Независимая газета - Независимое военное обозрение 20.11.1998 ЗАЩИТА ЛИЧНОСТИ, ОБЩЕСТВА, ГОСУДАРСТВА Так определяет приоритеты своего подразделения начальник Управления конституционной безопасности ФСБ России Геннадий Зотов Сергей Сокут Exclusive - ГЕННАДИЙ ПЕТРОВИЧ, чем вызвано появление вашего управления, у которого в последние годы не было аналога, и в чем вы видите свою основную задачу? - Сама жизнь подсказала необходимость создания самостоятельного Управления конституционной безопасности. За последние семь лет существования России как самостоятельного суверенного государства произошли серьезные перемены в жизни страны и общества, которые сопровождались изменением характера и видов угроз внешней и внутренней безопасности Российской Федерации. На фоне резкого изменения всей структуры российского общества, сопровождающегося распадом старых и появлением новых социальных слоев и групп со своими специфическими интересами, особо остро встал вопрос о том, как и в каких формах будут решаться имеющиеся в обществе противоречия. При создании Управления конституционной безопасности государством преследовалась цель выделения из системы органов Федеральной службы безопасности самостоятельного подразделения, "специализирующегося" на борьбе с угрозами безопасности Российской Федерации в социально-политической сфере. До настоящего времени эти функции были "размыты" по различным ведомствам и управлениям, что приводило к ненужному дубляжу и определенной ведомственной неразберихе, существенно снижало эффективность действий органов государственной власти. По нашему мнению, именно сейчас в России начинает появляться единая система обеспечения конституционной безопасности страны, в которой, хочется верить, наше новое управление займет достойное место. - Насколько верно мнение, что вновь создаваемое Управление конституционной безопасности является прямым наследником Пятого управления КГБ? Есть ли что-то общее в задачах этих ведомств и в чем состоит их различие? - По ряду объективных, связанных с фундаментальными особенностями России, причин в ней всегда особое внимание уделялось защите государства от "внутренней крамолы", то есть, говоря современным языком, от угроз безопасности в социально-политической сфере, ибо "внутренняя крамола" для России всегда была страшнее любого военного вторжения. В то же время нельзя не отметить, что подобного рода структуры существуют в любом современном демократическом государстве, и в ряде случаев мы можем лишь позавидовать той общественной поддержке, которой они обладают в таких странах, как, например, США или ФРГ. Возвращаясь к вопросу о Пятом управлении, хочу сказать, что нельзя рассматривать его деятельность в отрыве от той системы государственной власти, которая существовала в Советском Союзе. Естественно, сейчас мы можем лишь с усмешкой читать о том, что КГБ СССР "курировал" различные творческие и профессиональные союзы. В то же время нельзя не отметить, что подобные вещи происходили и в других странах (например, в США во времена "маккартизма"). Логика холодной войны диктовала свои правила игры, и они были далеки от идеала по обе стороны "железного занавеса". Существовавшая во времена СССР система обеспечения государственной безопасности надежно защищала простого человека от проявлений межнациональной и межконфессиональной розни, не говоря уже о таком явлении, как терроризм. В то время как Запад в 60-70-е годы буквально "захлебывался" в волне террора и насилия, нам удалось создать достаточно эффективную систему выявления, предупреждения и пресечения террористической деятельности на самых ранних стадиях. Важным аспектом деятельности КГБ СССР была так называемая профилактическая работа, организованная в начале 70-х годов. Тогда во главу угла деятельности правоохранительных органов был поставлен принцип профилактики правонарушений, когда оперработнику вменялось в обязанность сделать все от него зависящее, чтобы человек не "сел на скамью подсудимых". Для этого была создана целая система мер, призванных убедить отказаться от исполнения преступного замысла. Фактически речь шла о формировании общественного мнения, призванного оградить индивида от неправильного поступка. Такая практика спасла очень много судеб, помогла большому количеству людей не совершить преступного деяния. В настоящее время возобновление профилактической деятельности могло бы оказать серьезную помощь. При этом речь не идет о тотальном контроле за мыслями и действиями граждан, а лишь о том, чтобы предупредить человека, что он подошел к той черте, за которой могут быть необратимые последствия. Мне кажется, что подобного рода задача как раз и является одним из аспектов защиты прав человека, причем не вообще, а конкретных прав конкретной личности. Существенные изменения произошли и в менталитете самих оперработников органов ФСБ. За последнее время явно омолодился