Реклама на сайте

Наши партнеры:

Ежедневный журнал Портал Credo.Ru Сайт Сергея Григорьянца

Agentura.Ru - Спецслужбы под контролем

© Agentura.Ru, 2000-2013 гг. Пишите нам  Пишите нам

ФСБ против "Версии"

1 ноября 2002 года в редакцию газеты пришли 8 сотрудников ФСБ и изъяли редакционный сервер и компьютер редактора отдела национальной безопасности Андрея Солдатова. Как рассказал тогда Newsru.com сам Андрей, визит сотрудников ФСБ возможно был связан с готовящимся номером, 4 полосы которого посвящены подробностям операции по освобождению заложников в "Норд-Осте". Существовала опасность, что номер не выйдет в свет. 

Официально визит сотрудников ФСБ был обоснован уголовным делом по факту разглашения государственной тайны в майской публикации газеты "Версия" под заголовком "Маскировка", автором которого был Андрей Солдатов. В этом материале речь шла о судьбе спецобъектов Москвы.

Между тем, по мнению главного редактора "Версии" Рустама Арифджанова, на самом деле сотрудников ФСБ интересовала вовсе не "Маскировка", а совсем другая, к тому времени еще не вышедшая в печать статья Андрея Солдатова. Следователь Ярлыков и его помощники явились в редакцию за два часа до подписания очередного номера, в котором должен был появиться материал "Неправда". В нем Солдатов намеревался изложить собственную, отличную от официальной, версию штурма захваченного террористами здания бывшего ДК подшипникового завода. 

"Я уверен, - сказал Арифджанов корреспонденту ГАЗЕТЫ, - что этот визит был связан с намерением выяснить, какими данными о захвате и освобождении заложников располагает редакция. Глупо предполагать, что они вдруг забеспокоились из-за публикации пятимесячной давности, основанной к тому же на абсолютно открытых распоряжениях правительства Москвы". 

По словам самого Солдатова, в своей публикации он собирался опровергнуть версию о том, что штурм здания с захваченными заложниками был спровоцирован террористами, начавшими расстреливать пленников (ГАЗЕТЕ, например, об этом рассказывали сами участники штурма). "Незадолго до начала спецоперации, - рассказал Солдатов корреспонденту ГАЗЕТЫ, - мы с несколькими коллегами пробрались на верхний этаж одного из соседних домов. Оттуда до здания ДК было не больше 100 метров. Никаких выстрелов внутри ДК до начала операции мы не слышали. Зато видели, как в 5 часов 02 минуты утра неожиданно погасли прожекторы на здании Института совершенствования человека, освещавшие центральный вход в ДК и площадку с автомобилями перед ним. Учитывая, что накануне произошло то же самое и террористы тогда заявили, что следующий случай отключения света они будут рассматривать как сигнал к началу штурма, это нельзя расценить иначе как провокацию спецслужб". 

Вскоре после окончания операции Солдатов рассказал о своих наблюдениях в эфире телеканала "Московия", на одном из интернет - сайтов, а также в интервью известному итальянскому журналисту Джульетто Кьеза, которое тот опубликовал в газете La Stampa. "Эти выступления, - считает журналист, - в том числе информация о большом количестве жертв среди заложников, переданная нами еще до оглашения официальных данных, наверняка не остались незамеченными ФСБ. Вероятно, поэтому они и решили навестить нас - выяснить, какими еще неприятными для них данными мы располагаем".

В понедельник новый номер "Версии" все же вышел. Главный вопрос, который задает газета: зачем врать, если мы победили на Дубровке? Кроме того, Версия" утверждает, что количество погибших заложников значительно превышает официальную цифру. 

В понедельник, 4 ноября, Андрей Солдатов пришел на первый допрос. Он длился с 15 до 17.30, и проходил в здании Управления ФСБ по Московскому военному округу. Допрос, который вел следователь следственного отдела УФСБ капитан юстиции Михаил Ярлыков, касался материала "Маскировка". Как пояснил Ярлыков, дело было возбуждено 18 октября 2002 года следственным управлением ФСБ. Объяснить, почему это произошло спустя пять месяцев после публикации, он затруднился.

В тот же день сотрудники ФСБ снова появились в редакции, где изъяли личные дела главного редактора и сотрудников двух отделов - национальной безопасности (редактор Андрей Солдатов) и расследований (Евгений Крутиков) - всего восьми журналистов. 

