"Украинский медиа-бюллетень" 1-2(16-17)/97 Журналистика и спецслужбы в Украине Несколько практических рекомендаций журналистам от их коллеги Александра Вовка Ввиду отсутствия в настоящий момент соответствующего специализированного юридического справочника, данные рекомендации могут быть полезны журналистам, поскольку они касаются как взаимоотношений с представителями организаций, которые можно обозначит таким понятием как "спецслужбы", так и получением в них необходимой для деятельности СМИ информации. В Украине кроме СБУ (Служба Безопасности Украины) и ГУВР (Главное Управление Военной разведки), существует множество других структур, пользующихся правами специальных подразделений. По состоянию на 1 января 1997 года понятия "правоохранительные органы" и "специальные подразделения" или "специальные службы" стали практически равнозначными. Рассмотрение вопросов, касающихся нарушения прав журналистов, связанных с получением достоверной информации о деятельности правоохранительных органов, да и сама деятельность журналистов, часто называемая "журналистским расследованием", невозможна, по всей видимости, без знания законодательных актов Украины, регулирующих не только деятельность СМИ, но также законов Украины: - "О милиции", - "О прокуратуре", - "О службе безопасности", - "Об оперативно-розыскной деятельности" и т.д. Получение информации в специальных подразделениях Право свободно собирать, сохранять и распространять информацию гарантируется ст. 34 Конституции Украины. *В соответствии со ст.ст. 31-32 Закона Украины "Об информации" обнародование информации производится на основании ответа на письменный "Запрос о предоставлении информации", предъявленный начальнику (командиру) подразделения.* В случае ссылки на секретность данных ("тайну следствия" и т.д.) необходимо рассмотрение такого утверждения в контексте Закона Украины "О государственной тайне". Если возникают сомнения в законности засекречивания запрошенной информации, имеет смысл повторить запрос с просьбой уточнить степень секретности запрашиваемых материалов и сообщить основания для введения ограничения доступа (номер приказа/ распоряжения, фамилия, должность, звание лица, установившего ограничения). Согласно ст.15 Закона Украины "О государственной тайне" в случае неудовлетворения жалобы о необоснованном объявлении информации секретной, журналист имеет право обжаловать действия должностных лиц в суде. При этом следует заметить, что никаких ограничений на обнародование до суда такой "засекреченной" информации, полученной из других (например, "неофициальных") источников действующее законодательство не предусматривает. Возможность доступа к информации о деятельности спецподразделений предусмотрена также: - Законом Украины "О милиции" - статья 3 "Принципы деятельности милиции", абзац второй; - Законом Украины "О службе безопасности" - статья 7 "Право общественности на информацию о деятельности СБУ"; - Законом Украины "Об оперативно-розыскной деятельности" - статья 9 "Гарантии законности при осуществлении оперативно-розыскной деятельности", абзац девятый (только информация об ограничении прав и свобод граждан). Сотрудники любого специального подразделения не имеют права отказать в предоставлении информации, касающейся ограничения ими прав и свобод граждан. В случае личного контакта журналистов с сотрудниками спецслужб, представители телерадиокомпаний имеют право записи беседы, причем Закон Украины "О телевидении и радиовещании" в ст.38 пункт "б" не оговаривает какого рода запись (открытая или закрытая) может производиться. В этом случае вступает в силу принцип "что не запрещено, то разрешено". Однако следует помнить, что обнародование записи или ее фрагментов должно соответствовать Закону Украины "О государственной тайне". Журналисты печатных СМИ в соответствии со ст.26 Закона Украины "О печатных средствах массовой информации (прессе) в Украине" имеют право только открытой записи. Письменный отказ сотрудников спецслужбы на законных основаниях предоставить "открытую" информацию, равно как и передача представителям СМИ искаженной (неполной) информации могут быть квалифицированы в соответствии со ст.172 УК Украины как "служебный подлог", т.е. умышленное искажение истины в официальном документе. Обвинение представителя СМИ в клевете без доказательства этого факта в суде равнозначно обвинению в уголовном преступлении и до судебного разбирательства по этому поводу должно трактоваться как оскорбление (в соответствии со ст.126 УК Украины). Ограничение доступа сотрудника спецслужбы к информации, имеющейся в редакции СМИ Начать, видимо, следует с возможности доступа сотрудников спецподразделений на территорию редакции СМИ. Такой доступ в соответствии со ст.8 (пункт 6) Закона Украины "Об оперативно-розыскной деятельности" может быть осуществлен только с разрешения руководства редакции. Несанкционированный доступ в помещение редакции предусмотрен действующим законодательством только в случае непосредственного предотвращения преступных действий, преследования преступника и т.д. При непосредственном контакте с сотрудником спецслужбы журналист вправе потребовать от него предъявить удостоверение и сообщить номер телефона руководства для подтверждения полномочий. Если запрашиваемая сотрудником спецслужбы информация определена руководством СМИ как "строго конфиденциальная" и имеет отношение к опрашиваемому журналисту (например, автору материала), он вправе полностью отказаться от дачи показаний на основании ст.63 Конституции Украины. Кроме этого следует помнить, что в соответствии со ст.8 пункт 1 Закона Украины "Об оперативно-розыскной деятельности" сотрудникам спецподразделений "разрешено опрашивать лиц с их согласия, использовать их добровольную помощь". В соответствии со ст.37 пункт "е" Закона Украины "О телевидении и радиовещании" представители телерадиокомпаний вправе отказать кому бы то ни было в предоставлении информации о личности, передавшей редакции уже обнародованные материалы. Журналисты печатных СМИ на основании ст.25 пункт 11 Закона Украины "О печатных средствах массовой информации (печати) в Украине" обладают аналогичными правами, за исключением случаев, когда подобная информация должна быть опубликована по решению суда. В общем же, следует отметить, что сфера взаимоотношений журналистов и спецслужб в украинском законодательстве практически не затронута. Так, например, в статье 11 (абзац 5) Закона Украины "Об оперативно-розыскной деятельности" установлены ограничения по использованию врачей, адвокатов и священнослужителей для выполнения задач специальных подразделений (имеется в виду негласное сотрудничество). В отношении же журналистов таких ограничений пока не предусмотрено. Международное право о свободе получения информации Право свободно искать, получать и распространять информацию определено: - Международным биллем о правах человека (Всеобщая декларация прав человека - статья 19); - Европейской конвенцией прав человека и основных свобод - ст. 10, пункт 1. Реализация права на свободу информации в соответствие с этими документам не должна наносить ущерб национальной безопасности государства, а также правам и свободам других граждан. В виду отсутствия отдельного закона, определяющего взаимоотношения СМИ и спецслужб здесь и далее применительно к заданной теме трактуются положения общего права. Крайне нежелательно ссылаться на необходимость соблюдения коммерческой тайны. Сотрудники спецслужб, как правило, имеют доступ к любой коммерческой информации. Комментарий юриста Николай Мельник, кандидат юридических наук, доцент, главный консультант Комиссии ВР Украины по вопросам борьбы с организованной преступностью и коррупцией В соответствии со статьей 9 Закона "Об информации" все граждане Украины, юридические лица и государственные органы имеют право на информацию, на свободное ее получение, использование, распространение и сохранение сведений, необходимых для реализации ими своих прав, свобод и законных интересов, осуществления задач и функций. Этим законом также установлено, что каждый участник информационных отношений имеет право на информацию о деятельности государственной власти, деятельности народных депутатов, органов местного самоуправления и т.д. (ст.ст. 42-43). Отказать физическим или юридическим лицам в информации, намеренно задержать ее, предоставить недостоверную информацию государственные служащие и другие лица, уполномоченные на исполнение функций государства, как это указано в ст.ст. 28-38, 46 этого закона, могут только в некоторых, конкретно определенных законом случаях. В частности, когда информация: -признана в установленном порядке государственной тайной, -является конфиденциальной, -касается данных предварительного расследования, -касается личной жизни человека, -не подлежит разглашению в соответствии с другими нормативными актами - врачебная тайна, тайна усыновления, переписка, телефонные разговоры и т.п. Во всех случаях должностное лицо, отказывающее в предоставлении определенной информации, должно объяснить основание такого решения, а при необходимости сослаться на определенный нормативный документ. Необоснованный отказ в предоставлении информации является нарушением права на информацию и влечет за собой юридическую ответственность. В частности, пункт "г" первой части статьи 5 Закона "О борьбе с коррупцией" предусматривает, что государственный служащий или другое лицо, уполномоченное на выполнение функций государства, не имеет права отказывать юридическим и физическим лицам в информации, предоставление которой предусмотрено правовыми актами, умышленно задерживать ее, предоставлять недостоверную или неполную информацию. Если государственный служащий допускает такие действия согласно ст.8 этого закона он подвергается штрафу в размере от 15 до 25 необлагаемых налогом минимумов доходов граждан, а при повторном таком же правонарушении - штрафу в размере от 25 до 50 необлагаемых налогом минимумов доходов граждан и освобождению с занимаемой должности.