оперативный и руководящий состав. Нельзя сказать, что это явление воспринимается мной с сильным восторгом. По моему глубокому убеждению, без преемственности поколений, собственной профессиональной этики вряд ли можно говорить об успешном функционировании столь тонкого и деликатного механизма, как спецслужба. Именно среди сотрудников спецслужб, особенно тех, кто занимается непосредственно оперативной работой, такое понятие, как "слово офицера", имеет особый вес, ибо человек зачастую доверяет оперработнику то, что не может доверить своим самым близким людям. Именно поэтому знаменитая фраза Дзержинского о чекисте как человеке с "чистыми руками, горячим сердцем и холодной головой" всегда будет для нас актуальна. Приход "в органы" большого количества молодежи, не скованной многими прежними догмами, воспитанной на иных идеалах и ценностях, является, на мой взгляд, лучшей гарантией от возрождения "реликтов прошлого". Я знаю, что слушателям академии и иных высших учебных заведений ФСБ России в обязательном порядке объясняется, что основной задачей системы органов Федеральной службы безопасности является защита "личности, общества, государства от насильственных посягательств", причем в данной триаде ведущее место уделяется личности. Подводя итог, можно сказать, что основное отличие вновь созданного Управления конституционной безопасности от Пятого управления КГБ СССР состоит в том, что мы в своей работе руководствуемся исключительно законом (а не "политической целесообразностью"). Для нас абсолютно неважно, какие взгляды разделяет человек или к к какой партии он относится - это, в конце концов, его личное дело. Мы видим свою задачу в защите основ конституционного строя Российской Федерации, в недопущении развития различных проявлений политического экстремизма, национализма и против негативных явлений, независимо от того, откуда они исходят. - Как вы относитесь к заявлениям о том, что создание в рамках вашего управления отдела, который будет "курировать СМИ", является возобновлением традиций "политического сыска"? - Проблема взаимодействия спецслужб и СМИ всегда оставалась одной из важнейших. Появление в России системы независимых средств массовой информации стало одним из наиболее серьезных достижений последних лет. Для нас независимые СМИ так же важны, как и для других граждан России, ибо они являются одной из гарантий того, что кто-либо из власть предержащих не будет использовать правоохранительные органы при отстаивании собственных интересов. Вместе с тем мы не можем оставаться безучастными к попыткам различных сил использовать СМИ для ведения антигосударственной, антиконституционной пропаганды. Особенно тревожной тенденцией в последнее время стало активное проникновение организованной преступности в данную сферу. Мы видим свою задачу в том, чтобы ограждать СМИ от незаконного вмешательства в их деятельность со стороны криминальных структур, политических экстремистов различного толка и так далее. За последнее время от рук наемных убийц погибло немало честных и порядочных журналистов. Руководство ФСБ России видит свой долг в защите работника СМИ, который имеет на это право, как и любой другой гражданин России. Важно, чтобы все журналисты поняли - мы появляемся лишь там и тогда, где и когда имеют место попытки нарушения закона. Всякое другое вмешательство любых правоохранительных органов в деятельность СМИ незаконно. По нашему мнению, без создания системы конструктивного взаимодействия между государственными и общественными структурами нельзя говорить об обеспечении стабильного и устойчивого развития политической системы России. - Какой будет структура вашего управления здесь, в центре, и какие органы будут создаваться на местах? - По линии нашей работы существует вертикаль, то есть на территории есть соответствующие отделы. На сегодняшний день, к сожалению, пока действуют совмещенные подразделения - отделы БТ (по борьбе с терроризмом), а в них те, кто будет заниматься нашими проблемами. Мы хотим, чтобы они были выделены. Но с учетом недостатка финансовых средств пока сохранится такое положение. Хотя в некоторых регионах, там, где видят сложность нынешней ситуации, руководители находят средства за счет внутренних резервов и разделяют эти отделы. - Будет ли ваше управление создавать собственную агентурную сеть? - Обязательно. Без агентурного аппарата невозможна эффективная деятельность ни одной спецслужбы в мире. Вместе с тем хочется отметить, что данный вопрос является одним из наиболее тонких и щепетильных, поскольку за последние годы немало, прямо скажем, грязи было вылито на тех, кто оказывает содействие органам ФСБ России на конфиденциальной основе. А ведь именно они предоставляют нам информацию, позволяющую своевременно предотвратить массовые беспорядки, террористические акты и иные противоправные действия. В современных условиях многим нашим