К вящей славе Божьей Через неделю начнется Архиерейский собор Русской православной церкви. На нем в том числе будет обсуждаться и проблема экспансии католической Церкви. И вполне возможно, что Патриарх обратится за защитой к правительству. Сейчас православной церкви трудно найти иные средства борьбы за паству, чем помощь государства. Андрей СОЛДАТОВ Складывается впечатление, что государство уже привлекли к этой борьбе. По крайней мере, весной этого года у российского отделения ордена иезуитов возникли проблемы с регистрацией, и дело дошло даже до конституционного суда. То, что именно иезуиты первым попали под удар, вполне закономерно. Орден иезуитов не сгинул в средневековье, не потерялся в театральном следовании древним традициям, как многие монашеские ордена Ватикана. Иезуиты, перестав действовать в духе героев романов Дюма, просто сменили тактику. Они по- прежнему остаются глазами и ушами Ватикана в важных для католиков регионах, в число которых входит и Россия. Однако вряд ли твердая позиция государства может изменить положение – РПЦ явно проигрывает борьбу с католиками. В конце концов, иезуитам все же удалось пройти регистрацию, но им не привыкать действовать и в более неблагоприятных условиях, чуть ли не в подполье. Пока Патриархия ищет поддержки у Путина, иезуиты тихо и постепенно реализуют классическую схему миссионерства, разработанную в Папском восточном университете в Риме. Она очень проста: работа в больницах, в тюрьмах и образовательная деятельность. Но оказалось, что для России это как раз то, что нужно. Именно с больниц начали иезуиты в Новосибирске, превратив его в чуть ли не крупнейший центр католицизма в Сибири. В 1990 году там открылось отделение благотворительной католической организации «Каритас», помогающей лечебным учреждениям. Через год в городе появилась штаб-квартира администратуры Ватикана на Азиатской части России. Возглавил ее иезуит Иосиф Верт. С этого времени в городе началась настоящая экспансия католиков. В сентябре 1995 года в Новосибирске был создан иезуитский «Центр духовного развития Иниго» (Иниго - уменьшительное имя основателя ордена Иезуитов Игнатия Лойолы), а летом 1996 года открыт католический приют для детей. Тогда же на гуманитарном факультете Новосибирского университета католики стали читать лекции по богословию. В августе 1997 года произошло символическое для католиков событие – в Новосибирске был освящен кафедральный собор Преображения господня. По такому случаю Иоанн-Павел II даже направил Верту поздравление. А в декабре 1999 года на 21-ом дециметровом телеканале Новосибирска начала вещание католическая студия "Кана", которая выходит теперь в течение полутора часов два раза в неделю. Для негосударственной религии, которой практически не на кого опираться, ведь почти все потомки ссыльных поляков уже давно покинули город, это очень серьезный успех. А в это время представители православной церкви, вместо того, чтобы задуматься о причинах распространения католичества, не нашли ничего лучшего, чем обвинить новосибирского епископа в предательстве интересов РПЦ, так как он разрешил строительство кафедрального католического костела… Не забыли католики и о тюрьмах - в июне этого года в одной из мордовских колоний была освящена католическая церковь. Впервые не только в России, но и в мире: в других странах в тюрьмах существуют лишь молитвенные комнаты. Тем не менее, православная церковь снисходительно относится к благотворительной деятельности католиков. По словам Игоря Выжанова, сотрудника отдела внешних церковных сношений Московской Патриархии, многие благотворительные организации Ватикана помогали РПЦ, и их деятельность не считается прозелитизмом. ПЗ Однако наибольших успехов иезуитам удалось добится в среде интеллегенции. В Ватикане прекрасно понимают, что пока в России нет базы для массового перехода населения в католичество. Но среди элиты уже создан образ Ватикана, как более