"Если меня вызывают по делу о публикации "Маскировки", которую писал я один, то непонятно, зачем забирать дела сотрудников другого отдела", - отметил Солдатов в интервью Newsru.com. Кроме того, единственной совместной работой сотрудников двух отделов - "Национальной безопасности" и "Расследований" - была работа над номером, посвященным штурму "Норд-Оста", говорит Солдатов. Опасения связаны еще и с тем, как с ним обращались в ходе предыдущего допроса. "Несмотря на то что вопросы задавались корректно и вежливо, мне намекали, что все могут перейти к более жестким методам, например, провести обыск в моей квартире", - добавляет журналист. По словам Солдатова, на этой неделе в "Версии" не выйдет новых статей об "Норд-Осте". "Источники боятся разговаривать, расследование прервано, кроме того, сотрудники ФСБ изъяли компьютеры, на которых были наметки для новых материалов, - говорит Солдатов. - Я сам многим не звоню, потому что боюсь, что их подставлю". 

10 ноября около 13 часов Андрею Солдатову на мобильный телефон позвонил Алексей Горчаков, представившийся следователем следственного управления ФСБ. Он сообщил, что вызывает Солдатова на допрос в 10 часов утра в понедельник (11 ноября) в здание следственного управления в Лефортово.

11 ноября Андрей Солдатов вместе со своим адвокатом Алексеем Швачкиным (адвокатское бюро "Барщевский и партнеры") сходили на допрос. Там с журналиста и адвоката взяли подписку о неразглашении. Допрос длился с 10 до почти 14.00 и касался все той же статьи "Маскировка".

Во вторник 12 ноября в следственном отделе УФСБ Московского военного округа допрашивали главного редактора газеты "Версия" Рустама Арифджанова.

"Формально наша беседа шла вокруг статьи "Маскировка", вышедшей в "Версии" еще 27 мая. Но следователь очень интересовался формами и методами работы редакции, нашими источниками информации", - сказал в интервью "Интерфаксу" Арифджанов.

Автор статьи "Маскировка" Андрей Солдатов допрашивался следователями ФСБ уже дважды. Арифджанов также сообщил, что в четверг на допрос будет вызван еще один сотрудник газеты - оператор компьютерной верстки Жанна Махмутова. Сотрудники ФСБ ранее изъяли из редакции газеты ряд документов и сервер компьютера. В связи с этим не вошли в очередной номер несколько уже подготовленных к печати материалов о последнем теракте в Москве. Арифджанов сказал, что в ФСБ его заверили в том, что для возвращения изъятых вещей "делается все возможное".

14 ноября Андрей Солдатов вместе с адвокатом Алексеем Швачкиным вновь посетил здание Следственного управления ФСБ в Лефортово. Допрос длился три с половиной часа - с 10 до 13.30. Учитывая подписку о неразглашении, ничего о ходе допроса Солдатов сообщить не смог. Он только отметил, что следователь пообещал вернуть технику редакции на следующей неделе. Одновременно проходил допрос дизайнера газеты "Версия" Жанны Махмутовой в здании УФСБ по Московскому военному округу. 

В этот же день, в 12 часов в редакции "Версии" состоялась пресс-конференция, на которую были приглашены представители ФСБ, Генеральной прокуратуры и МВД, а также журналисты, пишущие о ситуации вокруг штурма "Норд-Ост". В распространенном пресс-релизе была обозначена цель пресс-конференции: "Мы обеспокоены тем, что в последнее время делается попытка противопоставить СМИ и силовые структуры, избрав для этого трагический случай захвата заложников в театральном центре "Норд-Ост". В частности, именно так трактуются выемки и допросы в рамках следственных действий, предпринимаемых в отношении газеты "Версия". Мы хотим обозначить  свою позиции и пригласили для участия в ней представителей Федеральной службы безопасности, Генеральной прокуратуры и МВД".

Редакция приготовила список из 25 вопросов, который намеревалась вручить официальным лицам. Однако сотрудники ФСБ на пресс-конференции не появились. Представители Генпрокуратуры и МВД пришли, но не стали отвечать на вопросы журналистов. Несмотря на это, список вопросов был им передан главным редактором Рустамом Арифджановым, который предварительно зачитал его журналистам.

В пятницу на допрос пошел бывший юрист холдинга "Совершенно Секретно" Иван Паленов. Его допрашивали в УФСБ по Московскому военному округу, и взяли подписку о неразглашении.

В понедельник 18 ноября в Следственном управлении ФСБ в Лефортово был допрошен заместитель ответсека газеты "Версия" Сергей Морозов. Он также дал подписку о неразглашении. Его допрашивал следователь Костин.

В среду 20 ноября на допрос в Лефортово пошла юрист холдинга Марина Лукашук. Ее допрашивал следователь Артемьев.

В пятницу 22 ноября была допрошена следователем Горчаковым сотрудник отдела национальной безопасности "Версии" Ирина Бороган. Кстати, она  - первый журналист после автора "Маскировки" Солдатова, вызванная на допрос, и является соавтором репортажа со штурма "Норд-Оста" "Мертвые будут за живых". Она была также вызвана на повторный допрос на понедельник 25 ноября. В пятницу редакции вернули сервер. Компьютер Солдатова пока остается в ФСБ.

Смотри также:                                                                                                         

Пресса:

Заявления организаций: