Терроризм Проблемы борьбы с терроризмом в современной России Терроризм, как явление, одна из основных содержательных, сущностных сторон которого - устрашение политических или иных противников, известен человечеству с давних времен. Именно запугивание, деморализация противостоящей стороны считается центральной, стержневой особенностью насильственного воздействия, называемого терроризмом. Об этой особенности свидетельствует и этимология данного понятия, происходящего от слова террор (от латинского terror - страх, ужас). Однако для мирового сообщества проблема терроризма стала особенно актуальной в XX веке, когда применение устрашающего насилия стало одним из действенных и часто применяемых орудий борьбы между преступными и националистическими группировками, вооруженными формированиями, политическими партиями и даже государствами, а достижения науки и техники дали в руки террористов самые современные и эффективные средства реализации человеконенавистнических намерений. Терроризм проявляет себя на самых различных уровнях, начиная с широкомасштабных насильственных акций на международной арене (достаточно вспомнить операцию "Буря в пустыне" в Ираке или действия натовской авиации в бывшей Югославии) и кончая спонтанными террористическими действиями отдельных одиночек. В этой ситуации остро встает вопрос об организации адекватного противодействия террористическим проявлениям. Как показывает мировой опыт, терроризм особенно остро проявляется в тех регионах и в те периоды, где и когда обостряются противоречия в социально-политической сфере, происходит ломка общественных отношений, государственного устройства, отсутствует стабильность. К сожалению, ярким и убедительным примером данного утверждения является и нынешняя ситуация в Российской Федерации (как, впрочем, и во многих других регионах бывшего Советского Союза). Небывалый рост социальной напряженности, обострение политической борьбы, национализм и сепаратизм, разгул преступности - вот некоторые из детерминант политически мотивированного насилия в нашей стране, включающего и такую крайнюю его форму как терроризм. Страшная истина поражает сознание - на рубеже третьего тысячелетия население России привыкло к ставшим обыденными сообщениям об очередных заказных убийствах, к военным сводкам из Чечни со статистикой убитых и раненых, к перестрелкам на улицах и площадях российских городов. И, наконец, видимо, феномен исключительно нынешней российской действительности - сама представительная власть, призванная вести решительную борьбу с терроризмом, порождает его. Иллюстрацией чему является трагедия двухлетней давности, когда одна из ветвей власти - исполнительная для уничтожения двух других ветвей - законодательной и судебной - прибегла к чисто террористическим методам устрашающего воздействия на политического противника, не остановившись перед безусловно неадекватным применением танковых орудий в отношении обладавших депутатским иммунитетом лиц и практически безоружных мирных граждан. Любые потуги некоторых дипломированных юристов оправдать эти действия не способны преодолеть барьеров, заложенных в азах отечественного и международного права, в основных принципах демократии, выработанных человечеством. Общеизвестно, что для эффективного управления любым явлением, будь то живая природа, технический процесс или общественно-политическая жизнь, необходимо хорошо изучить и знать это явление. Поэтому и для борьбы с таким опасным социальным злом, в которое сегодня превратился терроризм, следует владеть гносеологией этого явления, знать его движущие силы, субъекты, объекты, цели, методы и т.п. Между тем, до сих ни в ученом мире, ни у юристов, ни у представителей правоохранительных органов не сложилось однозначного представления о феномене терроризма. Существуют десятки его определений. Некоторые расширительно толкуют термин "терроризм", нивелируя его до понятий "политический экстремизм", "радикализм" или даже сводя его ко всему спектру насильственных действий, ущемляющих права и свободы граждан. В других случаях наблюдается обратная тенденция - под терроризмом понимают вполне конкретные противоправные действия, которые в законодательствах различных стран выписываются диспозициями отдельных статей уголовного кодекса. Многообразие подходов объясняется спецификой регионов, национальными и историческими традициями, уровнем демократии, степенью стабильности политической ситуации в той или иной стране, особенностями юридических школ. И все же различные толкования понятия "терроризм" позволяют выделить содержащиеся в них его общие признаки, компоненты, комплекс которых, на наш взгляд, и способен дать достаточно объективное представление о социально-политическом феномене терроризма. Эти признаки заключаются в следующем: 1. Терроризм предполагает достижение определенной политической цели. 2. В отношении противостоящей стороны применяется насилие в той или иной форме либо угроза использования такового. 