прогрессивной, демократической и современной Церкви. И образ этот создан не без вины Московской Патриархии, которую все девяностые годы не перестают сотрясать скандалы, связанные то с войной за храмы с музеями и больницами, то с фигурой самого Патриарха Алексия II. Самый яркий пример – радиостанция «Христианский церковно-общественный канал» (ХЦОК), с 1995 года существующая в стенах факультета журналистики МГУ. Создавали его в рамках отделения церковной журналистики, но сейчас такого отделения на журфаке уже нет, а канал остался. Финансируется ХЦОК немецким католическим благотворительным фондом "Kirсhe in Not" ("Церковь в нужде"). Сегодня канал вещает на аудиторию Москвы и Московской области ежедневно с 7:00 до 24:00. Для сравнения можно привести православную радиостанцию "Радонеж", которая вещает всего два часа в день, хотя вряд ли можно сказать, что в финансовых возможностях Московская Патриархия так уж уступает Ватикану. Формально этот канал считается межконфессиональным, а официальной целью радиостанции является «раскрытие богатого позитивного опыта христианской традиции…». По сути же радиостанция стала чуть ли не центром католической пропаганды в Москве, хотя главный редактор радиоканала – протоирей Иоанн Свиридов, внештатный священник РПЦ. Однако, как выяснилось, Свиридову уже давно ближе интересы Католической Церкви. Дело в том, что идейным вдохновителем и организатором канала стала недавно скончавшаяся Ирина Иловайская-Альберти - главный редактор крупнейшей эмигрантской газетой «Русская мысль», издаваемой в Париже. Личность во всех отнощениях неординарная. В свое время она несколько лет проработала на радиостанции "Свобода" и даже сумела близко познакомиться с Папой Иоанном- Павлом II. Будучи православной по крещению, она венчалась по латинскому обряду, а детей и внуков крестила в католической вере. Возглавляемая ею "Русская мысль" заняла столь резкую прокатолическую позицию по отношению к РПЦ, что патриарх Алексий II в 1998 году назвал эту газету «Римской мыслью». С самого начала «Христианский церковно-общественный канал» стал для «Русской мысли» чем-то вроде радиоверсии: Ирина Иловайская пять лет вела ежедневную программу на канале, а православный священник Иоанн Свиридов входил в состав редколлегии «Русской мысли». Кроме того, многие авторы совмещают работу на радиостанции и в газете. Попытавшись выяснить, что на самом деле происходит сейчас на радиоканале ХЦОК, я пришел в здание журфака МГУ и увидел, что радиоканал размещается в просторной аудитории с символичным номером 333. На месте оказался Владимир Ковальджи, заместитель главного редактора канала: - Как вы относитесь к обвинениям в прокатолической пропаганде? - Ну, вы же понимаете, так могут говорить про нас только какие-нибудь фундаменталисты от РПЦ… - И кто тогда Вы? - Мы - либерально-христианская демократическая оппозиция. Остается добавить, что основателем и главой финансирующего деятельность канала фонда "Kirсhe in Not" является голландский священник Веринфрид ван Страатен – член ордена Иезуитов. Иезуиты и "Руссикум" Выходит, что всегда, когда католическая церковь добивается пропагандистских успехов в России, это не обходится без тайного или явного участия членов ордена Иисуса. Некоторым объяснением может служить место ордена в структуре Ватикана. Дело в том, что в Римско-католической Церкви у каждого монашеского ордена есть своя специализация (харизма). У одних это медицина, у других – работа с молодежью. Харизмой иезуитов является образовательная деятельность. На этом поприще орден немало преуспел, создав обширную систему авторитетных иезуитских колледжей по всему миру. Достаточно сказать, что учебное заведение святых отцов закончил даже Фидель Кастро. Иезуиты научились использовать свою систему образования для распространения влияния католической Церкви в мире. В отличие от других государств, правительства которых и то и дело меняют курс, Святой Престол мыслит стратегически. Там