Реклама на сайте

Наши партнеры:

Ежедневный журнал Портал Credo.Ru Сайт Сергея Григорьянца

Agentura.Ru - Спецслужбы под контролем

© Agentura.Ru, 2000-2013 гг. Пишите нам  Пишите нам

Вводится фильтрация Рунета

6 июля 2012 года депутаты Государственной Думы приняли в первом чтении законопроект о внесении поправок в закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», а также законы «Об информации», «О связи» и в Кодекс об административных правонарушениях. Все они касаются распространения в интернете противоправной информации: детского порно, информации, побуждающей детей к самоубийству, пропаганды наркотиков и т. п. 11 июля Государственная Дума одобрила законопроект сразу во втором и третьем чтении.

Проект предусматривает создание реестра запрещенных сайтов, при этом в него включаются и URL, и доменные имена (DNS), и сетевые адреса (IP). Часть поправок, предполагающих создание черного списка сайтов, разработана Лигой безопасного интернета. Согласно нормам законопроекта, запрещенные ресурсы доложен отслеживать специально-созданный надзирательный орган, который, обнаружив запрещенную информацию, должен уведомлять владельца сайта или web-страницы о необходимости удаления запрещенного контента. В противном случае, доступ к ресурсу будет закрыт. 

Против законопроекта выступили интернет-компании, которые опасаются, что фильтрация снизит скорость работы всего интернета и приведет к закрытию многих добропорядочных сайтов. А президентский совет по правам человека усмотрел в поправках попытку ввести в рунете цензуру. 

Вопросы к законопроекту были у Минкомсвязи, высказывался против создания реестра даже премьер Дмитрий Медведев, рассказывал «Ведомостям» источник в крупной интернет-компании. Из подписанного вице-премьером Владиславом Сурковым заключения следует, что правительство поддержит проект, только если из него исключат пункты о создании реестра сайтов, подтверждал чиновник правительства (заключение еще не опубликовано).

Между тем, как признался «Ведомостям» высокопоставленный член «Единой России», проект решено принять независимо от заключения правительства — такова общая позиция руководителей Госдумы и администрации президента.


Проект № 89417-6

в третьем чтении

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О внесении изменений в Федеральный закон "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" и отдельные законодательные акты Российской Федерации



Статья 1

Внести в Федеральный закон от 29 декабря 2010 года № 436-ФЗ      "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011,        № 1, ст. 48) следующие изменения:

1) в статье 2:

а) в пункте 5 слова "и информация, размещаемая в информационно-телекоммуникационных сетях (в том числе в сети "Интернет") и сетях подвижной радиотелефонной связи" заменить словами "посредством информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети "Интернет", и сетей подвижной радиотелефонной связи";

б) в пункте 12 слова "публичный показ, публичное исполнение (в том числе посредством эфирного или кабельного вещания, зрелищных мероприятий), размещение в информационно-телекоммуникационных сетях (в том числе в сети "Интернет") и сетях подвижной радиотелефонной связи"  заменить словами "публичный показ, публичное исполнение (в том числе посредством зрелищных мероприятий), распространение посредством эфирного или кабельного вещания, информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети "Интернет", и сетей подвижной радиотелефонной связи";

2) в пункте 4 части 1 статьи 4 слова "надзор и контроль" заменить словами  "контроль (надзор)";

3) в статье 6:  

а) в части 1 слова "частей 4 - 5, 8" исключить;

б) в абзаце первом части 3 слова "(за исключением информационной продукции, предусмотренной частью 5 настоящей статьи)" исключить;

в) в части 5 слова  "и с учетом порядка, установленного Федеральным законом от 22 августа 1996 года № 126-ФЗ                             "О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации" заменить словами "и законодательства Российской Федерации о государственной поддержке кинематографии";

г) в части 6 слова "с соблюдением требований соответствующих технических регламентов" исключить;

4) в статье 11:

а) часть 4 дополнить пунктами 6 и 7 следующего содержания:

