Финансовая Россия (приложение) 13.03.2001 Беседовала Т.Т. Пономарева, специальный корреспондент "УНП" Мы - гуманная организация Полицейский в офисе - это нормально, утверждал начальник службы документальных проверок Управления ФСНП по г. Москве ("УНП" № 7, 2001). Однако эту точку зрения разделяют далеко не все наши читатели. Их почему-то очень волнует наличие в составе проверяющих вооруженных людей в камуфляже. Развеять возможные опасения, а также представить свое "прочтение" налогового законодательства любезно согласился начальник Главного управления документальных проверок ФСНП России Николай Васильевич Долгих. Сами с усами - Николай Васильевич, по каким основаниям и в каких случаях налоговая полиция может инициировать самостоятельную проверку налогоплательщика? - Особенность работы органов налоговой полиции в том, что мы - правоохранительный орган. Поэтому наша главная функция - это предупреждение, выявление, расследование по материалам, связанным с налоговыми преступлениями. Вот от этого и "танцуем", когда речь идет об обоснованиях самостоятельной проверки. Все начинается с закона об оперативно-розыскной деятельности. Поводом к началу оперативно-розыскных мероприятий может послужить оперативная информация, сообщение, ненормальная обстановка в той или иной отрасли экономики. Кроме того, это могут быть данные от налоговых органов, аналитические разработки... - Что считается критерием достаточности возбуждения проверки... - В УК РФ есть две статьи - 198 и 199. Сфера интересов налоговой полиции начинается с определенных пределов: для юридического лица - 1000 МРОТ и выше, для физического - от 200 МРОТ неуплаченных налогов. Меньшие суммы все равно фиксируются, но ими занимаются уже налоговые органы. - МРОТ в вашей интерпретации это сколько - по базовой ставке в 100 рублей или по трудовым отношениям в 200? - Мы работаем по последней цифре, которая в пользу налогоплательщика. - Достаточно мягкая позиция. - Да мы вообще гуманная организация... - Чем регламентируется порядок проведения самостоятельных проверок? - У нас два вида проверки. Первая - по постановлению руководителя (или заместителя) органа налоговой полиции, когда, скажем так, выявлен признак налогового преступления. В этом случае проверка назначается в рамках статьи 36 Налогового кодекса РФ, и, как правило, она очень близка по содержанию и духу к тому, что делает налоговый орган. Вторая проверка может быть произведена по постановлению следователя. И здесь следователь определяет те вопросы и задачи, которые необходимо решить. Это совершенно разные проверки. - А по срокам? Сколько вы можете проверять? - Когда работаем по статье 36, мы, конечно, ориентируемся на нормы Налогового кодекса. Поэтому сейчас наши внутренние нормативные документы определяют период проверки в два месяца. Срок исковой давности по налоговым правонарушениям - три последних календарных года, ну плюс четвертый - текущий, который подпадает под проверку. Другой вопрос, если мы работаем по постановлению следователя. Здесь уже у нас работает УК. Здесь сроки привлечения виновного лица - в зависимости от тяжести преступления. Это могут быть и два года, если ошибки достаточно мелкие, и шесть лет, и десять лет. Это, естественно, не означает, что мы "сплошняком" проверяем весь период. Как правило, наш интерес ограничивается отдельными эпизодами или налоговым периодом. - Я бы хотела уточнить. Вот этот внутренний документ, регламентирующий проверку, он будет проходить регистрацию в Минюсте? - Думаю, он будет максимально приближен к той инструкции, которую зарегистрировал Минюст по порядку назначения и оформлению актов выездной налоговой проверки, проводимой налоговым органом. Я имею в виду общую технологию, а наша идеология, безусловно, будет сохранена. Частая практика - Что означает термин "документальные проверки" по отношению к налоговой полиции? Раньше документальные проверки приравнивались к выездным налоговым проверкам. Но у налоговой полиции сейчас нет права проводить выездные налоговые проверки. - Мы проводим проверку налогоплательщика в полном объеме. Очень созвучна она именно документальной, потому что любая проверка все равно опирается на изучение тех или иных документированных записей. Ведь если даже договоры сделки, купли-продажи, просто расписки в бухгалтерском учете не отражены, это тоже документ. Просто поручение, письмо - оно может быть использовано для определения факта совершения сделки. Сформулировать можно так: идет проверка налогоплательщика, которая устанавливает тот или иной признак налогового правонарушения, но не обязывает налогового полицейского углубляться в дебри бухгалтерского учета. - Каковы ваши полномочия при проведении совместных проверок? - Есть регламент проведения совместной выездной налоговой проверки. Он подписан двумя нашими руководителями - министром РФ по налогам и сборам и директором ФСНП. Там вся эта форма заложена. Только надо иметь в виду: нас на эту проверку приглашает налоговый орган. Только так. По специально оформляемому запросу, в котором конкретно и обстоятельно указано, почему налоговый орган ставит вопрос о привлечении того или иного сотрудника ФСНП. И мы просто обязаны направить туда человека. Кстати, могут попросить сотрудников физической защиты, если объект достаточно... ну назовем его... грубо - "нордический". Или оперативника. Если необходимо более дотошно поговорить с сотрудниками или рабочими предприятия. Побыть в атмосфере цеха, завода, склада... Посмотреть за отгрузкой. Этот наш сотрудник должен быть включен в постановление о проведении выездной налоговой проверки, то есть он там быть обязан. - А его участие как-то должно быть отражено в документах? - Мы сообщаем фамилию, инициалы и должность своего сотрудника. Руководитель налогового органа в свое решение на выездную налоговую проверку вписывает данные нашего человека. И он, этот сотрудник, участвует в подписании акта выездной