Независимая газета - Независимое военное обозрение 09.04.1999 ЩИТ И МЕЧ ЯПОНИИ Страна восходящего солнца имеет разветвленную структуру специальных служб Дмитрий Николаев Опыт СПЕЦИАЛЬНЫЕ службы Японии на протяжении многих веков верой и правдой служат своему императору и народу, занимая важное место в общей системе защиты национальных интересов и обеспечения безопасности Страны восходящего солнца. Военно-политическое руководство Японии, учтя уроки Второй мировой войны, их строительству и развитию уделяет особое значение. Созданная в послевоенное время система спецслужб представляет собой довольно разветвленную структуру. Основные в ней - это Информационно-исследовательское бюро (ИИБ) при кабинете министров, органы военной разведки, Управление информации и исследований МИД, Главное полицейское управление (ГПУ), Управление расследований общественной безопасности при Министерстве юстиции (УРОБ), органы военной контрразведки, Иммиграционное управление, Управление безопасности на море (УБМ). ИНФОРМАЦИОННО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЕ БЮРО ИИБ при кабинете министров является ведущим разведывательным органом страны. В его функции входит сбор информации, необходимой членам кабинета министров для принятия прежде всего политических решений. Бюро организационно состоит из следующих функциональных оперативно-информационных подразделений: внутренней информации, зарубежной информации, по взаимодействию с другими спецслужбами страны, с государственными учреждениями, частными фирмами и общественными организациями, по связям со СМИ и аналитический. По имеющимся данным, штат кадровых сотрудников ИИБ небольшой. Однако это не влияет на качество работы основного разведоргана страны. Дело в том, что бюро активно привлекает к сотрудничеству агентов из числа завербованных иностранных граждан, а также сотрудников государственных учреждений и частных организаций, работающих за рубежом. По данным японских журналистов, на сотрудничество с ИИБ охотно идут сотрудники крупнейших японских информационных агентств и японских торгово-промышленных фирм. Поэтому не исключено, что, встречаясь для интервью с журналистом, к примеру, агентства Киодо Цусин, какой-либо высокопоставленный российский чиновник отвечает на вопросы, сформулированные аналитиками Информационно-исследовательского бюро при кабинете министров Японии. Кстати, кадровые сотрудники ИИБ работают за рубежом, используя обычно дипломатическое прикрытие. ВОЕННАЯ РАЗВЕДКА В основу ее развития положен опыт функционирования Разведывательного управления Министерства обороны США. Несмотря на изменения, происходящие в Азиатско-Тихоокеанском регионе и мире в целом, первоочередными объектами устремлений военной разведки Японии являются вооруженные силы и оборонный потенциал России, КНР и КНДР. Для добывания информации используются практически все виды разведки: агентурная, радиотехническая, радиоэлектронная, космическая и специальная. Наиболее мощные объекты технической разведки расположены на острове Хоккайдо. Совместно с аналогичными средствами армии США они непрерывно ведут слежение за российским Тихоокеанским флотом и группировкой Дальневосточного военного округа. УПРАВЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ И ИССЛЕДОВАНИЙ МИД Основной функцией японского ведомства является сбор данных, необходимых для выработки внешнеполитического курса страны, их анализ и выработка предложений руководству Министерства иностранных дел. Информацию, собранную в основном из открытых источников, присылают посольства Японии, аккредитованные в иностранных государствах. ГЛАВНОЕ ПОЛИЦЕЙСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ Одной из задач этого ведомства является контрразведывательное обеспечение государственной безопасности. Непосредственно в ГПУ этим занимается Управление охраны, состоящее из трех основных функциональных подразделений: общественной безопасности, иностранного и следственного отделов. Основные силы контрразведки сосредоточены в столичном мегаполисе. Аналогичные подразделения имеются во всех префектурах страны. УПРАВЛЕНИЕ РАССЛЕДОВАНИЙ ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В отличие от своих коллег из ГПУ сотрудники УРОБ занимаются контрразведывательным обеспечением защиты конституционного строя страны. Их "клиенты" - экстремистские организации типа небезызвестной "Аум Синрике", радикальные политические партии и движения, добивающиеся своих целей методами, запрещенными