"6) информации, распространяемой посредством информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети "Интернет", кроме сетевых изданий;

7) комментариев и (или) сообщений, размещаемых по своему усмотрению читателями сетевого издания  на сайте такого издания в порядке, установленном редакцией этого средства массовой информации.";

б) в части 8 слова ", в свидетельстве о регистрации в качестве средства массовой информации теле- и радиопрограммы, периодического печатного издания для детей" исключить;

5) в статье 12:

а) часть 1 изложить в следующей редакции: 

"1. Обозначение категории информационной продукции  знаком информационной продукции  и (или)  текстовым предупреждением  об ограничении распространения информационной продукции среди детей осуществляется с соблюдением требований настоящего Федерального закона  ее производителем и (или) распространителем  следующим образом: 

1) применительно  к категории информационной продукции  для детей, не достигших возраста шести лет,  -  в  виде  цифры "0" и знака  "плюс"; 

2) применительно к категории информационной продукции  для детей,  достигших  возраста шести лет, - в виде цифры "6" и знака  "плюс" и (или) текстового предупреждения в виде словосочетания "для детей старше шести лет";

3) применительно к категории информационной продукции  для детей, достигших возраста двенадцати лет,  -  в виде  цифры  "12" и знака "плюс" и (или) текстового предупреждения в виде словосочетания "для детей старше 12 лет";

4) применительно к категории информационной продукции  для детей,  достигших возраста шестнадцати лет, - в виде  цифры "16" и знака "плюс" и (или) текстового предупреждения в виде словосочетания  "для детей старше  16 лет";

5) применительно к категории информационной продукции, запрещенной для детей,  -  в виде цифры "18" и знака "плюс"  и (или) текстового предупреждения в виде словосочетания "запрещено для детей".";

б) часть 2 изложить в следующей редакции:

"2. Производитель, распространитель информационной продукции размещают знак информационной продукции и (или) текстовое предупреждение об ограничении ее распространения среди детей перед началом демонстрации фильма при кино- и видеообслуживании в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Размер знака информационной продукции должен составлять не менее чем пять процентов площади экрана.";

в) дополнить частью 5 следующего содержания:

"5. Текстовое предупреждение об ограничении распространения информационной продукции  среди детей выполняется на русском языке, а в случаях, установленных Федеральным законом от 1 июня 2005 года         № 53-ФЗ "О государственном языке Российской Федерации", на государственных языках республик, находящихся в составе Российской Федерации, других языках народов Российской Федерации или иностранных языках.";

6) в статье 13:

а) часть 3 изложить в следующей редакции:

"3.  Распространение посредством телевизионного вещания информационной продукции, содержащей информацию, предусмотренную статьей 5 настоящего Федерального закона, сопровождается демонстрацией знака информационной продукции в углу кадра в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в начале трансляции телепрограммы, телепередачи, а также при каждом возобновлении их трансляции (после  прерывания рекламой и (или) иной информацией).";

б) часть 4 изложить в следующей редакции:

"4. Распространение посредством радиовещания информационной продукции, содержащей информацию, предусмотренную статьей 5 настоящего Федерального закона, за исключением радиопередач, транслируемых в эфире без предварительной записи, сопровождается сообщением об ограничении распространения такой информационной продукции среди детей в начале трансляции радиопередач в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.";

в) часть 5 после слов "При размещении" дополнить словами "анонсов или";

7) статью 14 изложить в следующей редакции: 

"Статья 14. Особенности распространения информации  посредством информационно- телекоммуникационных сетей 


1.  Доступ      к      информации,     распространяемой       посредством                                                                                                             

информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети "Интернет", в местах, доступных для детей, предоставляется лицом, организующим доступ к сети "Интернет" в таких местах (за исключением операторов связи, оказывающих эти услуги связи на основании договоров об оказании услуг связи, заключенных в письменной форме), другим лицам при условии применения административных и организационных мер, технических, программно-аппаратных средств защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и  (или) развитию. 

