Сегодня 02.12.99 Лучшая защита - вчерашний хай-тек АНДРЕЙ СОЛДАТОВ У "продвинутого" противника нет шансов взломать российские сети ПО МНЕНИЮ российских экспертов по информационной безопасности, на самом деле тревога американцев за безопасность своих компьютерных сетей вполне оправдана. Однако главная угроза исходит никак не от российских разведок, на кого бы они ни работали. Как считают отечественные эксперты, ущерб от деятельности спецслужб по взлому государственных сетей не может сравниться с ущербом от промышленного шпионажа. Да и военные сети не являются в Америке основным объектом атаки хакеров. Между тем спецслужбы США продолжают искать "русский след" при расследовании каждого случая взлома компьютерных систем. При этом они настаивают на том, что взлому подвергаются именно суперсекретные государственные сети связи. Причина этого довольно банальна - деньги. США являются основным производителем средств защиты компьютерных сетей, и, в отличие от России, в Америке существует могущественное лобби крупнейших корпораций-производителей средств защиты. Пока на их улице праздник. Рынок подобных средств продолжает оставаться едва ли не самым динамичным в течение последних пяти лет. Мировой объем продаж только средств шифрования уже превысил 1,8 млрд долларов. Однако потери от электронных взломщиков растут еще более высокими темпами. С 1996 года сумма ущерба от проникновения в компьютерные сети ежегодно удваивается и уже исчисляется десятками миллиардов долларов. Но это лишь верхушка айсберга. Согласно проведенным исследованиям, о визите незваного гостя в компьютерные сети становится известно лишь в 4% случаев. По некоторым данным, сегодня у руководителей служб безопасности крупнейших американских корпораций начинает появляться некоторая усталость. Им уже надоело выкидывать миллиарды на защиту информации, когда абсолютно ясно, что никакие затраты эту защиту не гарантируют. Как выразился наш эксперт, сейчас сложилась ситуация, когда "не скупой, а щедрый платит дважды и трижды". Очевидно, что рынок нуждается в подстегивании, и кто как не понятный и близкий рядовому американцу образ "страшного русского" может лучше олицетворять врага... То, что российские спецслужбы ведут себя совершенно иначе, объясняется столь же прозаически. Объем российского рынка средств защиты информации едва ли достигает 100 млн долларов, а главным заказчиком на нем остается государство. Кроме того, эта область полностью контролируется спецслужбами. Так, главными игроками на рынке шифрования являются две компании, имеющие непосредственное отношение к ФАПСИ - "Информзащита" и Московское отделение пензенского НИЭИ. Они в свою очередь поставляют свои продукты спецслужбам. Получается некая замкнутая структура, в камерной обстановке которой глохнут все возможные скандалы. Не стоит забывать также, что известную гарантию от взломов российским военным сетям обеспечивает их техническая отсталость. Тот, кто видел системы телекоммуникаций Минобороны, прекрасно понимает, что всю эту путаницу проводов и различных программ, на которых держатся такие системы связи, просто физически невозможно подсоединить к тому же Интернету. Если в "продвинутых" Штатах распознается лишь 4% попыток проникновения в сети, неужели в технически отсталой России можно добиться лучшей защищенности. Остается помножить это обстоятельство на неизбывное российское разгильдяйство, и окажется, что нашим секретным коммуникациям вообще никто никогда не угрожал. Однако пару лет назад руководство ФАПСИ было не прочь попугать местную общественность американской угрозой. Дело в том, что если для американских спецслужб главная задача - ограничить экспорт средств защиты информации, то для России - наоборот: не допустить ввоза иностранных спецсредств, дабы не разрушить сложившийся замкнутый мирок. Этим объясняется и похожее поведение американских и российских спецслужб. Американцы надеются, что скандалы с проникновением российских разведок заставят общественное мнение США ограничить вывоз наиболее мощных средств криптографии за пределы США. А в России считают, что, запугивая общественность "американской угрозой", можно не допустить появления в стране конкурентоспособных иностранных средств защиты информации. Между тем есть и еще одна причина, по которой в последнее время ФАПСИ воздерживается от грозной риторики. Нынешний генеральный директор агентства Владимир Матюхин является уже третьим по счету только за последнюю пару лет. И ему сейчас явно не до контроля над рынком средств защиты. Стоит напомнить, что все громкие заявление от лица ФАПСИ по поводу "американской угрозы" относились ко времени правления первого гендиректора - Александра Старовойтова. Видимо, политика Старовойтова, пытавшегося подмять под себя как можно больше сфер российского рынка высоких технологий - от телефонных станций до пластиковых карт, - не поддерживается нынешним руководством ФАПСИ. -------------------------------------------------------------------------------- © Издательство "Семь Дней", 1999