Ю.Н.Адашкевич АГЕНТУРНЫЙ МЕТОД В БОРЬБЕ С ПРЕСТУПНОСТЬЮ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ "Цель и средство любого эффективного ответа на угрозу организован- ной преступности - информация". Это мнение американских криминологов Д.Герберта и Х.Тритта (D.Herbert, H.Tritt) предельно четко отражает сущность подхода полицейских и специальных служб наиболее развитых стран к борьбе с данным явлением. В практической деятельности во гла- ву угла ставится сбор, накопление, оценка и обработка разведыватель- ной информации о преступных структурах. "Качественная информация - ключ к надежной политике и стратегии контроля организованной преступ- ности" утверждают Дж.Динтино и Ф.Мартенс (J.Dintino, F.Martens). В основе такого подхода - четкое понимание того, что основной объект воздействия правоприменительных сил в этой сфере - криминаль- ные организации, как единое целое. "Сегодняшняя наша основная цель - не борьба с отдельными мелкими жуликами, а уничтожение крупных преступных организаций, подчеркивает директор американского Федераль- ного бюро расследований Уильям Сешенс (William S. Sessions). "Методом "обработки конкретного случая",- полагают в Швейцарии,- можно изобли- чить только отдельных лиц, которые без труда будут заменены в преступной группе... Органы уголовного преследования, если они хотят всерьез бороться с организованной преступностью, должны ставить перед собой следующую главную цель: разгром организации путем изобличения максимального числа ее членов и в первую очередь главарей. А для это- го необходима широко задуманная и настойчиво проводимая ... работа по изучению всего "организма" преступного формирования. ... Традиционный метод расследования здесь только помешал бы". Совместная операция Агентства по борьбе с распространением нарко- тиков (Drug Enforcement Agency - DEA) и ФБР "Pizza Connection" ("Связь через пиццерию") привела в конечном итоге к широкомасштабным арестам ведущих представителей международного наркобизнеса. Зарубеж- ные специалисты, комментируя этот факт, подчеркивают, что успех дела обеспечили долговременные, тщательно подготовленные мероприятия по сбору подробных разведывательных данных. В отличие от расследования обычного преступления (преступления - инцидента), когда полиция исходит из ставшего известным факта нарушения закона, расследование действий криминальных организаций требует длительного наблюдения, позволяющего выявить цели, методы и районы их преступной деятельности, структуру и кадровый состав, планы и замыслы. Конспиративность преступных сообществ, предпринимаемые ими меры к сокрытию следов противоправных действий, нейтрализации возмож- ных свидетелей и иных неугодных лиц, проникновение в структуры власти, использование современных технических средств, создают усло- вия, в которых поступление в правоохранительный орган полноценной оперативно значимой информации в состоянии обеспечить только специ- альные средства и методы негласного расследования: электронный конт- роль, наружное наблюдение, перлюстрация почтовой корреспонденции и, наконец, агентура. - 2 - Остановимся подробней на последнем и проследим как понимают и оценивают роль агентурного метода западные правоохранительные систе- мы. Прежде всего отметим тот факт, что законодательная и судебная власти развитых государств всегда активно поддерживали усилия по ук- реплению агентурной деятельности, занимающей значительное место в по- лицейских операциях и акциях специальных служб. Верховный Суд США неизменно подчеркивает право полиции на получе- ние информации посредством осведомителей. "Использование секретных осведомителей или тайных агентов,- говорится в одном из решений этого уважаемого органа,- является законной и правильной практикой исполне- ния закона и оправдано интересами публики". (Laird v. Tatum. 