2. Сайт в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", не зарегистрированный как средство массовой информации, может содержать знак информационной продукции (в том числе в машиночитаемом виде) и (или) текстовое предупреждение об ограничении  ее распространения  среди детей, соответствующие одной из категорий информационной продукции, установленных частью 3 статьи 6 настоящего Федерального закона. Классификация сайтов осуществляется их владельцами самостоятельно в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.";

8)  часть  1 статьи 15 изложить в следующей редакции:

"1. В   информационной продукции для детей, включая информационную продукцию, распространяемую посредством информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети "Интернет", и сетей подвижной радиотелефонной связи, не допускается размещать объявления о привлечении детей к участию в создании информационной продукции, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию.";

9) статью 17 изложить в следующей редакции: 

"Статья 17. Общие требования к экспертизе информационной    продукции


1. Экспертиза информационной продукции проводится экспертом, экспертами и (или) экспертными организациями, аккредитованными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти,  по инициативе органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, общественных объединений, граждан на договорной основе. В случае несогласия с результатами проведенной экспертизы информационной продукции заинтересованное лицо вправе оспорить экспертное заключение в судебном порядке.

2. Уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти осуществляет в установленном им порядке аккредитацию экспертов и экспертных организаций на право проведения экспертизы информационной продукции, включая выдачу аттестатов аккредитации, приостановление или прекращение действия выданных аттестатов аккредитации, ведение реестра аккредитованных экспертов и экспертных организаций и контроль за деятельностью аккредитованных им экспертов и экспертных организаций.

3. Сведения, содержащиеся в реестре аккредитованных экспертов и экспертных организаций, являются открытыми и доступными для ознакомления с ними любых физических лиц и юридических лиц, за исключением случаев, если доступ к таким сведениям ограничен в соответствии с федеральными законами.

4.  Уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти  размещает в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на своем официальном сайте следующие сведения из реестра аккредитованных экспертов и экспертных организаций: 

1) полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование,  организационно-правовая форма юридического лица, адрес его места нахождения, адреса мест осуществления экспертной деятельности (в отношении аккредитованных экспертных организаций); 

2) фамилия, имя и (в случае, если имеется) отчество индивидуального предпринимателя, адреса мест осуществления экспертной деятельности (в отношении аккредитованных экспертов, являющихся индивидуальными предпринимателями);

3)     фамилия,     имя    и     (в случае,     если  имеется)           отчество

физического лица, наименование и организационно-правовая форма экспертной организации, адреса мест осуществления экспертной деятельности (в отношении аккредитованных экспертов, являющихся работниками экспертных организаций);

4)   номер и дата выдачи аттестата аккредитации;

5) номер и дата приказа (распоряжения должностного лица) уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти об аккредитации эксперта или экспертной организации;

6) вид информационной продукции, экспертизу которой вправе осуществлять аккредитованный эксперт или аккредитованная  экспертная организация;

7) сведения о приостановлении или прекращении действия выданного аттестата аккредитации.

5. В качестве эксперта, экспертов для проведения экспертизы информационной продукции могут выступать лица, имеющие высшее профессиональное образование и обладающие специальными знаниями, в том числе в области педагогики, возрастной психологии, возрастной физиологии, детской психиатрии, за исключением лиц:

1) имеющих или имевших судимость за совершение тяжких и особо тяжких преступлений против личности, преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, умышленных преступлений против                 здоровья  населения и общественной нравственности;

2) являющихся производителями, распространителями информационной продукции, переданной на экспертизу, или их представителями.

6. Порядок проведения экспертизы информационной продукции устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом  исполнительной власти с соблюдением требований настоящего Федерального закона.

7. Экспертиза   информационной   продукции   может   проводиться двумя и более  экспертами одной специальности  (комиссионная экспертиза) или  разных специальностей (комплексная экспертиза).

8. Срок проведения экспертизы информационной продукции не может превышать тридцать дней с момента заключения договора о ее проведении.

