Независимая газета 28.04.1999 ЕСТЬ ЛИ У СЕРБОВ "ТАМАРА" Изобретатель станции радиоразведки, опасной для самолетов-невидимок, готов передать НАТО разработки аппарата по обезвреживанию своего детища Александр Куранов СРАЗУ после того, как над территорией Югославии был сбит "невидимый" бомбардировщик F-117A Nighthawk, Пентагон обратился к Праге с просьбой проверить наличие у сербов станции радио- и радиотехнической разведки "Тамара", производившейся в конце 1980-х гг. на заводе НТТ "Тесла" в северочешском городе Пардубице. Эта мобильная установка способна обнаруживать излучающие объекты, при этом оставаясь вне поля зрения противника. В США предполагают, что именно с помощью югославской "Тамары" в 1995 году был сбит боснийскими сербами в небе над городом Баня Лука еще один американский самолет - F-16. Официально чешские спецслужбы не подтвердили здешним СМИ факта обладания сербами этой станцией, но и не опровергли подобной возможности. А по сообщению популярной и весьма информированной газеты "Право", в распоряжении армии СРЮ находится по крайней мере одна "Тамара". Эта информация опубликована со ссылкой на два независимых друг от друга источника в чешской военной разведке. В течение 1987-1989 гг. в ЧССР было произведено в общей сложности 15 станций "Тамара". Восемь закупил СССР, причем некоторые из них, насколько известно сотрудникам пардубицкого завода, даже не были смонтированы, что предполагает их дальнейший реэкспорт, хотя невозможность последнего без согласия Праги оговаривалась при осуществлении контрактов. "НГ" уже сообщала лет пять назад, что после "бархатного" переворота 1989 года американцы фактически заблокировали дальнейший экспорт "Тамар", чем нанесли Чехии и конкретно заводу НТТ "Тесла" огромный ущерб. Ведь каждая станция стоит около 16 миллионов долларов, а их пылится на находящемся в предбанкротном состоянии предприятии в полуготовом виде 15 экземпляров. В свою очередь, США в 1991 году реимпортировали одну "Тамару" через Оман, чтобы усовершенствовать свои самолеты-"невидимки". Одна станция, проданная в свое время в ГДР, теперь находится в распоряжении бундесвера. Двумя, причем первоначальными, еще не доведенными до ума версиями "Тамары" располагает Сирия и, наконец, еще одна перешла после раздела ЧСФР к словакам. Остальные станции находятся на вооружении у чешской армии. В июле 1995 года чешское правительство после долгих разбирательств одобрило продажу одной "Тамары" в Киргизию, но сделка в итоге так и не была осуществлена из-за нехватки у заказчика необходимых финансовых средств. Судя по заявлениям западных специалистов, чешская станция до сих пор вполне конкурентоспособна и опасна для самолетов, хотя, конечно, уже не единственная в своем роде. Принцип ее действия основан на том, что она сама никакие сигналы не излучает, но успешно перехватывает чужие. Поскольку самолеты поддерживают связь с командными пунктами при помощи радиосигналов, то "Тамара" способна обнаружить их на расстоянии до 500 км, а с помощью улучшенной системы BORAP и SDD - и еще большем. Антенная система "Тамары" способна приблизительно установить высоту и расстояние до цели, к тому же она "запоминает" однажды виденные предметы. "Тамару" изобрел и построил со своими коллегами 30 лет назад брненский инженер Властимил Пех, причем все работы они во внеурочное время вели в подвале военного училища. Ныне конструктор находится на пенсии, живет небогато, но по-прежнему интересуется судьбой своего детища. Чтобы, как говорит пан Пех, предотвратить "безнравственное" использование "Тамары", он приступил к работе над аппаратом по обезвреживанию локатора, проект которого почти готов. Брненский инженер хочет передать его в распоряжение натовских специалистов, считая свою новую работу "вкладом в создание международной системы безопасности". Ну а в Пардубицах фирма "Эра", отколовшаяся от завода НТТ "Тесла", недавно начала выпускать основанную на том же принципе, что и "Тамара", но значительно меньшую и упрощенную по форме станцию "Вера", предназначенную в основном для гражданских аэродромов. Прага (С) "Независимая газета" (НГ), электронная версия (ЭВНГ). Номер 077 (1893) от 28 апреля 1999 г., среда. Полоса 6.