сидят терпеливые люди, умеющие прогнозировать на века. Нынешняя политика Ватикана в России была разработана еще в двадцатые годы, когда тайным посланником Папы в Советском Союзе был высокопоставленный иезуит Мишель д'Эрбиньи. Он мечтал о превращении России в великую католическую сверхдержаву, откуда уже русские миссионеры будут обращать в истинную веру Китай и другие страны Азии. Начиная с 1925 года он несколько раз посетил Россию – тогда он надеялся договориться с советским правительством о "замене" гонимого православия на католичество, более лояльное к большевикам (в первый раз Папа осудил коммунистов в СССР только в 1930 году). Д' Эрбиньи даже пытался, правда, неудачно, провернуть во время голода в Поволжье замечательную сделку - помощь в обмен на право проповедовать. Однако прямой напор не увенчался успехом, и в конце 20-х иезуиты изменили тактику. 15 августа 1929 года по совету Д' Эрбиньи Папа учредил в Риме так называемый колледж «Руссикум». Нынешний ректор колледжа Рихард Темус, до которого я дозвонился, рассказал, что «при основании Руссикума 70 лет назад Папа Пий XI постановил, что колледж создается для подготовки людей, которые должны были нести веру в СССР, когда там она будет полностью уничтожена». Любопытно, что итальянская «Ассоциации атеистов и рациональных агностиков» (UAAR) в своем докладе утверждает, в «Руссикуме» готовились агенты для «инфильтрации» в СССР. А некоторые советские эмигранты писали о том, что в колледже с удовольствием принимали беглецов из Советского Союза. Между тем, с началом перестройки «Руссикум» ничуть не свернул свою деятельность: многие высокопоставленные католики, приехавшие в Россию, учились в этом колледже. А последние несколько лет "Руссикум" принимает православных студентов. Правда, в пресс-службе Московской Патриархии нам сообщили, что уже два года от РПЦ в «Руссикум» студенты не выезжали, но есть планы отправить их туда в будущем. Что неудивительно: "Руссикум" имеет очень высокий авторитет в церковных кругах. Тройной союз Как подобает искусному противнику, Ватикан никогда не действовал в одиночку, и всегда славился умением выбирать союзников. Советские газеты много писали о «ватиканских шпионах, работающих на ЦРУ», особенно после польских событий 1982 года, когда Римско-католическая церковь доставляла помощь движению «Солидарность» по каналам ЦРУ. Однако закончилась холодная война, а свидетельства связей Ватикана и американской разведки продолжают появляться. К примеру, бежавший на Запад сотрудник КГБ Олега Туманов написал в своих мемуарах о том, что в середине 80-х советская контрразведка поймала сотрудника "Радио Свобода", по совместительству агента ЦРУ. Он пытался провезти в СССР микрофильмы с инструкциями Народно-трудового союза и секретной службы Ватикана. По некоторыми данным, в 80-х годах генерал ЦРУ Вернон Уолтерс семь раз лично встречался с Папой, а в конце 80-х ЦРУ в обмен на информацию о соцлагере представляло Папе даже снимки с разведывательных спутников. Между тем, похоже, что более важным союзником Ватикана в России сейчас стала Польша. Что неудивительно, ведь совместные действия Польши и Ватикана в России проверены временем: иезуиты помогали еще Григорию Отрепьеву. И вот странное совпадение. В 20-м веке первая массовая высадка католических священников польского происхождения пришлось на двадцатые годы, когда Советская Россия воевала с Пилсудским. В результате в России прошло несколько судебных процессов над католиками по обвинению в шпионаже в пользу Польши. В 1923 году за связь "с враждебным Советской власти буржуазным государством" расстреляли епископа Будкевича, а в 1927 году как "агент Польши и Пилсудского" был арестован епископ Болеслас Слосканс. Конечно, процессы над католиками проходили на фоне сотен других шпионских процессов тридцатых годов, и их можно списать на «ужасы сталинизма». Но в начале 90-х, когда Польша взяла курс на вступление в НАТО, католики-поляки