9. Оплата услуг экспертов, экспертных организаций и возмещение понесенных ими в связи с проведением экспертизы информационной продукции расходов осуществляются за счет заказчика экспертизы.";

10) в статье 18:

а) часть 4 изложить в следующей редакции:

"4. Экспертное заключение составляется в трех экземплярах для передачи заказчику экспертизы информационной продукции, для направления в течение двух рабочих дней со дня подписания экспертного заключения в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти  и для хранения  у эксперта или в экспертной организации в течение пяти лет.";

б) дополнить частью 5  следующего содержания:

"5. Информация о проведенной экспертизе информационной продукции и ее результатах размещается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на своем официальном сайте в течение двух рабочих дней со дня получения экспертного заключения.";

в) дополнить частью 6  следующего содержания:

"6. Повторное проведение экспертизы конкретной информационной продукции допускается в порядке, установленном процессуальным законодательством, при рассмотрении судом споров, связанных с результатами проведенной экспертизы информационной продукции."; 

11) в наименовании главы 5 слова "Надзор и контроль" заменить словами "Контроль (надзор)";


12) в статье 20:

а) в наименовании слова "надзор и контроль" заменить словами "контроль (надзор)";

б) в части 1  слова "надзор и контроль" заменить словами "контроль (надзор)", слово "осуществляются" заменить словом "осуществляется";

в) в части 2 слова "надзор и контроль" заменить словами "контроль (надзор)", слово "осуществляются" заменить словом "осуществляется";

13)  часть 2 статьи 21  изложить в следующей редакции:

"2. При осуществлении общественного контроля общественные объединения и иные некоммерческие организации, граждане вправе осуществлять мониторинг оборота информационной продукции и доступа детей к информации, в том числе посредством создания "горячих линий".".

Статья 2

Статью 46 Федерального закона от 7 июля 2003 года  № 126-ФЗ             "О связи" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, № 28, ст. 2895; 2007, № 7, ст. 835; 2010, № 7, ст. 705; № 31, ст. 4190) дополнить пунктом 5 следующего содержания:

"5. Оператор связи, оказывающий услуги по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной  сети "Интернет", обязан осуществлять ограничение и возобновление доступа к информации, распространяемой посредством информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в порядке, установленном Федеральным законом  от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации".".

Статья 3

Внести в Федеральный закон от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ         "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, № 31, ст. 3448; 2010, № 31, ст. 4196; 2011, № 15, ст. 2038; № 30, ст. 4600) следующие изменения:

1) статью 2 дополнить пунктами 13 - 18 следующего содержания:

"13) сайт в сети "Интернет" - совокупность программ для электронных вычислительных машин и иной информации, содержащейся в информационной системе, доступ к которой обеспечивается через сеть "Интернет" по доменным именам и (или) по сетевым адресам, позволяющим идентифицировать сайты в сети "Интернет";

  1. 14) страница сайта в сети "Интернет" (далее также - интернет-страница) - часть сайта в сети "Интернет", доступ к которой осуществляется по указателю, состоящему из доменного имени и символов, определенных владельцем сайта в сети "Интернет";
  2. 15) доменное имя - обозначение символами, предназначенное для адресации сайтов в сети "Интернет" в целях обеспечения доступа к информации, размещенной в сети "Интернет";

16) сетевой адрес - идентификатор в сети передачи данных, определяющий при оказании телематических услуг связи абонентский терминал или иные средства связи, входящие в информационную систему;

  1. 17) владелец сайта в сети "Интернет" - лицо, самостоятельно и по своему усмотрению определяющее порядок использования сайта в сети "Интернет", в том числе порядок размещения информации на таком сайте;
  2. 18) провайдер хостинга - лицо, оказывающее услуги по предоставлению вычислительной мощности для размещения информации в информационной системе, постоянно подключенной к сети "Интернет".";
    1. 2) дополнить статьей 151 следующего содержания:

"Статья 151. Единый реестр доменных имен, указателей                       страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых   адресов, позволяющих идентифицировать  сайты 

  в сети "Интернет", содержащие информацию,    распространение которой  в Российской Федерации   запрещено


1. В целях ограничения доступа к сайтам в сети "Интернет", содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система "Единый реестр доменных имен,  указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено" (далее - реестр).