агентам приходится с риском для собственной жизни работать в условия враждебного окружения, среди экстремистских и террористических группировок и бандитских формирований. О том, насколько важную работу они выполняют, говорит один лишь тот факт, что некоторые из них были представлены к правительственным наградам. - Существуют ли запреты, помимо установленных законом, на привлечение агентов из какого-то круга? - На сегодняшний день не имеется каких-либо других, помимо установленных законом, запретов на привлечение граждан к содействию органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность. ПРЕДМЕТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - Политический экстремизм - понятие неоднозначное. Какое определение дается ему в законе, который разрабатывается для создания правовой основы борьбы с этим явлением? - В настоящее время разрабатывается несколько вариантов закона, в котором будет дано четкое определение политического экстремизма. Необходимо ясно себе представлять, что политический экстремизм, как и любое социальное явление, достаточно сложен для точного и подробного описания, поскольку существуют самые разные политические и юридические подходы к определению данного явления. Мне кажется, что было бы правильно отложить вопрос о точном определении понятия политического экстремизма до выхода в свет соответствующего закона. В процессе подготовки соответствующего понятия самое активное участие принимают специалисты ФСБ. Нами накоплен большой положительный опыт сотрудничества с Министерством юстиции, Генеральной прокуратурой Российской Федерации в деле борьбы с различными проявлениями политического экстремизма. В рамках действующей сейчас Комиссии по борьбе с проявлениями политического экстремизма нами, совместно со всеми заинтересованными ведомствами, ведется большая работа по учету мнений всех заинтересованных сторон, включая общественные объединения. При обсуждении проблемы юридически-правового оформления деятельности Управления конституционной безопасности одной из важнейших задач является четкое определение "сфер компетенции" различных правоохранительных органов. Так, достаточно правильной могла бы быть практика, когда для ФСБ и МВД России была бы четко определена подследственность с тем, чтобы ликвидировать возникающую иногда неразбериху между различными "силовыми структурами" - Но пока закона нет, а с учетом того, что, по мнению некоторых экспертов, он в обозримом времени не появится, возникает проблема вашей деятельности в некоем вакууме. - Управление конституционной безопасности, будучи составной частью ФСБ России, в своей деятельности руководствуется имеющейся сейчас законодательной базой и в первую очередь Конституцией Российской Федерации, федеральными законами "Об оперативно-розыскной деятельности" и "Об органах Федеральной службы безопасности в Российской Федерации". Во всех случаях, когда те или иные действия попадают под соответствующую статью уголовного кодекса, мы в соответствии с установленным законом порядком обращаемся в прокуратуру, с которой согласовываются все процессуально-правовые аспекты. - Обращает на себя внимание, что бывший директор Федеральной службы безопасности Российской Федерации Николай Ковалев, выступая на страницах "НГ", говорит об исчерпывающем перечне направлений деятельности органов ФСБ: контрразведка, борьба с терроризмом и преступностью. Владимир Путин расставляет акценты по-другому. Таким образом, на мой взгляд, появляется пространство, не охваченное законом. - Ни в одной стране мира не существует законов, охватывающих все аспекты человеческой деятельности. Общество не стоит на месте и постоянно "подкидывает" государству все новые и новые сферы деятельности, которые требуют соответствующего законодательного оформления. Создание нашего управления было начато при Николае Дмитриевиче. Подготовленные при нем соответствующие документы легли в основу указа президента РФ Бориса Николаевича Ельцина о создании нашего управления. Вообще, создание подобного управления было, по-моему, продиктовано самой логикой развития российской государственности, поскольку большая часть общества подошла к пониманию того, что эффективная борьба с политическим экстремизмом невозможна без создания соответствующих государственных структур. После подписания президентского указа перед руководством нашего ведомства встала задача создания соответствующих управленческих структур. В настоящее время директором ФСБ России Владимиром Владимировичем Путиным уделяется самое пристальное внимание проблемам обеспечения конституционной безопасности РФ, в том числе своевременному выявлению угроз безопасности России в данной сфере и разработке соответствующих механизмов их нейтрализации. Вместе с тем необходимо отметить, что решать весь круг проблем, связанных с обеспечение социально-политической безопасности, ни Управление конституционной