налоговой проверки. Но бригадиром, стратегом и тактиком проверки является налоговик, и акт формирует именно он. Кстати, с постановлением о проведении выездной налоговой проверки, с дополнениями к этому постановлению обязательно знакомят проверяемых. - Это частая практика? - Именно так. - Можно надеяться, что вооруженных людей в масках будет меньше. - Их уже нет, целый год. Эту жесткую позицию наше руководство сейчас держит. Пока не доказано преступление или правонарушение, лицо не должно обвиняться. Нигде, даже в прессе. Внештатные друзья - Пользуется ли налоговая полиция услугами агентурной сети и анонимных "доброжелателей"? - Как и любой другой правоохранительный орган. В законе, кстати, некоторая поощрительная система заложена. Скажем, органы имеют право до 10 процентов от суммы, которая потом будет получена государством, рассматривать как поощрение информатору. Вот только механизма таких выплат... - Нет? - И нет, и... есть. Деньги поступают в Минфин, то есть в бюджет государственный, а не в бюджет органов, которые этим вопросом занимаются. И чтобы из бюджета получить - вот тут механизм важен. Нужна система выплат. Надо человеку извещение вручить, он должен пойти в банк... - А кто-нибудь уже получал такого рода вознаграждение? - Конечно. - И кто обычно выступает в роли "крота"? - Это могут быть и партнеры по совместной деятельности, сотрудники, с которыми неаккуратно обошлись. У них возникает желание рассказать о том, что контора работала не совсем честно. - То есть коммерческая организация в определенной ситуации может позвонить в налоговую полицию, предложить информацию и получить помощь? - Если это в области полномочий налоговой полиции, мы в этой части... поможем. И вот еще надо подчеркнуть, чем мы отличаемся от налоговиков. Налоговые службы ставят задачу взыскать, начислить штраф и пени. Орган же налоговой полиции, стремясь выявить неуплату налогов, в итоге находит виновное лицо. То есть бухгалтер может иногда и не знать о каких-то сделках на предприятии. Прошла отгрузка по приказу руководителя или кого-нибудь пониже. Есть готовая продукция, ее загрузили, вывезли, документы уничтожены. И вдруг этот факт становится предметом нашего разбирательства. В данном случае неуплата как ущерб будет "записана" на юридическое лицо. Но виновное лицо уже не бухгалтер, а те должностные лица, которые способствовали неуплате налогов. - Следующий вопрос о партнерских взаимоотношениях. В МНС сейчас много говорят об установлении партнерских отношений с налогоплательщиками. Каковы, на ваш взгляд, перспективы партнерства налогоплательщиков с органами налоговой полиции? - Самое главное, чтобы и федеральные органы налоговой полиции, и налогоплательщики работали профессионально с точки зрения соблюдения того законодательства, которое есть. "Законы наши создали, увы, не боги, но справедлив закон, пока он строг". Законодательство наше сегодня нестабильно и погрешностями однозначно страдает, очень серьезными. То есть постоянные изменения идут, формирование новых норм, поправок и т. д. Но если закон уже принят, то он должен выполняться. Когда проверка - в минус - Права налогоплательщиков... Есть ли какая-либо ответственность у органов налоговой полиции, если, допустим, проверка проведена неправомерно? - Если полицейский вышел на проверку и на выходе нет результата, данные не нашли подтверждения - это минус работе налоговой полиции. И этот минус у нас учитывается при подведении итогов деятельности тех или иных подразделений. Значит, объект был просто не отработан. Следовательно, недостаточно профессионально подошли к работе по этому объекту. То есть нужно провести служебное расследование. - А объекту-то как быть? Он же пострадал. - Все действия регламентированы. Любые действия, конечно, могут обжаловаться. Не только в вышестоящий орган, но и в прокуратуру, и в суд. И такие дела, когда по неправомерным действиям полицейских налогоплательщик обращается в суд и требует возмещения ущерба, по России есть. - Реально получали? - Есть такие случаи. - А кому они должны этот иск подать? Ведь налоговая полиция средств не имеет... - Как бы ответчиком, выплачивающим юридически неправомерно взысканную сумму, является бюджет субъекта Российской Федерации или бюджет федеральный в лице Министерства финансов РФ. В сетях Паутины - Является ли Интернет объектом интереса налоговой полиции? - Таких компаний, которые бы мы проверяли, на слуху у меня нет. Хотя ряд СМИ, безусловно, как и любой налогоплательщик, может быть подвергнут этой проверке. Я полагаю, что они сегодня больше проверяются налоговыми органами в порядке плановых мероприятий. - Так что для вас Интернет? - В данном случае мы его используем только как объект информации. Есть у нас специальные аналитические подразделения... Вообще, конечно, рабочее место любого ревизора, в том числе и полицейского, должно быть насыщено серьезной информацией, которая помогает профессионально: дает представление не только о законодательной, нормативной базе, но также и об экономике (о предприятиях, видах деятельности, тех, кто преуспевает, - зная об объемах, можно нормативно рассчитывать возможную налоговую составляющую). А Интернет - это очень насыщенное информационное поле. * * * - Ваши пожелания в преддверии профессионального праздника налоговой полиции - своим коллегам, налоговым полицейским, и всем налогоплательщикам. - Если можно, я на три части эти пожелания разделю. Первое - своим коллегам. Профессионализма в работе, служебных успехов, основанных на законе, мужества и оптимизма в эти сложные годы становления новой России. Второе, конечно, уважаемым налогоплательщикам. Хотел бы пожелать и тем, кто в крупном бизнесе, и в среднем, и в мелком, экономического роста. Ну, и чтобы в бизнесе все получалось, и они могли спать спокойно. И обеим сторонам: стабильности, побольше удачи, терпения и конструктивных решений во взаимоотношениях. Здоровья и благополучия всем.