2. В реестр включаются:

1) доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети "Интернет", содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено;

2) сетевые адреса, позволяющие идентифицировать  сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

3. Создание, формирование и ведение реестра осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

4. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи,  в порядке и в соответствии с критериями, которые определяются Правительством Российской Федерации, может привлечь к формированию и ведению реестра оператора реестра - организацию, зарегистрированную на территории Российской Федерации.

5. Основаниями для включения в реестр сведений, указанных              в части  2 настоящей статьи, являются:

1) решения уполномоченных Правительством Российской Федерации федеральных органов исполнительной власти, принятые в соответствии с их компетенцией в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в отношении  распространяемых посредством сети  "Интернет": 

а) материалов с порнографическими изображениями несовершеннолетних и (или) объявлений о привлечении несовершеннолетних в качестве исполнителей для участия в зрелищных мероприятиях порнографического характера;

б) информации о способах, методах разработки, изготовления и использования наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, местах приобретения таких средств, веществ и их прекурсоров, о способах и местах культивирования наркосодержащих растений;

в) информации о способах совершения самоубийства, а также призывов к совершению самоубийства;

2) вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

6. Решение о включении в реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, может быть обжаловано владельцем сайта в сети "Интернет", провайдером хостинга, оператором связи, оказывающим услуги по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в суд в течение трех месяцев со дня принятия такого решения. 

7. В течение суток с момента получения от оператора реестра уведомления о включении доменного имени и (или) указателя страницы сайта в сети "Интернет" в реестр провайдер хостинга обязан проинформировать об этом обслуживаемого им владельца сайта в сети "Интернет" и уведомить его о необходимости незамедлительного удаления интернет-страницы, содержащей информацию, распространение которой в  Российской Федерации запрещено.

8. В течение суток с момента получения от провайдера хостинга уведомления о включении доменного имени и (или) указателя страницы сайта в сети "Интернет" в реестр владелец сайта в сети "Интернет" обязан удалить интернет-страницу, содержащую информацию, распространение   которой   в   Российской   Федерации     запрещено. В случае отказа или бездействия владельца сайта в сети "Интернет" провайдер хостинга обязан ограничить доступ к такому сайту в сети "Интернет" в течение суток. 

9. В случае непринятия провайдером хостинга и (или) владельцем сайта в сети "Интернет" мер, указанных в частях 7 и 8 настоящей статьи, сетевой адрес, позволяющий  идентифицировать  сайт в сети "Интернет", содержащий информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, включается в реестр.

10. В течение суток с момента включения в реестр сетевого адреса, позволяющего идентифицировать  сайт  в сети "Интернет", содержащий информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, оператор связи, оказывающий услуги по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", обязан ограничить доступ к такому сайту в сети "Интернет". 

11. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, или привлеченный им в соответствии с частью 4 настоящей статьи оператор реестра исключает из реестра доменное имя, указатель страницы сайта в сети "Интернет" или сетевой адрес, позволяющий идентифицировать  сайт в сети "Интернет", на основании обращения владельца сайта в сети "Интернет", провайдера хостинга или оператора связи, оказывающего услуги по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", не позднее чем в течение трех дней со дня  такого обращения после принятия мер по удалению информации, распространение которой в Российской Федерации запрещено, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об отмене решения уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти о включении в реестр доменного имени, указателя страницы сайта в сети "Интернет" или сетевого адреса, позволяющего идентифицировать сайт  в сети "Интернет".

12. Порядок взаимодействия оператора реестра с  провайдером хостинга  и  порядок получения доступа к содержащейся в реестре информации оператором связи, оказывающим услуги по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.".

Статья 4

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением статей 2 и 3 настоящего Федерального закона. 


2. Статьи 2 и 3 настоящего Федерального закона вступают в силу  с           1 ноября 2012 года.


Президент 

Российской Федерации                                                                           В.Путин