безопасности, ни даже ФСБ России в одиночку не способны. Определение перечня вопросов, которыми надлежит заниматься органам Федеральной службы безопасности, является делом всех ветвей государственной власти. Естественно, наше мнение как специалистов в данной области должно быть услышано, однако более правильным представляется подход, когда общество совместно с государством через существующую систему представительной и исполнительной власти договариваются о том, что считать угрозами, какие сферы деятельности требуют повышенного внимания со стороны спецслужб, а какие могут быть урегулированы с помощью иных механизмов. - Мне все-таки кажется, что некое противоречие есть. Может быть, не противоречие, а пункт, который нуждается в разъяснении. Ковалев говорит: политические задачи перед службой не стоят. В то же время, насколько мне известно, ваше управление руководствуется тезисом, что "деятельность по защите конституционного строя имеет не только правовой, но и политический характер". Таким образом, решение об отнесении какой-либо деятельности к антиконституционной является политическим. Но ведь ФСБ и ваше подразделение - это не политический орган. Кто-то должен сказать, что в политическом плане конкретное действие антиконституционно. Кто скажет? - Я думаю, что закон нам будет говорить об этом. Я еще раз повторюсь, что если действия того или иного гражданина России или организации, которую он представляет, идут вразрез с Конституцией и попадают под соответствующие статьи уголовного кодекса, то мы будем действовать. Однако "революционным самосознанием" здесь не будем руководствоваться. Окончательное решение будет принимать суд. - Очень трудная задача, буквально хождение по лезвию ножа между борьбой с антиконституционной деятельностью и политическим сыском, который вы отрицаете. - Согласен с вами. Но, знаете, давайте сразу определимся в терминологии, в том, что мы понимаем под "политическим сыском". Если под этим понимать какую-либо деятельность, выходящую за законные рамки, выражающуюся в преследовании людей по каким-либо классовым, социальным, национальным или идеологическим принципам, то здесь мы, безусловно, категорически против подобного рода деятельности. Ряд ваших коллег называют этим термином вполне законную, но имеющую определенную специфику деятельность спецслужб. Против такого расширенного толкования мы категорически возражаем. ЭКСТРЕМИЗМ ИЛИ КОММЕРЦИЯ? - Интересно проиллюстрировать эти тезисы на примере фашизма. - В настоящее время у нас нет фактов широкого распространения в российском обществе фашистской, человеконенавистнической идеологии. То же Российское национальное единство (РНЕ) представляет собой достаточно малочисленную (в масштабах Российской Федерации), да к тому же и сильно коммерциализированную структуру. Нельзя также отрицать того факта, что в стране существует почва для ухода значительной части населения в стан различного рода право- и леворадикальных организаций. Особенно серьезная ситуация складывается в молодежной среде, которая, как показывают последние акции социального протеста, все более и более политизируется. Разразившийся в России экономический кризис привел к массовому разорению многих предприятий мелкого и среднего бизнеса, который как раз и был той самой сферой, куда направляло свою энергию большинство молодых людей. Мы прекрасно понимаем, что когда у молодого человека закрываются каналы социальной мобильности и он видит, что будущего в таком обществе у него нет, он начинает "пробивать эти каналы" самостоятельно, часто попадая прямиком в объятия экстремистов или криминала. Западный опыт показывает, что без создания механизмов "включения" молодежи в социальные, политические и экономические структуры общества данная среда может стать источником серьезной общественной нестабильности. Например, молодежь может стать базой для вербовки своих сторонников партиями и общественными объединениями экстремистской направленности. В настоящий момент они не представляют существенной угрозы, но в случае дестабилизации обстановки могут выступить в роли катализатора нестабильности. Кроме того, невозможность для большинства молодежи успешно адаптироваться к нынешним социально-экономическим условиям с неизбежностью толкнет часть из них на борьбу с нынешней властью. Эти проблемы нас беспокоят, и мы, естественно, принимаем все меры для противодействия негативным проявлениям в данной сфере. Отмечу еще один момент. Я за время работы повидал немало различного рода мессий, вождей и гуру и могу сказать, что большинство из них лишь прикрывается различного рода фразеологией, за которой стоит вполне приземленный материальный интерес. Отдельно хочется сказать о РНЕ, поскольку данная организация получила (не без помощи СМИ) всероссийскую известность, не соответствующую, кстати, ее реальной численности и политическому весу. На сегодняшний