408 U.S. 1 (1972). Знаменитая четвертая поправка к американской конституции не защищает правонарушителя от того, что лицо, которого он добровольно посвящает в свои противоправные действия, не разоблачит их. Активно используя агентуру в своих расследованиях, органы право- порядка полагаются также и на традиционные настроения западной об- щественности. Абсолютное большинство населения, никак не отождествляя себя с преступным миром или деятельностью иностранных разведок, от- носится в целом одобрительно или нейтрально к использованию специаль- ных методов расследования уполномоченными на то органами (полемика касается в основном определения рамок их применения а также форм контроля, исключающих возможные злоупотребления). Сказывается также традиционная законопослушность граждан, довольно высокий уровень об- щественного правосознания. Имеются и вполне реальные исторические корни. Так в Британии, еще до создания постоянной полицейской систе- мы, с начала 18 века действовала система "Do it yourself". Каждый гражданин мог самостоятельно передать правосудию преступника, расчи- тывая на часть возвращенного похищенного или иную награду. Врожденное уважение к закону большинства граждан позволяет и сегодня широко использовать такие полицейские программы, как, например, канадские "Соседский догляд" или "Схвати за руку". Схема действия последней та- кова. Любой житель Оттавы, заметив чьи-либо подозрительные действия, может позвонить в полицию и рассказать о своих наблюдениях. Если по- дозрения окажутся верными и приведут к аресту преступника, источник информации получит материальное вознаграждение. При этом гарантиру- ется полное инкогнито, что снимает опасения относительно возможной мести преступника: причитающуюся сумму можно востребовать в банке, назвав индивидуальный номер, который выдается звонящему в полицию. В Японии дисциплина, конформизм и глубоко укоренившиеся в обществе кор- поративные традиции позволяет полиции и спецслужбам этой страны твер- до рассчитывать на конфиденциальное информационное содействие практи- чески любого гражданина. Отметим к слову, что для Руси более харак- терна традиция сокрытия от властей воров и лихих людей, сочувствия и помощи арестантам. Полицейские руководители в развитых странах исходят их того, что в ряду специальных методов использование тайных агентов и осведомите- лей является наиболее эффективной "техникой", в частности, в борьбе с организованной и "беловоротничковой" преступностью, коррупцией, с - 3 - террористическими организациями. В этих сферах от агентуры поступает основная масса наиболее ценной и непосредственно относящейся к делу информации. Недаром в среде американских полицейских популярна пого- ворка: "Полицейский хорош настолько, насколько хорош его осведоми- тель". "Осведомитель - решающее средство расследования,- утверждает аме- риканский криминолог Дж.Уилсон (James Q.Wilson), долгое время иссле- довавший деятельность двух весьма эффективных спецслужб США - ФБР и ДЕА,- в феврале 1976 года я опросил 10 сотрудников ФБР, расследовав- ших в общей сложности 86 криминальных дел, в половине из них исполь- зовались осведомители, часть из них - в чисто информационных целях, другие - в активных мероприятиях. Например, информатор помогал преступникам организовать нападение на трейлер, в то время, как сот- рудники ФБР держали ситуацию под контролем, готовые в любой момент осуществить операцию по захвату". Как ни парадоксально, но несмотря на бурное развитие техники электронного контроля значение агентуры, как эффективного средства негласного расследования возрастает. Причина в том, что усложнение в современном мире структуры социальных связей неизбежно ведет к усиле- нию роли человеческого фактора. Это закономерно и для такой специфи- ческой сферы, как оперативно-розыскная деятельность. Весьма характер- но, что мартовские 1992 года слушания комитета по разведке палаты представителей Конгресса США выявили тенденцию, свидетельствующую о том, что основной упор в деятельности разведывательного сообщества этой страны будет делаться на работу с агентами, а не технические средства. С приходом Роберта Гейтса (R.Gates) на пост директора ЦРУ и номинального руководителя всей разведывательной системы Америки, ак- тивно развернулась работа по расширению агентурной сети. Бывший ди- ректор ЦРУ, а ныне эксперт по вопросам разведки Ричард Хелмс (R.Helms) в недавнем интервью выходящему в Париже журналу "Жен Африк" высказался за более активное использование методов агентурного сбора информации. Здесь самое время пояснить некоторые особенности специальной тер- минологии. В практике американского Федерального бюро расследований, некоторых иных