, науки и промышленности. 13. Распоряжение Правительства РФ об утверждении нормативов выделения средств в федеральных программах для социальной защиты работников. 14. Постановление Правительства РФ об утверждении перечня высших образовательных учреждений, отдельных факультетов и кафедр для которые устанавливаются меры экономического стимулирования, предусмотренные настоящим законопроектом. 15. Распоряжение Правительства РФ, устанавливающее: - сроки работы специалиста по распределению в организациях приоритетных направлений в соответствии с заключенными контрактами; - порядок представления долгосрочной ссуды для социальной поддержки обучаемых в высших образовательных учреждениях; - порядок установления и размеры повышенных стипендий для студентов; 16. Постановление Правительства РФ об утверждении типового положения о центре интеграции образования, науки и промышленности. 17. Распоряжение Правительства РФ об утверждении реестра уникальных научных, экспериментальных и промышленных объектов и установок. ПРОГНОЗ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ И ИНЫХ ПОСЛЕДСТВИЙ РЕАЛИЗАЦИИ ЗАКОНА "О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКЕ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" (ПРЕЖНЕЕ НАИМЕНОВАНИЕ - "О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКЕ ПРИОРИТЕТНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И ПРОМЫШЛЕННОСТИ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ ЗАЩИТУ НАЦИОНАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ") Законопроект имеет целью комплексное решение неотложных проблем, существующих в первую очередь в оборонном комплексе страны. Продолжающийся уже несколько лет спад военного производства, распад сильных творческих и производственных коллективов, резкое сокращение работ по созданию перспективного научно-технического задела, отсутствие эффективных мер по социальной защите работников оборонной промышленности объективно не соответствуют долгосрочным национальным интересам Российской Федерации. В законопроекте предусмотрены экономические, организационные и правовые меры, направленные на развитие и поддержание российского научно-технического и промышленного потенциала на уровне, гарантирующем национальную безопасность государства, на недопущение критического научно-технического отставания от развитых стран мира, на создание системы экономических, социальных и правовых гарантий для поддержания авторитета и престижа работников приоритетных направлений науки, промышленности и образования. Законопроект определяет полномочия органов государственной власти по государственной поддержке этих направлений. Предусмотрено законодательно закрепить пакет экономических мер по поддержке таких направлений, в том числе своевременное и полное выделение средств на реализацию принятых федеральных программ и заключенные в соответствии с ними договорами; компенсация исполнителям произведенных затрат; экономические гарантии выплаты средств, предусмотренных федеральным бюджетом; введение льгот для исполнителей государственного оборонного заказа; повышение заработной платы до уровня не ниже среднего по Российской Федерации и другие. Предусматривается также предоставить налоговые освобождения организациям и предприятиям по списку, утверждаемому Правительством Российской Федерации (в пределах имеющейся недоимки по платежам в федеральный бюджет), в счет погашения задолженности перед ними государственных заказчиков. Реализация этих мер позволит стабилизировать положение в приоритетных направлениях образования, науки и промышленности, а затем и вывести его из кризиса. В целях социальной защиты работников организаций приоритетных направлений образования, науки, промышленности предусматриваются льготы для пользования объектами социальной сферы и повышение уровня медицинского обслуживания. Государственную поддержку предусмотрено осуществить также высшим образовательным заведениям, готовящим кадры и выполняющим научные исследования для приоритетных направлений науки и промышленности. Среди таких мер: повышающие коэффициенты к зарплате профессорско-преподавательского и другого персонала, целевые ассигнования развития научно-исследовательской базы, издание учебно-методической и научной литературы, приобретение научно-технической информации, введение повышенных стипендий студентам и другие меры. Реализация этих мер позволит укрепить материальную базу высших образовательных учреждений, сохранить научные кадры, обеспечить возрождение приоритетных для страны научных школ, сократить отток квалифицированных научных специалистов из важных для государства направлений деятельности. Принятие указанного законопроекта позволит снизить социальную напряженность в обществе, решить ряд проблем, которые были подняты Государственной Думой в Постановлении N 995-1 ГД от 14 июля 1995 года "О критическом положении дел на предприятиях военно - промышленного комплекса", что будет способствовать социальной устойчивости общества и соответствовать долгосрочным интересам России. Для реализации законопроекта требуется 5847 млрд. руб. дополнительно к бюджету и 3254 млрд. руб. на возвратной основе. Эти средства могут быть найдены за счет 30% отчислений от продажи вооружений и военной техники, двойных технологий и новых наукоемких технологий за рубеж. Так, по оценке начальника государственной компании "Росвооружение", уже в 1996 году Россия получит 3,5 млрд. долларов от экспортных поставок оружия и военной техники. ------------------------------------------------------------------