день в ряде регионов страны территориальные органы Минюста неоднозначно трактуют законы по оценке деятельности РНЕ. Это ведет к тому, что где-то РНЕ официально регистрируется, а где-то принимаются обратные решения. В этой связи хотелось бы, чтобы Министерство юстиции России совместно с другими заинтересованными ведомствами тщательно изучило вопрос о существующих различных толкованиях законов при оценке деятельности общественных объединений экстремистской направленности и внес бы необходимые разъяснения своим территориальным подразделениям. - Как я понимаю, данная организация угрожает конституционной безопасности? - Я считаю, что угрожает. - Баркашов утверждает, да и в печати сообщалось, что в рядах РНЕ есть сотрудники правоохранительных органов, и в том числе ФСБ. Он блефует или существуют такие явления? - В настоящее время мы не располагаем данными о том, что кто-либо из действующих сотрудников ФСБ России состоит в РНЕ. Что же касается сотрудников других правоохранительных органов - да, это имеет место. - В прессе сообщалось, что РНЕ имеет поддержку в южных регионах - Краснодаре, Ставрополе. В каких еще регионах России эта организация пустила наиболее глубокие корни? - Данная организация не настолько сильна, какой хочет казаться и как ее представляют в некоторых СМИ. На юге страны их позиции несколько сильнее, чем в других регионах, однако говорить всерьез о ее массовости или о резком росте численности членов РНЕ нельзя. В то же время для нас каждый факт роста численности РНЕ или подобных им организаций в том или ином регионе страны является крайне тревожным сигналом. По всем фактам подобного рода мы проводим самый серьезный анализ обстановки с тем, чтобы выявить все факторы, способствующие росту популярности в обществе подобной идеологии. Необходимо отметить, что здесь нам еще не хватает достаточно эффективно функционирующей "связки" между федеральными, региональными и местными властями в деле борьбы с политическим экстремизмом. Налаживание эффективной системы взаимодействия территориальных подразделений Управления с местными органами власти представляется нам одной из важнейших задач. Борьба с проявлениями фашизма и политического экстремизма невозможна лишь силами правоохранительных органов. Опыт царской России показывает, что, несмотря на все успехи знаменитой "охранки", на месте разгромленных экстремистских организаций возникали новые, более опасные. Именно поэтому борьба с экстремистами путем их простого "закрытия" не уничтожит социальную базу и почву для их возникновения. Борьба с ними - дело всего общества, всех ветвей власти. - Как я понимаю, вы имеете в виду, что нежелательно загонять все подобные явления в подполье. Там они могут быть более опасны. И отсюда вытекает следующий вопрос. А существуют ли неизвестные нелегальные организации, которые всерьез угрожают конституционному строю? - У нас сейчас нет оснований говорить о том, что в России действуют какие-либо крупные нелегальные организации, угрожающие основам государственной власти. Ряд последних событий показал, что в России существуют мелкие радикально настроенные группы, признающие возможность использования силовых методов для решения политических проблем. Последние события, связанные со взрывом памятника Николаю II в городе Подольске Московской области, - лучшее тому подтверждение. К счастью, до сих пор данные акции обходились без человеческих жертв, но необходимо четко осознавать, что за стадией устрашения идет стадия настоящего террора. В этих условиях одной из важнейших задач обеспечения социальной и политической безопасности становится выявление возможных ростков экстремизма в обществе, среди политических партий и общественных объединений и прогнозирование возможного перехода тех или иных политических сил к насильственным методам политической борьбы. Необходимо четко понимать, что чем раньше в деятельности того или иного общественного объединения будут выявлены зачатки экстремизма, тем успешнее будет деятельность государственных органов по их нейтрализации. Уже сейчас при детальном анализе политических партий и общественных объединений (по таким, например, параметрам, как численность, структура, социальные слои, из которых "вербуются" сторонники, программные документы и лозунги, психологические портреты вождей и так далее), можно моделировать их поведение в той или иной политической ситуации, заранее выявляя возможные угрозы безопасности. - Кстати, не кажется ли вам в связи с проблемой военизированных организаций, что в государстве необходимо ввести законодательные ограничения на какие-то виды подготовки? Ну, например, на коллективную подготовку к боевым действиям вне силовых структур. - И да, и нет. Кто-то, допустим представители спорта, нам скажут, что вы нам запрещаете коллективные сборы волейболистов, баскетболистов. Так и здесь. - Нет, речь идет о