Независимая газета - Независимое военное обозрение 11.12.1998 Координатор борьбы с "внутренним врагом" назначен Внешние угрозы руководство страны пока беспокоят гораздо меньше Андрей Корбут, Сергей Сокут Политика КАДРОВЫЕ перемены в руководстве администрации президента РФ коренным образом меняют систему управления силовыми и правоохранительными ведомствами России. Правой рукой Бориса Ельцина отныне будет Николай Бордюжа, сохранивший при этом пост секретаря Совета безопасности. Переведен на другую работу и главный куратор кадров силовых структур - заместитель главы администрации Евгений Савостьянов. Нынешние перестановки, а также перевод в прямое подчинение Борису Ельцину Министерства юстиции и Федеральной службы налоговой полиции призваны скоординировать действия силовых и правоохранительных структур в борьбе с преступностью, теневой экономикой, коррупцией и политическим экстремизмом, которые угрожают самому существованию государства. В результате преобразований в руках президента будет сосредоточено управление тринадцатью силовыми и правоохранительными ведомствами России. Очевидно, что такая концентрация власти предъявляет жесткие требования к главе администрации - секретарю Совбеза, через которого этими ведомствами будут управлять. Главные качества - профессионализм, честность и отсутствие выраженных политических пристрастий, и генерал-полковник Николай Бордюжа ими обладает. Коллеги характеризуют его как прагматичного, осторожного в высказываниях человека, на которого при всем желании нельзя найти компромат. Новый глава администрации президента получил за годы службы в четырех силовых ведомствах уникальный опыт. Он родился 20 октября 1949 г. в Орле. После окончания в 1972 г. Пермского высшего командно-инженерного училища РВСН и непродолжительной службы в войсках он был направлен на обучение в новосибирскую школу военной контрразведки. До 1991 г. служил в КГБ СССР на оперативной работе, в кадровых и политических органах. В мае 1992 г. стал первым заместителем начальника Управления по работе с личным составом Федерального агентства правительственной связи и информации при президенте РФ (ФАПСИ). С июня 1992 г. - заместитель командующего Пограничными войсками России. В 1995 г. назначен заместителем директора ФПС, отвечал за подготовку войск, воспитание личного состава, руководство военно-учебными заведениями. С 26 января 1998 г. - директор ФПС. На пост секретаря Совбеза назначен в сентябре текущего года. Николай Бордюжа женат. Его родители - участники Великой Отечественной войны - проживают на Украине. Сын генерала - военнослужащий. Одновременно с изменениями в Кремле с поста генерального директора ФАПСИ был снят генерал армии Александр Старовойтов. Заметим, что Бордюжа служил, хотя и кратковременно, под его началом и знает реальное положение дел в агентстве. Источники "НВО" в администрации президента не исключают, что отставка руководителя одной из самых мощных и засекреченных спецслужб России связана со скандалами вокруг него и его помощников. Напомним, что в марте 1997 г. с обвинениями в адрес одного из генералов ФАПСИ выступил полковник ФСБ Михаил Астахов ("НГ" N 56, 1997 г.). Критические материалы в адрес руководителей Агентства публиковали и другие средства массовой информации. Независимо от того, допускал ли сам Старовойтов приписываемые ему правонарушения, очевидно, что огромные разведывательные возможности ФАПСИ, контролирующего эфир и каналы связи, явно не в полной мере использовались в борьбе с преступностью. В этой связи симптоматично, что руководителем агентства стал заместитель Старовойтова генерал-полковник Владислав Шерстюк, ранее возглавлявший в этом ведомстве радиоразведку. Новый директор ФАПСИ родился 16 октября 1940 г. Окончил МГУ. С 1966 г. работает в органах госбезопасности. Проходил службу на различных должностях в 8-м главном управлении (безопасность связи) КГБ СССР и 16-м управлении (радиоэлектронная разведка). В 1995 г. был назначен на должность начальника Главного управления радиоэлектронной разведки средств связи ФАПСИ. Одновременно с 1998 