конституцией Японии. Структура службы имеет примерно такое же организационное построение, как и ГПУ: центральный аппарат и префектуральные подразделения. В своей работе сотрудники управления опираются на дипломатические представительства Японии за рубежом, а также используют другие возможности. ВОЕННАЯ КОНТРРАЗВЕДКА Как и военная разведка, органы военной контрразведки организационно построены по образцу аналогичных структур армии США. Сотрудники военной контрразведки имеются практически во всех звеньях управления начиная со штабов видов Вооруженных сил. Они тесно сотрудничают с офицерами военной контрразведки группировки ВС Соединенных Штатов, расквартированной на Японских островах. ИММИГРАЦИОННОЕ УПРАВЛЕНИЕ Как составная часть Министерства юстиции, помимо своей основной задачи - контроля за въездом и выездом граждан из страны, Иммиграционное управление занимается также сбором разведывательной и контрразведывательной информации. Для этого применяется широкий арсенал методов, включая специальные. Добытая информация используется в служебной деятельности управления, а также передается для реализации в другие спецслужбы. Деятельность Иммиграционного управления, ни на минуту не упускающего из своего поля зрения прибывших в страну иностранцев, существенно облегчает работу контрразведывательных спецслужб. УПРАВЛЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ НА МОРЕ Япония одно из немногих в мире государств, имеющих довольно значительную по протяженности морскую границу. Ее охрана возложена на Управление безопасности на море. Помимо этой основной задачи, УБМ осуществляет морскую разведку, контролирует рыбный промысел в 200-мильной зоне, привлекается для оказания помощи терпящим бедствие в море. В мирное время оно является составной частью Министерства транспорта. В военное - передается в состав военно-морских сил. Однако уже в мирное время силы УБМ выполняют свои задачи в тесном взаимодействии с ВМС страны, и в первую очередь это касается ведения разведки. Организационно управление состоит из центрального аппарата и 11 районов. Наиболее важным из них считается первый район УБМ. В зону его ответственности входит остров Хоккайдо, основные его усилия сосредоточены на сахалинском и южнокурильском направлениях. На оснащении УБМ имеется более 500 кораблей и катеров различных классов. Среди них корабли океанского класса, патрульные корабли, корабли поиска и спасения, гидрографические и корабли обслуживания навигационного оборудования. Авиация УБМ насчитывает свыше 60 патрульных самолетов и вертолетов. В соответствии с перспективными планами и программами развития предусматривается переоснащение сил Управления безопасности на море новыми типами кораблей и летательных аппаратов, оснащенных самой современной разведывательной аппаратурой. Общая численность личного состава колеблется в пределах 12 тыс. чел. Служат в УБМ только добровольцы после предварительной подготовки в соответствующих учебных центрах. Причем, прежде чем попасть туда, кандидат обязательно должен отслужить в военно-морских силах. Основным видом службы сил УБМ является патрулирование морских сил и авиации в назначенных районах. Кроме того, на побережье функционируют радиолокационные станции (РЛС), надежно перекрывающие подступы к побережью. Между кораблями, самолетами, вертолетами и береговыми РЛС Управления безопасности на море поддерживается постоянное взаимодействие. При необходимости корабельно-авиационная группировка УБМ получает необходимую информацию от разведывательных центров японских Вооруженных сил, также может усиливаться силами и средствами военно-морских районов. С этой целью вопросы взаимодействия между УБМ и ВМС отрабатываются в ходе ежегодно проводимых учений военно-морских сил Японии. Кроме того, силы Управления безопасности на море регулярно участвуют в маневрах ВМС США, проводимых в западной части Тихого океана. Это далеко не полный перечень специальных служб, используемых военно-политическим руководством Японии для защиты национальных интересов и обеспечения национальной безопасности. К ним следует добавить еще и различные промышленные фирмы, активно занимающиеся научно-технической разведкой, общественные объединения, просто рядовых японцев, считающих своим гражданским долгом оказывать всестороннюю помощь спецслужбам государства. (С) "Независимое военное обозрение" (НВО), электр. версия прил. к "НГ" (ЭВНВО). Номер 013 (136) от 09 апреля 1999 г., пятница. Полоса 7.