тактике, предположим, действий пехотного подразделения в поле или в городе... - Здесь, конечно, сложный вопрос. Все зависит от того, насколько он правильно будет преподнесен. А если они скажут: "Мы скауты, бывшая пионерская, а теперь молодежная организация". Как вы это определите? НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ - Насколько приоритетны для вашего управления угрозы безопасности, связанные с национализмом? - Национализм, межнациональные отношения, проблема целостности страны - это, конечно, вопрос номер один для нас. Здесь нам достался целый "клубок" проблем, многие из которых возникли очень давно. Со времен Советского Союза осталось колоссальное количество несправедливостей, ошибок, перекосов. Большинство проблем в данной сфере не решалось, а лишь загонялось внутрь. При любой возможности мы бьем в колокол. Наше управление ведет совместную работу с Министерством национальной политики РФ, МИДом, органами внутренних дел. Необходимые усилия предпринимаются для того, чтобы через собственные возможности получить как можно больше информации по наиболее острым проблемам межнациональных отношений. Там, где есть малейшая угроза, мы моментально информируем руководство ФСБ и, конечно, по соответствующей вертикали - президента России. Межнациональные отношения не имеют быстрого и простого решения. Здесь аккумулируется колоссальное количество факторов, многие из которых имеют давнюю историю. В связи с этим требуется разработка долгосрочных программ экономического, социального развития регионов, оказание, если надо, долговременной психологической помощи как отдельным лицам, так и целым народам, пережившим межнациональные конфликты. ВЕРА ИЛИ ПОДРЫВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ? - В прессе периодически появляется информация о том, что имеет место вмешательство иностранных государств, направленное против конституционного строя России. Насколько оно велико? Кто вмешивается? Ведь иностранец - это почти всегда кто-то конкретный. За ним стоит какая-то страна, какая-то спецслужба. - Вы знаете, война разведки и контрразведки не прекращалась ни на один день. Разведка, и в первую очередь агентурная, и по сей день остается одним из наиболее эффективных и надежных способов получения информации, а также проведения различного рода акций влияния. Несмотря на заверения в вечной дружбе, большинство западных стран не только не снизили, но, напротив, существенным образом усилили свою активность с тем, чтобы создать в стране надежные заделы на случай ужесточения контрразведывательных мер. Новым стало то обстоятельство, что в настоящее время против России наряду с традиционными противниками активно действуют разведки стран "третьего мира", а также некоторых наших соседей по Варшавскому Договору и бывших братских республик СССР. Существенную угрозу для конституционной безопасности представляет также распространение различного рода экстремистских и сепаратистских тенденций среди мусульманских народов России. Представителями зарубежных спецслужб и организаций активно пропагандируются среди мусульманского населения России (Поволжье, Урал и так далее) идеи пантюркизма и панисламизма. Все это является, по сути, целенаправленной акцией, рассчитанной на несколько лет вперед и имеющей самые негативные последствия для безопасности страны. - Существуют ли проблемы по линии конституционной безопасности, связанные с другими религиозными организациями? - Здесь вы опять затронули крайне сложную проблему. Законом нам категорически запрещено вмешиваться в деятельность религиозных организаций (о чем, кстати, прекрасно осведомлены наши противники, активно использующие некоторые зарубежные религиозные организации для проведения разведывательно-подрывных акций против России), и мы ни в коей мере не претендуем на то, чтобы вмешиваться в столь деликатную сферу, как вера. Вместе с тем, следуя известному религиозному принципу "богу - богово, а кесарю - кесарево", мы оставляем за собой право защищать как государственные интересы, так и интересы граждан там, где речь идет о противозаконных действиях. Ясно, что это касается прежде всего так называемых тоталитарных сект. - А как вы их определяете? Ведь такого юридического термина нет. - Да, термина нет, но есть "Аум Синрике", "Белое братство" и множество других организаций, угрожающих жизни и здоровью граждан. В этой связи особое наше беспокойство представляет распространение в России сатанистских сект. Активизация их деятельности на фоне духовной деградации российского общества, отсутствие в нем общих, консолидирующих идеалов и ценностей представляет сейчас одну из основных проблем для всего российского общества. В России постепенно наступает осознание того, какой колоссальный разрушительный потенциал несет в себе деятельность различного рода тоталитарных сект самой различной направленности. - Был какой-то пик деятельности