Независимая газета - Независимое военное обозрение 13.04.2001 Владимир Малеванный Туманная секретность Британскими спецслужбами интересуются общественность, парламент и ученые Согласно представленному в Британский парламент документу, расходы на финансирование спецслужб Соединенного Королевства растут ежегодно на 4 процента - быстрее, чем ассигнования на социальные нужды. Накануне всеобщих парламентских выборов пресса Великобритании уделила этому вопросу повышенное внимание, проникая в тайны строительства "дворцов" для Службы безопасности МИ-5 (СБ) и Секретной разведывательной службы МИ-6 (СИС). Выяснилось, что эти новые здания над Темзой, где разместились штаб-квартиры разведки и контрразведки, обошлись налогоплательщикам на 300 млн. фунтов стерлингов больше, чем планировалось. Еще в 1997 г. министр финансов в правительстве лейбористов Гордон Браун объявил о ревизии средств, предназначенных для разведывательного сообщества. Как и предыдущие, эта попытка не дала окончательного результата. По мнению члена парламента от консервативной партии Эндрю Тайри, бюджет разведслужб удвоился в сравнении с периодом холодной войны, что должно озаботить следователей из Национальной аудиторской службы. С 1998 по 2003 г., как видно из текущего законопроекта, общие ассигнования на МИ-5, МИ-6 и Штаб-квартиру правительственной связи (ШКПС) возрастут с 700 до 860 млн. фунтов в год. Более детальная информация - в том числе по конкретным годам и по каждой спецслужбе не публикуется. Эти сведения чиновники Уайтхолла (правительства) держат в секрете. По оценке авторитетного лондонского журнала "Экономист", реальная величина бюджета всех спецслужб с учетом военной разведки и службы космического электронного наблюдения - более 1 млрд. фунтов. Бывший заместитель директора МИ-6 Джеральд Уорнер недавно оценил размер ассигнований на разведку и контрразведку в 2,5 млрд. фунтов. Правительство отрицает эту цифру, хотя признает, что она превышает затраты на финансирование дипломатической службы министерства иностранных дел. Перерасход средств наиболее ярко заметен на примере роста "цены" сверхсекретного Центра электронной разведки ШКПС в местечке Бенхолл близ Челтенхэма. Сметная стоимость "пончика", как прозвали англичане огромное здание кольцеобразной формы со специальным защитным покрытием, первоначально была на уровне 20 млн. фунтов, а сейчас возросла до 400 млн. Ожидается, что весь проект в результате превысит 1 миллиард фунтов (более 1,5 млрд. долларов). Треть расходов возьмет на себя некий частный консорциум - видимо, с прицелом на дальнейшее использование данных глобального электронного перехвата в своих целях. А это уже не что иное, как промышленный шпионаж. Эксперт по спецслужбам Дэвид Бикфорд, прежде занимавший должность юридического советника МИ-5 и МИ-6, называет текущие объемы финансирования трех секретных ведомств (с учетом ШКПС) "чрезмерными" и призывает к слиянию их оперативной деятельности в рамках единой структуры. По словам Бикфорда, сейчас здесь наблюдается "тройное управление, тройная бюрократия и тройной повтор оперативных скачек". Однако ввиду секретности даже базовых показателей в бюджете спецслужб законодательная власть никак не возьмет эти вопросы под свой контроль. БАЛАНС ДОВЕРИЯ Специальный парламентский Комитет по разведке и безопасности как орган контроля за британскими спецслужбами был образован в 1994 г. Он сформирован из восьми членов палаты общин и одного представителя палаты лордов. За четыре года премьер-министр Тони Блэр ни разу не встречался с членами комитета, чтобы обсудить бюджетные проблемы. Постоянный комитет по разведке при кабинете министров с 1997 г. собирался лишь три раза. Не явился на депутатский зов и секретарь министерства финансов Эндрю Смит. Тем не менее правительственные служащие как-то успели подвергнуть цензуре отчет парламентского комитета. Иначе говоря, избранные "слуги народа" контролируются рядовыми клерками и их начальниками - в частности по вопросам доступа к сведениям о размерах бюджетных затрат. Конечно, члены Комитета по разведке и безопасности знают больше информации по данной тематике, нежели остальные парламентарии, но и они не удовлетворены итоговым документом на 14 страницах, где изъяты все цифровые показатели расходов. Не ясна мотивировка этой ведомственной цензуры, поэтому Иветт Купер, ранее являвшаяся членом этого парламентского комитета, задала коллегам вопрос: "Как можно должным образом осуществлять контроль, если люди, которых вы проверяете, сами определяют, какую информацию вы от них получаете". Председатель комитета бывший министр обороны консерватор Том Кинг признал, что необходимо создать в отношениях с правительством "баланс доверия", хотя бы частично. "Шпионы предпочитают делать свои темные дела под глубоким прикрытием, но это оказывается все труднее исполнить", - резюмирует общую тенденцию "Экономист". Руководители спецслужб чаще идут навстречу тем требованиям, которые предъявляют им парламентские контролеры, а