г. - заместитель генерального директора агентства. Кадровые перестановки, похоже, не затронут первых лиц в Министерстве обороны и Генштабе. По крайне мере источники в военном ведомстве сообщают, что новые назначения в администрации президента и ФАПСИ здесь восприняли спокойно. Правда, это касается в основном окружения министра обороны Игоря Сергеева. О реакции начальника Генштаба Анатолия Квашнина не сообщалось. Между тем известно, что Квашнин очень близко знаком с уволенным из президентской администрации Евгением Савостьяновым. Поговаривают даже, что с подачи последнего начальнику ГШ на День независимости планировалось вручить маршальские погоны. Почему уволен Савостьянов и будет ли повышен в воинском звании Анатолий Квашнин, в военном ведомстве сказать затруднились, хотя уже ясно, что после кадровых перетрясок в Кремле позиции Квашнина как претендента на должность министра обороны пошатнулись. Кстати, в последнее время распространилась информация о том, что дни Сергеева в должности министра обороны якобы сочтены. Это связывали с его идеей быстрого изменения системы управления стратегическими ядерными силами, с которой были не согласны некоторые его заместители и генералы из Генштаба. Идею Сергеева о создании Объединенного командования Стратегических сил сдерживания поддержал в начале ноября на встрече в Сочи президент РФ Борис Ельцин. Похоже, с министром обороны был солидарен и Николай Бордюжа, и не только по военно-административным соображениям, но и политическим. Уход Сергеева на пенсию мог резко усилить позиции группировки Савостьянов-Квашнин-Степашин, что принизило бы роль Совета безопасности в управлении силовыми структурами. При всей важности борьбы с антигосударственными проявлениями ("врагом внутренним"), координировать которую отныне будет проще, перемены не устраняют и, возможно, даже усиливают пороки существующей системы управления военным строительством. Ее принципиальным недостатком является двоевластие: силовыми структурами руководит президент, а оборонная промышленность подведомственна премьеру. Именно на стыке интересов ВПК, оборонного ведомства и регионов сегодня возникают проблемы, грозящие подрывом военной мощи государства. Болезненные, чреватые серьезными политическими осложнениями решения по реструктуризации оборонки может принимать только первое лицо государства, а их отсрочка неизбежно ведет к всеобщей деградации ВПК. Однако ставка делается не на концентрацию управления в одних руках, а на формирование совещательных структур, способность которых воплощать в жизнь принятые решения сомнительна. Так, образована Межведомственная комиссия по оптимизации государственного оборонного заказа. В ее задачу входит выработка согласованных предложений по приоритетному финансированию поставок продукции, распределению ассигнований, а также проведение единой технической политики в области разработки и производства вооружений. Сопредседателями нового органа стали Игорь Сергеев и министр экономики Андрей Шаповальянц. Взамен Координационного межведомственного совета по военно-техническому сотрудничеству (ВТС) указом Бориса Ельцина создана Комиссия при президенте РФ по ВТС с иностранными государствами. Ее возглавит Евгений Примаков, заместителями станут Юрий Маслюков и заместитель главы администрации президента Алексей Огарев. Поскольку взгляды трех руководителей на систему управления оружейным экспортом не во всем совпадают, принятие комиссией согласованных решений будет непростым делом. Еще некоторое время можно бороться с пороками системы управления военным строительством с помощью увеличения числа комиссий, можно даже восстановить Совет обороны, но рано или поздно все равно придется прийти к выводу, что без сосредоточения в одних руках политического руководства Вооруженными силами, управления стратегическим развитием оборонной промышленностью и координации ВТС Россию ожидает провал и в первом, и во втором, и в третьем. (С) "Независимое военное обозрение" (НВО), электр. версия прил. к "НГ" (ЭВНВО). Номер 047 (121) от 11 декабря 1998 г., пятница. Полоса 1.