3. Угроза насилия или само насилие сопровождается устрашением, направленным на частичную или полную деморализацию объекта воздействия. 4. Объект террористического воздействия является двойственным: непосредственный объект , которым могут быть материальные объекты, некоторые категории граждан, определяемые по политическому, социальному, национальному, религиозному или иному принципу либо заранее конкретно не определенные случайные люди, - и конечный, или стратегический объект , которым является конституционный строй либо один из его элементов (территориальная целостность, порядок управления, экономическая мощь и т.д.). На фоне усилий, предпринимаемых в мире в целях уточнения сущности и содержания понятия "терроризм", излишне говорить об актуальности решения этой проблемы в современных российских условиях, когда терроризм из академической дефиниции превратился в страшную повседневную реальность. Вероятно, Россия - одна из немногих стран (если не единственная), где сначала рождаются нормативные акты того или иного уровня, регламентирующие борьбу с чем-то (с терроризмом, фашизмом), определяются ответственные за проведение этой борьбы структуры, а уже затем уточняется содержательная сторона объекта этой борьбы. Неминуемые спутники такого подхода - поспешность, попытка решить проблему, исходя из сиюминутного, порой недостаточно полного и объективного анализа ситуации, стремление "подогнать результат под заказчика". К сожалению, именно так обстоит дело в сфере борьбы с терроризмом. Начнем с того, что сам термин "терроризм" толкуется в нашей стране весьма вольно. Зачастую террористами объявляются либо представители властных структур, либо стоящие к ним в оппозиции политические силы. Другим примером некорректного подхода к этому вопросу является неправильное формирование общественного сознания россиян средствами массовой информации, которые любые проявления насилия в стране называют террористическими актами. Но ведь террористический акт вполне четко ограничивается рамками диспозиции статьи 66 Уголовного кодекса РСФСР, где (в редакции, утвержденной Законом N 10-ФЗ от 1.07.94 г.) он определен как "убийство государственного или общественного деятеля либо представителя власти, совершенное по политическим мотивам" (либо тяжкое телесное повреждение тем же объектам по аналогичным мотивам). Поэтому отнесение к разряду терактов взрывов нефтехранилищ, уничтожения материальных объектов и даже убийств простых граждан является вольностью, деформирующей и без того несовершенное правосознание российского обывателя. Учитывая несоответствие отечественной нормативной базы реалиям нашей современной действительности, изобилующей примерами политически мотивированного насилия в его широком разнообразии форм и методов, законодатель предпринял шаги по совершенствованию этой базы. Так, Законом N 68-ФЗ от 28.04.95 г. введена статья 772 "Организация или участие в незаконных вооруженных формированиях", а упомянутым Законом N 10-ФЗ от 1.07.94 г. - статья 2133 "Терроризм". Казалось бы, определение своей ниши для терроризма в сфере уголовного законодательства, переход от социально-политического к юридическому толкованию этого термина должен обеспечить решительный перелом в деле борьбы с этим злом, создающим угрозы для безопасности личности, общества и государства. Однако этого не произошло. Причин тому несколько. Начнем с того, что попытка весь богатый ряд форм террористических проявлений вогнать в прокрустово ложе диспозиции одной статьи уголовного кодекса априори обречена на неуспех, так как террористические действия и акции зачастую исключительно уникальны по своим объектам, субъектам, целям, мотивации, движущим силам, исполнителям, формам и пр. Отсюда и несовершенство определения терроризма как "совершения в целях нарушения общественной безопасности либо воздействия на принятие решений органами власти взрыва, поджога или иных действий, создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба, а равно наступления иных тяжких последствий". Приведенная формулировка, представляющаяся, на первый взгляд, универсальной, на самом деле дает возможность толковать ее одновременно и расширительно, и явно узко. Например, можно расценить как терроризм неправильную парковку автомобиля на тротуаре в целях нарушения общественной безопасности, когда людей вынуждают выходить на опасный участок автомагистрали. С другой стороны, разве не является действенной формой психологического терроризма распространение провокационных слухов