правоприменительных ведомств этой страны, а также дру- гих государств используются следующие понятия: 1) конфиденциальный источник (confidential source) - лицо, пере- дающее на конфиденциальной основе информацию, к которой оно имеет за- конный доступ в силу своего объективного положения. Конфиденциальный источник как правило не связан с преступным миром, предоставляет ин- формацию, не нуждаясь в специальных стимулах. Конфиденциальным источ- ником может быть, например, банковский служащий, сотрудник колледжа, торговый работник, бизнесмен и так далее; 2) осведомитель, информатор (Informant, Informer, технический термин "Cooperating Individual" - CI) - любое другое лицо, передающее ФБР информацию на конфиденциальной основе. Обычно это лицо, тесно связанное с объектами негласного расследования и имеющее в этой связи надежный доступ к оперативно-ценной информации. Чаще всего осведоми- - 4 - тель - это непосредственный представитель преступного мира. Франк- фуртский прокурор Г.Кернер, знаток уголовного мира отмечает: "У зако- нопослушного, любящего порядок, щепетильного, осторожного и прямодуш- ного человека нет шансов стать осведомителем ... Это означает, что обычно у осведомителя за спиной успешная уголовная карьера или изряд- ный опыт контактов с уголовниками". В ДЕА употребляют следующие термины: 1) информатор I класса - представитель криминальной среды или ли- цо, тесно связанное с этой средой. Обычно он сотрудничает сознатель- но, но иногда используется и "втемную". Например уличный торговец наркотиками может не знать, что совершает сделки с сотрудником ДЕА, и таким образом непреднамеренно выводит его на оптового поставщика зап- рещенного товара; 2) информатор II класса - обычный гражданин. Например - сотрудник отеля, информирующий о прибытии в город объекта оперативного внимания или легальный торговец химическими препаратами, которые могут быть использованы в производстве амфетаминов или барбитуратов. В процессе расследования полиция и спецслужбы широко и в разнооб- разных формах пользуются помощью осведомителей: от простых разовых заданий до участия в сложных и долговременных операциях. Наряду с этим, к особо ответственным операциям привлекается особая категория негласных сотрудников - "секретные агенты", особенно в тех случаях, когда речь идет о получении не просто оперативной информации, а обви- нительных доказательств для судебного процесса. В соответствии с "Указаниями генерального Прокурора США по тайным операциям ФБР" 1987 года (Attorney Generals Guidelines on FBI Undercover Operations) "секретный агент" - это штатный сотрудник ... работающий под руководством и контролем ФБР в определенном расследо- вании, чьи отношения с Бюро скрываются от третьих лиц в ходе операции путем использования прикрытия или вымышленных установочных данных. "Тайная операция" - операция негласного расследования, в которой используется "секретный агент". В серьезных операциях обычно сочета- ется участие "секретных агентов" и осведомителей. Нередко осведоми- тель вводит в организацию агента, выступающего в соответствующей обстоятельствам роли. "Тайная операция" обычно заканчивается судебным процессом с агентом, выступающим в качестве главного свидетеля обви- нения. В 1984 году министр юстиции США У.Смит (W.Smith) охарактеризо- вал "тайные операции" как один из наиболее эффективных и успешных инструментов расследования. "Во многих случаях,- подчеркнул он,- этот инструмент является единственным методом борьбы со злом". Метод приз- нан Конгрессом США исключительно эффективным оружием в борьбе с кор- рупцией и организованной преступностью. Федеральное бюро расследова- ний прибегает к помощи "секретных агентов" в криминальных расследова- ниях с 1972 года. В 1973 - 74 г.г. они использовались примерно в 30 делах. К 1984 году количество таких расследований достигло 391, а расходы составили 12 518 000 долларов. В настоящее время этот метод применяют практически все ведомства системы охраны правопорядка США. Один из наиболее известных фактов такого рода, данные о котором - 5 - были раскрыты в 1982 году - проникновение агента ФБР Джо Пистоуна (Joe Pistone) в высшие слои "La Cosa Nostra", где он провел шесть лет. В результате стало возможным судебное преследование ряда лидеров американской мафии. Успешное внедрение агента было частично приоста- новлено по причине опасений за его жизнь. Дело не в том, что он был разоблачен преступниками, а в самом его успехе. Пистоун сыграл свою роль так хорошо, что возникла опасность для него в борьбе с соперни- чающей преступной группировкой. В 1987 году широкую огласку в прессе получили результаты операции "Double Steel", проводившейся ФБР в шта- те Нью-Йорк с целью выявления и разоблачения коррумпированных чинов- ников. С миниатюрным звукозаписывающим устройством, спрятанным в одежде, секретный агент, выступавший под именем коммерсанта Винни Си- лона (Vinnie Silon), в течение двух лет 106 (сто шесть) раз предлагал взятки должностным лицам штата, встретив всего один отказ, и то, по- тому, что объект счел предложенную сумму недостаточной. Аналогичные методы применяет также французская полиция, в част- ности "бригады сыска и захвата" - БРИ, сотрудники которых осуществля- ют наблюдение за преступной средой изнутри. В Швейцарии в последние годы в криминальную среду наряду с обычной агентурой внедряют штатных сотрудников полиции, именуемых "taupe" - "крот". Венгерская полиция располагает подразделениями глубоко законспирированных сотрудников, специально подготовленных для работы в преступном мире. Оперативная деятельность отдела "ОП" Гамбургского криминального ведомства основы- вается на использовании т.н. "прикрытых сотрудников" ("verdeckte vermittler") в криминогенной среде. Также действует специальные и по- лицейские службы других стран. Обращает на себя внимание тенденция к расширению круга субъектов и объектов применения современных технологий негласного расследова- ния. Только в США, помимо полицейских органов различного уровня, мож- но насчитать больше десятка федеральных ведомств, использующих методы тайного розыска, и, прежде всего, агентуру. В их числе ФБР, ЦРУ, РУ- МО, военная контрразведка, Агентство по борьбе с распространением наркотиков, Бюро по контролю за алкоголем, табачными изделиями и ору- жием, Служба иммиграции и натурализации, Служба внутренних доходов, Служба Маршаллов, Береговая охрана, Таможенная служба, Секретная служба Министерства финансов. По свидетельству профессора Garry Т.Маrx, к специальным методам расследования все чаще прибегают также федеральные ведомства, на первый взгляд весьма далекие от правоприме- нительной деятельности. В своем исследовании "Undercover" профессор в этой связи упоминает департаменты сельского хозяйства, внутреннего жилищного и городского развития, администрацию правительственных служб, комиссию по ядерному регулированию, комиссию по товарам и тор- говле, некоторые комитеты Конгресса, а также ведомство, занимающееся вопросами потребления, здоровья и защиты окружающей среды, агенство по транспортным средствам и др. Сферы применения этих методов также весьма разноообразны. Так, например Лесная служба США в 1985 году сообщила о своем плане борьбы с незаконными посевами марихуаны, который включает использование 500 - 6 - специальных агентов. В июне 1990 года служащий американской электрон- ной компании "Плюм текнолоджи" Р.Хоффман был арестован в международ- ном аэропорту Лос-Анджелеса при попытке получить чек на сумму 150 тыс.долларов от агентов таможенной службы Соединенных Штатов, выда- вавших себя за посредников компаний ЮАР. Хоффману предъявлено обвине- ние в незаконной продаже за рубеж секретной технологии. В печать попали сведения о методах борьбы с таким видом мораль- но-нравственной преступности, как вовлечение детей в порнобизнес с применением шантажа и насилия. Поскольку преступления такого рода обычно совершаются в приватной обстановке, полиция широко использует для их раскрытия наружное наблюдение, специальную электронную техни- ку, видео- и звукозапись, практикует внедрение агентуры в соот- ветствующую среду. Летом этого года ФБР США завершило крупномасштабную операцию по раскрытию мошенничества в сфере медицинского обслуживания населения, в результате которой было арестовано более 100 человек в 52 городах страны. При этом ФБР использовало многочисленную агентуру в колониях различных национальных меньшинств для получения сигнальной информа- ции, контроля за обстановкой, ведения разработок. В последние годы в большинстве высокоразвитых стран Запада в за- конодательном порядке были наделены полномочиями правоохранительных органов налоговые ведомства. В их структуре имеются службы фискально- го сыска, использующие в финансовых и налоговых расследованиях формы и методы работы, характерные для полиции и контрразведки: скрытое наблюдение, задержание, обыски и аресты; перлюстрация корреспонденции и прослушивание телефонны разговоров; применение оперативной техники и конспиративной звуко- и видеозаписи; привлечение агентуры и платных информаторов. Так налоговое ведомство США - (Internal Revenue Service) имеет право проводить специальные операции и использовать институт секрет- ных помощников. Объектами негласных расследований IRS стали крупные бизнесмены, банкиры и менеджеры, судьи и прокуроры, военнослужащие, выборные должностные лица, профсоюзные лидеры и руководители различ- ных общественных организаций, а также государственные служащие всех уровней и представители различных структур местной исполнительной власти. Финансово-налоговой инспекции ФРГ (Steuerfahndung) также пре- доставлено право перлюстрации почтовой корреспонденции, прослушивания телефонных разговоров, использования специальных оперативно-техни- ческих средств и негласных информаторов. Чем руководствуются спецорганы, определяя необходимое количество осведомителей? Из открытых исследований некоторых американских крими- нологов известно, что, например, в ДЕА не предусмотрено количествен- ных квот по агентуре. Расследование дел в сфере борьбы с наркобиз- несом невозможно без активного использования агентов, поэтому в штаб-квартире этого ведомства вполне резонно судят о качестве аген- турной работы любого территориального отделения по количеству успешно расследованных дел. В ФБР в отличие от ДЕА контроль за использованием - 7 - агентуры более централизован. В течение многих лет это ведомство стремилось поддерживать высокий количественный уровень осведомителей путем введения определенных квот их наличия в оперативных подразделе- ниях. Руководители отделений ФБР, допустившие общее снижение коли- чества агентуры, могли подвергнуться суровой критике со стороны инспекторов центрального аппарата. Зачастую такой подход порождал на- рушения в статотчетности, или говоря более понятным нам языком - при- писки. Отметим также, что в инструкциях для ФБР указывается о необходи- мости сведения к минимуму использование осведомителей или конфиденци- альных источников в расследовании дел, связанных с обеспечением внут- ренней безопасности страны. Но это сведения общего характера. Конкретные количественные ха- рактеристики агентурно-осведомительской деятельности полиции и спецс- лужб всегда считались строго конфиденциальными сведениями и ни одно уважающее себя государство не позволяет без особой на то надобности предавать гласности соответствующую информацию. Поэтому реально оце- нить масштабы такой деятельности весьма сложно, если вообще возможно. Остается лишь довольствоваться отдельными фактами и сообщениями. Так например, только в Чикаго, по признанию ФБР, за период с 1966 по 1976 г. было нанято 5145 платных политических осведомителей. Они обошлись в 2.5 млн.долл. Но эти данные не включают целую армию осве- домителей, работавших "по сыску красных" в чикагском полицейском уп- равлении. Не включены сюда и осведомители иных полицейско-разведыва- тельных органов - федеральных и штатов, работавших совместно с ФБР, а также осведомители, используемые в этом городе в других сферах право- охранительной деятельности. За два с половиной года Комитет граждан по вопросам полицейских репрессий (Лос-Анджелес) обнаружил проникновение в организацию не ме- нее шести тайных агентов полиции. Так, полицейский агент Д.Одом про- работала в Комитете более двух лет и за это время постепенно добра- лась до руководящего поста - стала секретарем организации. Агентом оказался и С.Соломон - один из руководителей Национального союза про- тив рассовых и политических репрессий. Только в одной операции по борьбе с коррупцией и организованной преступностью "АБСКАМ", которая охватывала территорию трех амери- канских штатов, участвовало до 100 агентов и осведомителей. Она про- должалась около двух лет и стоила примерно 800 тыс.долл. Полицейские ведомства западных стран не скрывают, что активно вербуют осведомителей из числа прислуги, врачей и медсестер, служащих различного рода увеселительных заведений, водителей такси, служащих гаражей и иных лиц, которые, по ее мнению, вероятнее всего, могут иметь контакты с представителями преступного мира. Однако наибольшую ценность представляют, осведомители, связанные с преступным миром не- посредственно. Территориальное отделение ДЕА, работу которого изучал James Q.Wilson, в течение года арестовало 234 человека по делам о наркобиз- несе и 11 из них завербовало в качестве осведомителей. Всего же за - 8 - этот год отделением было завербовано 72 осведомителя, из них - 43 добровольцы (желающие заработать, родственники наркоманов, стремящие- ся отомстить наркодельцам, продавцы наркотиков, надеящиеся устранить таким образом своих конкурентов на ниве наркобизнеса и патриотичес- ки-настроенные граждане). Хотелось бы остановиться еще на одном из важнейших аспектов использования агентурного метода - гарантиях конфиденциальности. В "Циркуляре по использованию осведомителей и других информато- ров" (ФРГ) говорится: "При выполнении своих задач в сфере обеспечения безопасности и уголовного преследования полиция опирается и на такую информацию и показания населения, которые могут быть добыты только при соблюдении гарантий конфиденциальности". И далее: "... предостав- ление гарантий конфиденциальности и использование осведомителей соот- ветствует требованиям практики. Это является принципиально признанным в судебной практике и юридической литературе государственно-правовым средством безопасности и уголовного преследования". В учебнике для полицейских "Техника допроса" профессора Франк- фуртского университета Фридриха Геердса подчеркивается: "При каком бы то ни было участии в деле агента-осведомителя самое лучшее - не упо- минать в материалах даже самого этого факта". Генеральный прокурор ФРГ доктор Гайсер заявил: "В интересах государства всячески охранять от демаскировки с таким трудом созданную, опутывающую преступные группировки информационную паутину". Эти цитаты достаточно ясно отра- жают главную официальную линию властей в данном вопросе, и не только в Германии. Чтобы помочь полиции в защите такого рода источника разведыва- тельных данных, как осведомители, Верховный суд США сформулировал ос- новные положения, которые сводятся к следующему. Привилегия осведоми- теля - это привилегия правительства не разглашать сведения о лицах, которые предоставляют полиции информацию о нарушениях закона. Цель привилегии - обеспечение и защита интересов общества в области испол- нения закона. Суд при этом исходил из обязанности граждан сообщать о совершенных, совершающихся, а также готовящихся преступлениях и из обязанности соответствующих государственных органов, сохраняя аноним- ность граждан, поощрять их к выполнению этой обязанности. В 1982 году Конгресс США принял поправку к закону о национальной безопасности 1947 года, которая предусматривает строгую уголовную от- ветственность за разглашение фамилий негласных сотрудников и осведо- мителей ФБР, внедренных в преступные организации. В практической деятельности ФБР твердо придерживается правила никогда не "сжигать" агента, за исключением особых случаев, когда не- возможно привлечь к ответственности преступников, если агент не выс- тупит в суде на стороне обвинения. Причем делается это исключительно с согласия агента и с санкции высших чинов ФБР. Руководитель одного из подразделений ФБР, занимающегося борьбой с организованной преступ- ностью отметил: "Мы гарантируем анонимность информаторов. Иногда ради их защиты приходится даже отказываться от реализации крупных и перс- пективных дел". Такая позиция объясняется тем, что появление агента в - 9 - суде лишает спецслужбу полезного оперативного источника. Наряду с этим гарантия абсолютной анонимности - существенный аспект для прив- лечения к сотрудничеству будущих осведомителей. "Люди знают, что они могут доверять нам": говорит представитель данного ведомства. Защите полицейских каналов конфиденциальной информации способс- твует также федеральный закон, направленный против попыток какими-ли- бо средствами помешать кому бы то ни было сообщить властям