этих сект... - Пик, к сожалению, еще не пройден, поскольку здесь, как и в случае с фашизмом, духовное здоровье общества находится в теснейшей связи со всеми остальными аспектами его жизни. - Наверное, в этой области можно организовать и международное сотрудничество... - Такое сотрудничество нами ведется как со спецслужбами большинства государств СНГ, так и с рядом западных спецслужб. Сейчас деятельность многих организаций подобного рода носит транснациональный характер. При этом большинство из них представляют собой крупные корпорации с многомиллионными прибылями, которые обладают собственными разведывательными и контрразведывательными подразделениями и являются, таким образом, достаточно серьезным противником. Мы самым подробным образом изучаем зарубежный опыт. Особенно в этом плане показателен опыт наших немецких коллег, создавших достаточно эффективную систему защиты общества от деятельности подобного рода организаций. Большой опыт накоплен греческими спецслужбами. В настоящее время нами ведется большая работа по изучению и анализу западного и восточного опыта борьбы с подобного рода явлениями. РАМКИ ПРОТЕСТА - Позвольте перейти к другому спектру возможных угроз. Насколько опасны для конституционной безопасности отдельные проявления профсоюзного, в частности шахтерского, движения? - Политическую сторону ситуации я не хотел бы освещать. Мы выступаем против экстремизма как такового. - А перекрытие железнодорожных путей - это экстремизм или нет? - Конечно, экстремизм, и органами прокуратуры были даны соответствующие оценки подобного рода акций. Вместе с тем нельзя не отметить, что все эти акции протеста не возникают на пустом месте и зачастую рука не поднимается наказывать доведенных до отчаяния людей. Здесь требуется очень тонкая и кропотливая работа с тем, чтобы, с одной стороны, не допустить перерастания подобного рода акций в насильственные действия, своевременно предупредить организаторов и зачинщиков акций о возможных негативных последствиях, а с другой - принять все возможные меры для исправления ситуации в экономике. В подобной ситуации громадную роль играют СМИ, которые могут как "раскрутить", так и смягчить ситуацию. - Иногда говорят о положении в России как о революционной ситуации. По вашей информации, она развивается, или 7 октября была высшая точка и наметился спад? - Руководители профсоюзного движения, во всяком случае Шмаков, запланировали эти акции 3-4 месяца назад. Они не скрывали своих намерений и провели то, что задумали. Другое дело, что руководители политических партий и движений к ним примкнули и хотели использовать эту ситуацию. Что же касается дальнейшего развития, поживем - увидим. - Изучаете ли вы ситуацию в среде военнослужащих в плане возможных действий протеста, или это дело только военной контрразведки? - В законодательстве РФ существуют достаточно четкие ограничения на участие военнослужащих в политической деятельности, в том числе в акциях социального протеста. Вместе с тем мы постоянно отмечаем попытки со стороны ряда радикальных политических сил "раскачать" ситуацию в армии. В этом случае мы действуем в самом тесном контакте с органами военной контрразведки. - Существует ли вероятность организованных выступлений военных, выходящих за рамки социально-экономических протестов и носящих политический характер? Может ли армия выступить против власти? - Ситуация в армии сегодня действительно сложная, и поэтому нельзя полностью исключать возможность выступлений отдельных военнослужащих с политическими требованиями. В то же время необходимо отметить, что в настоящее время основная масса военных прекрасно понимает всю пагубность и бесперспективность подобных действий. В свою очередь, мы, естественно, постараемся сделать все от нас зависящее для того, чтобы предотвратить развитие событий в подобном направлении, убедить людей в том, что последствия любых силовых действий могут быть самыми непредсказуемыми и привести в конечном итоге к жертвам со стороны ни в чем не повинных людей.. Из досье "НВО" Геннадий Петрович Зотов родился в 1946 г. в Москве. Окончил Московский государственный институт культуры и двухгодичные курсы Высшей школы КГБ. В органах государственной безопасности служит с 1969 г. Прошел путь от младшего оперуполномоченного до начальника Управления. Служил в Пятом и Аналитическом управлениях КГБ СССР, в Организационно-инспекторском управлении и Управлении собственной безопасности. В 1997 г. назначен на должность начальника Управления собственной безопасности ФСБ России. С сентября 1998 г. является начальником недавно созданного Управления конституционной безопасности. Воинское звание генерал-майора присвоено в декабре 1997-го. В 1980 г. награжден орденом "Знак почета". (С) "Независимое военное обозрение" (НВО), электр. версия прил. к "НГ" (ЭВНВО). Номер 044 (118) от 20 ноября 1998 г., пятница. Полоса 1.