при первой возможности не упускают случая апеллировать к общественному мнению. В марте генеральный директор МИ-5 Стивен Лэндер впервые появился перед публикой, выступив на семинаре, организованном Королевским институтом объединенных военных служб (RUSI). Правда, эта конференция в институте, основанном пару веков назад полководцем герцогом Веллингтоном, носила скорее характер заседания частного клуба или офицерского собрания, где журналистам не разрешили делать фотосъемки. Репортер "Таймс" заметил среди присутствующих военных атташе Югославии и Китая, которым получасовой доклад Лэндера был весьма интересен. Шеф британской контрразведки рассказывал о контроле над службами разведки и безопасности, приветствуя участие законодателей в этом процессе, хотя ему работа с парламентским комитетом доставляет немало хлопот. Для облегчения процедур МИ-5 приняло на работу семерых юристов и множество бухгалтеров. Лэндер признался, что за пять лет руководства службой ему не раз доводилось отклонять просьбы членов комитета, касающиеся получения необходимой информации. Однако контрразведчик посетовал, что, кроме финансовых и административных вопросов, парламентарии все больше и больше интересуются оперативными делами. СЛУЖБА ПОЛНА СЮРПРИЗОВ Выступление Лэндера перед элитой британской военно-научной мысли предполагало не только демонстрацию растущего доверия между парламентом и Службой безопасности. Как ее руководитель, он отметил, что изменения оказали большее воздействие на структуры безопасности, чем даже ситуация после окончания холодной войны. Прежде всего это касается пристального интереса общества к работе спецслужбы. Не приводя каких-либо существенных данных на данную тему, Лэндер, по замечанию "Экономиста", изъяснялся преимущественно "закодированными" фразами. Видимо, он имел в виду функции МИ-5, когда сказал: "Я думаю, было бы разумным, чтобы гончие собаки преследовали лис". Однако участники семинара спрашивали Лэндера не только о том, чему был посвящен его доклад. Первым начал "допрос" Том Кинг, поинтересовавшись у главы "Секьюрити сервис", долго ли еще его секретные агенты будут терять по всему миру портативные компьютеры с разведывательной информацией. Этого Кингу показалось мало, и он ввел в краску без того смущенного Лэндера, добавив полушутя: "Еще никто из членов комитета не терял секретных компьютеров". Председатель совета института Майкл Александер подхватил эстафету вопросом о книге предшественницы Лэндера Стеллы Римингтон с условным названием "Жизнь полна сюрпризов". Многие воспринимают отрицательно сам факт публикации, хотя автор согласилась на предварительную цензуру и сейчас получила долгожданное разрешение. Проблема с изданием мемуаров Римингтон уже несколько лет является для руководителя контрразведки головной болью. Сэр Майкл Александер отпустил еще одну шутку, поинтересовавшись достижениями Лэндера на ниве безопасности страны, которые могут быть занесены в энциклопедический справочник. Но главная тема внеплановой дискуссии вертелась вокруг темы борьбы с разного рода "предателями и идейными перевертышами" в британских спецслужбах. Вспомнили и перебежчиков времен холодной войны. Чаще других упоминалось имя бывшего агента МИ-5 Дэвида Шейлера, который за попытку опубликовать свои мемуары и за критические высказывания по адресу некоторых недостатков контрразведки попал в немилость. Он покинул страну, но недавно добровольно вернулся обратно, чтобы отстаивать свои права на судебном процессе против него. Среди "отрицательных персонажей", которых Служба безопасности не сумела вовремя отвадить от написания мемуаров, - несколько бывших парашютистов авиадесантной службы САС, отставных офицеров военной разведки и, конечно же, "ренегат" из МИ-6 Ричард Томлинсон, чья книга уже разошлась по всему миру. По примеру США, где из-за дела арестованного контрразведчика ФБР Роберта Хансена сейчас интенсивно внедряется система поголовной проверки агентов на полиграфе ("детекторе лжи"), британские секретные ведомства готовы шире внедрять эту методику для борьбы с предателями в своих рядах. Но, по мнению Лэндера, вопрос этот не доработан и пока остается открытым. В целом, как сообщают журналистам анонимные источники на Уайтхолле, ставшее несколько архаичным законодательство Великобритании в области секретности, наоборот, после многолетних дебатов должно стать менее жесткой. С другой стороны, один из последних отчетов МИ-5 содержит такой вывод: "Традиционная угроза шпионажа со стороны враждебных и иностранных правительств не сократились". Трудно сказать, имеется ли здесь в виду информация агентства Рейтер со ссылками на спецслужбы, что в результате скандала вокруг дела Хансена оказалась под угрозой раскрытия информация о совместных операциях МИ-6 и ФБР по массовой вербовке российских разведчиков в Вашингтоне и Нью-Йорке. "Засвеченными" могут оказаться и другие операции британских спецслужб. Жизнь полна неожиданностей. Независимое Военное Обозрение N 13 (235) 13.04.2001