информа- цию, которая касается нарушения любого уголовного закона США (18 USC, § 1510). Еще один важный вопрос - обеспечение правовых гарантий. Главная сложность заключается в том, что осведомитель или агент, внедренный в преступную группировку, так или иначе может быть вовлечен в противоп- равные действия. Он не сумеет добыть необходимых сведений, если не является интегрированным элементом преступного сообщества, не пользу- ется полным доверием в этой среде, не терпящей нейтральных наблюдате- лей. В преступные замыслы посвящаются только лица, участвующие в их подготовке или реализации. Изучение западных публикаций позволяет выделить в этой проблеме два основных аспекта. Первый из них отражает необходимость освобожде- ния от уголовной ответственности (или ее смягчения) за 1ранее совер- 1шенное 0преступление привлекаемого к негласному сотрудничеству участ- ника преступного сообщества. Второй касается определения законода- тельным путем 1пределов и обстоятельств возможного участия 0агента в незаконных действиях преступников в ходе выполнения им заданий опера- тивного органа. Смягчение или даже освобождение от наказания - существенный сти- мул, побуждающий преступника оказать содействие правоохранительным органам. "Самосохранение - главный закон природы, - пишут американцы Harney M.L. и Cross J.C. в своем известном исследовании об агентурной работе,- поэтому мы вправе ожидать благоприятной эмоциональной реак- ции будущего агента по отношению к целям оперативной разработки, если есть вещи, которых он боится, например, угроза уголовного наказания." В США существует вполне обоснованное мнение о том, что без применения соответствующих законных актов и в частности правовой конструкции главного свидетеля обвинения (из числа раскаявшихся членов мафии), не удалось бы нанести по организованной преступности решающих ударов. Данные обстоятельства активно используются в оперативной деятельнос- ти. Например, James Q.Wilson, ознакомился с делами 39 осведомителей, завербованных одним из территориальных отделений ДЕА и обнаружил, что 20 из них сотрудничали в надежде избежать уголовного наказания или смягчить его (из остальных 9 работали чисто за вознаграждение, двое по идеологическим мотивам - антикастровские активисты, один надеялся заработать американское гражданство, а остальные - добропорядочные граждане, которые сотрудничали, вдохновленные идеей искоренения тако- го зла, как наркомания). Правовые нормы, одобряющие деятельное раскаяние, применяются и в ряде других стран. Характерно, что международный семинар по вопросам борьбы с организованной преступностью, состоявшийся в 1991 году у нас - 10 - в г.Суздале, рекомендовал в качестве действенной меры создавать "воз- можности освобождения рядовых преступников от уголовного преследова- ния за их действия в интересах изобличения лидеров организованных преступных групп". Второй аспект проблемы характерен для уже действующих осведомите- лей и "секретных агентов". Согласно инструкциям ФБР, негласный сот- рудник ставится в известность, что связь с Бюро не защитит от ареста или судебного преследования за нарушение закона за исключением тех случаев, когда Федеральное бюро определит, что участие данного лица в деятельности, которая в иных условиях считалась бы преступной, оправ- дано. В каких же случаях противоправные действия негласного сотрудни- ка могут быть признаны полезными для общества? Обратимся к "Указаниям генерального Прокурора США по тайным операциям ФБР" (1987 г.): Официальное лицо не может рекомендовать или одобрить участие секретного сотрудника или осведомителя в незаконной деятельности, по- ка такое участие не оправдано в интересах: а) добывания информации или доказательств, необходимых для прио- ритетных целей судебного преследования; б) установления или поддержания правдоподобности прикрытия с ли- цами, связанными с расследуемой преступной деятельностью; в) предупреждения или избежания опасности смерти или серьезного ранения. Участие в деятельности, которая согласно закону считается серьез- ным преступлением (кроме скупки и продажи краденных и контрабандных товаров) заранее санкционируется руководством ФБР. Для участия в скупке и продаже краденных и контрабандных товаров и других мелких правонарушениях