о готовящихся погромах? Между тем, такое проявление терроризма не охвачено диспозицией статьи 2133. Таких примеров можно приводить десятки. Узаконенная статьей 2133 Уголовного кодекса РСФСР формулировка терроризма несколько размывает и субъекта борьбы с эти противоправным проявлением, так как к таковому (то есть субъекту) могут быть отнесены и ФСБ, и МВД, и органы прокуратуры. На деле же имеет место современная иллюстрация старой поговорки: "У семи нянек дитя без глаза". Не прибавляет оптимизма и то обстоятельство, что орган, ранее в полном объеме несший ответственность за искоренение любых проявлений политически мотивированного насилия (речь о бывшем КГБ CCCР), подвергается такому количеству перманентных реорганизаций, что вряд ли способен сегодня осуществлять действенную борьбу с этим злом современности. Бездумное маневрирование следственными и специальными оперативно-боевыми подразделениями органов безопасности с передачей их в другие структуры с последующим возвращением возводит в ранг самообличения попытки отдельных высокопоставленных представителей властных структур обвинить ФСБ в неэффективности антитеррористической деятельности. При рассмотрении проблем, стоящих на пути организации действенного предупреждения и пресечения терроризма в России, нельзя обойти молчанием и факт утраты государством и обществом эффективного в прошлом института профилактики преступлений, в том числе политически мотивированных. Организация широкого фронта борьбы с любыми допреступными проявлениями, имеющими потенциальную перспективу перерастания в противоправные, разоблачение и компрометация перед широкой общественностью самой идеологии терроризма, выявление и локализация опасных криминогенных тенденций на самом раннем этапе формирования преступного умысла и криминальной целеустановки - вот сущность профилактики политически мотивированного насилия, которая может и должна явиться действенным рычагом предупреждения терроризма в нашем обществе. Не идеализируя опыта прежних десятилетий в деле реализации государством, правоохранительными органами и спецслужбами бывшего СССР профилактической функции в сфере борьбы с преступлениями, автор не может согласиться с распространяемым некоторыми средствами массовой информации деформированным представлением профилактики как "борьбы с инакомыслием", "промыванием мозгов", которое сложилось у них, видимо, после знакомства с профилактической практикой бывших пятых подразделений Комитета госбезопасности. Институт раннего предупреждения преступлений должен быть реанимирован и взят на вооружение нынешними органами безопасности и правоохраны. Особенно важна эта функция в сфере борьбы с терроризмом. Ведь негативные политические, экономические, моральные и иные последствия каждой реализованной террористической акции настолько велики, что не вызывает сомнения положение о том, что подобные проявления необходимо предупреждать на самых ранних этапах их назревания. Говоря о ситуации, складывающейся сегодня в сфере борьбы с терроризмом, следует подчеркнуть, что эта проблема международного характера в рамках Российской Федерации является общенациональной. Это предполагает, что в решении этой задачи должны быть задействованы не отдельные специально создаваемые для этой цели антитеррористические центры или даже правоохранительные органы и слецслужбы. Для борьбы с этой всеобщей угрозой необходимо объединение усилий всех государственных и общественных структур, ветвей власти, средств массовой информации. Нужна общегосударственная стратегия борьбы с терроризмом. Необходимо четко определить и назвать источники и детерминанты террористических проявлений, к числу которых, по данным экспертного опроса, проведенного в среде сотрудников подразделений по борьбе с терроризмом органов безопасности, могут быть отнесены: падение жизненного уровня населения, снижение степени социальной защиты, правовой нигилизм в обществе, обострение политической борьбы, рост национализма и сепаратизма, несовершенство законодательства, падение авторитета власти и принятие ее представителями непродуманных решений. Питательной почвой терроризма является и политический экстремизм, произрастающий, в свою очередь, из взрывоопасной в нашем раздираемом противоречиями обществе социальной напряженности. Таким образом, для эффективного противодействия терроризму в России необходима разработка и реализация комплексной программы, включающей политический, социальный, экономический, правовой, идеологический, специальный и другие аспекты. Нужны также взаимодействие и координация всех здоровых сил общества, заинтересованных в решении этой актуальной для нашей страны проблемы. Указами ее не решить. В.Е.ПЕТРИЩЕВ Национальная электронная библиотека