вновь появились на территории бывшего Советского Союза. И вновь попали под обвинения в шпионаже в пользу Польши. К примеру, в декабре 1995 года по подозрению в шпионаже с территории Украины выдворены два польских ксендза Петр Бук и Юзеф Трель. По сведениям Службы безопасности Украины, в свободное от богослужения время святые отцы пытались получить через местных военных информацию о дислокации воинских частей. Примечательно, что протесты на высылку священников поступили как от начальника Управления охраны государства Польши Громослава Чемпинского, так и от министра иностранных дел Ватикана Жана-Луи Торана. Кстати, по мнению известного немецкого эксперта в области спецслужб, автора книг о «Штази» Рихарда Шмидта- Еенбоома и еженедельника "Интеллидженс ньюспейпер", Торан является координатором спецслужб Римско-католической Церкви. БОКС 1 Отец Игорь Ковалевский, канцлер курии Римско-Католической Церкви в Москве: "Иезуиты – это мозг нашей церкви": - Как вы относитесь к обвинениям в прозелитизме? - Нас постоянно обвиняют в том, что к нам приходят люди с русскими фамилиями и мы их крестим. Но это бред. Мы крестим человека, а не фамилию, и посмотрите все российские и международные законы о свободе совести. Мы крестим людей только после тщательной проверки, и многих я отправляю в православные храмы. Мы не занимаемся прозелитизмом. Вся наша издательская и образовательная деятельность носит экуменический характер. Для нас более важны духовные ценности. Мы никому не предлагаем переходить насильно в католическую церковь. Мы работаем с католиками и теми, кто желает перейти в католичество. Эти действия призваны помогать христианству. - В РПЦ нам заявили, что для иезуитов цели превыше средств… - Знаете, в советские времена придумали лозунг "Цель оправдывает средства" и приписали его иезуитам. А это большевисткий лозунг. В католической церкви не могут никакие благие цели оправдать средства. Харизма иезуитов – образовательская деятельность. Она охватывает не только католиков. Иезуиты – это мозг нашей церкви. - Рассматриваете ли вы Россию как миссионерскую территорию? - Нет. Мы не подчинаемся той структуре в Ватикане, которая отвечает за миссионерство. Мы считаем Россию преимущественно православной страной с религиозными меньшинствами…. БОКС 2 Деятельность ордена иезуитов в России "Известия" комментирует секретарь по межхристианским связям отдела внешних церковных сношений РПЦ игумен Илларион Алфеев: - Какова официальная позиция РПЦ к ордену иезуитов? - Мы против всякого прозелетизма, причем не только его прямой разновидности – когда православных обращают в католичество, но против активной деятельности католиков на канонической территории РПЦ. - Тогда каковы характерные черты иезуитов? - Невиданная целеустремленность. Главное – добиться своих целей, средства не столь важны. БОКС 3 Орден иезуитов был учрежден в сентябре 1540 года. Его основателем и первым генералом стал испанский дворянин Игнатий Лойола, канонизированный в 1622 году. Орден имел все признаки спецслужбы - жесткую военную дисциплину и множество тайных агентов. А неразборчивость иезуитов в средствах уже в 16 веке вошла в поговорку – на их совести убийства по крайней мере двух французских королей – Генрихов III и IV. Методы иезуитов вызвали столь большое возмущение, что в конце 18 века Орден изгнали почти из всех европейских стран, включая католическую Испа нию. В 1773 году орден был распущен и восстановлен только в 1814 году. В России у ордена странная судьба: поддержкой иезуитов, к примеру, пользовался Гришка Отрепьев, а Екатерина II приютила иезуитов после запрета их в Европе. Из России орден Иисуса был изгнан в 1820 году и появился у нас официально десять лет назад. В октябре 1992 года Минюст зарегистировал «Объединение ордена Иисуса». В настоящее время в России действует "Независимый российский регион Общества Иисуса", главным настоятелем которого является отец Станислав Опеля.