достаточно письменной санкции начальника местного от- деления ФБР. Если неожиданно возникают непредусмотренные ситуации, влекущие необходимость участия агента в серьезном преступлении (фелонии), он должен немедленно проконсультироваться со специальным агентом (руко- водитель территориального подразделения ФБР) и последний может санк- ционировать такое участие. Если консультация невозможна и при этом возникает серьезная угроза жизни и физической безопасности (включая разрушение собственности путем взрыва или поджога) агент может са- мостоятельно принять решение об участии в преступных действиях. Если говорить об общем отношении западных юристов к данной проб- леме, то в качестве иллюстрации можно привести высказывание Дж.Вильсона: "Агентство по борьбе с распространением наркотиков внед- ряя агента в организацию, занимающуюся нелегальным распространением наркотиков, должно быть готово к тому, чтобы позволить последнему по- купать и продавать наркотики и возможно быть вовлеченным в насильст- венные действия ... Такое поведение агента,- подчеркивает Вильсон,- не только не противоречит закону, оно будет и морально оправданным". Такие подходы подкреплены американскими правовыми нормами. Уго- ловное право США дает возможность агенту изображать из себя соучаст- ника в ряде ситуаций без опасения быть привлеченным к уголовной от- ветственности. Для этих целей существует институт ложного или мнимого - 11 - соучастия. Ложным соучастником (Feigned Accomplice) признается тот, кто по указанию полицейского чиновника или по собственной инициативе изобра- жает из себя соучастника преступления с тем, чтобы раскрыть совершаю- щего преступление и оказать помощь в его преследовании. Американское уголовное право исключает ответственность "ложного соучастника", поскольку в его действиях отсутствует преступное намерение и он не является виновным в совершении преступления. Более того, право США допускает при определенных условиях провокационные действия со сторо- ны агента, то есть действия по склонению лица к совершению преступле- ния с целью привлечения его к уголовной ответственности. Провокация как метод деятельности правоохранительных органов США делится на "правомерную" и "неправомерную". Система критериев, опре- деляющих "правомерность" провокации, дает возможность на законном основании провоцировать лиц, "предрасположенных" к совершению преступления. Если агент с целью возбуждения уголовного преследования побуждает объекта к совершению преступления, которое тот не намере- вался совершить, его действия рассматриваются как "вовлечение в ло- вушку" (entrapment) и объявляются противоправными. Однако адвокату, защищающему преступника в суде, доказать факт "вовлечения в ловушку" очень непросто ибо право США не определяет четкой границы между про- вокацией и правомерными действиями агента. Утверждение, что имела место неправомерная провокация, может иметь значение лишь в том слу- чае, если будет установлено, что сотрудник правоприменяющего органа или осведомитель оказали "давление", побуждая обвиняемого совершить преступление. В свою очередь последний обычно оказывается в весьма затруднительном положении, так как вынужден доказать, что без такого давления не нарушил бы закона. Отметим, что провокатор не привлека- ется к ответственности независимо от характера провокации (в случае "неправомерной" провокации лицо, ей подвергшееся, освобождается от уголовной ответственности). Характерная для западных юридических систем тенденция к пре- доставлению подозреваемому лицу возможности совершить преступление под контролем правоприменительного органа с целью его изобличения, предельно четко выражена в словах франкфуртского специалиста по уго- ловному праву Клауса Людерсена: "Оберегать склонных к уголовным преступлениям лиц от окончательного падения - злоупотребление, несов- местимое с уважением человеческого достоинства и противоречащее соци- альным задачам государства". В переводе с немецкого бюрократического языка это, по всей видимости, будет звучать так: "Вор должен сидеть в тюрьме!. Адашкевич Ю.Н. Выступления в рамках "круглого стола" "Органи- зованная преступность-2" // Под.ред. А.И.Долговой, С.В.Дьякова / Криминологическая Ассоциация. - М., 1993.- С.208-220;