Реклама на сайте

Наши партнеры:

Ежедневный журнал Портал Credo.Ru Сайт Сергея Григорьянца

Agentura.Ru - Спецслужбы под контролем

© Agentura.Ru, 2000-2013 гг. Пишите нам  Пишите нам

Новые инициативы по «прослушке»

Андрей Солдатов /Опубликовано в "Новой газете"/

В Госдуму внесены поправки к закону «Об оперативно-розыскной деятельности». Законопроект, подготовленный Виктором Илюхиным и Геннадием Гудковым, расширяет круг лиц, телефоннные разговоры которых могут быть поставлены на контроль.

-----------------------------------------------------------

Федеральный закон О внесении изменений в статьи 2 и 8 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» /Внесен в Госдуму 30 марта 2007 года./

Внести в Федеральный закон от 12 августа 1995 года № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 33, ст. 3349; 1999, № 2, ст. 233; 2001, № 13, ст.1140; 2005, № 49, ст. 5128) следующие изменения:

<…>

2) часть 4 статьи 8 изложить в следующей редакции:

«Прослушивание телефонных и иных переговоров допускается только в отношении лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении тяжких или особо тяжких преступлений, а также лиц, которые могут располагать сведениями об указанных преступлениях, и лиц, скрывающихся от уголовного преследования или уклоняющихся от уголовного наказания. Фонограммы, полученные в результате прослушивания телефонных и иных переговоров, хранятся в опечатанном виде в условиях, исключающих возможность их прослушивания и тиражирования посторонними лицами».

-----------------------------------------------------------

На самом деле предложенные поправки, несмотря на поднявшуюся шумиху, вряд ли представляют большую опасность для частной жизни граждан. Скорее, они изменят тарифы на незаконное прослушивание телефонов.

Коммерческие услуги по прослушке сегодня, как правило, замыкаются на правоохранительные органы или спецслужбы — шифрование мобильных разговоров находится на таком уровне, что частные команды и разнообразные ЧОПы не могут их перехватывать.

Схема проста — коррумпированный сотрудник вписывает в план оперативных мероприятий по конкретному уголовному делу левые телефонные номера и обращается к судье за санкцией. Тот выдает разрешение, не особенно вникая в текст бумаги.

В последнее время тарифы на подобные услуги постоянно росли, чему способствовала кампания по борьбе с утечками, которую развернула Генеральная прокуратура. Если до лета прошлого года недельное прослушивание мобильного стоило от 7 до 12 тыс. евро, то теперь — от 12 тыс. (в случае, если результаты предоставляются на бумаге) до 17 тыс. евро (на электронных носителях).

Законодательное увеличение категорий граждан, в отношении которых может вестись прослушивание, по идее должно облегчить жизнь работающим налево операм. Однако наши эксперты сомневаются, что поправки приведут к мгновенному снижению цен. Дело в том, что в настоящее время узким местом является не юридическая процедура — то же судебное решение и надзор за следствием, а технические возможности (к примеру, 100 секунд перехвата «весят» около 1 мегабайта). Оперативникам, даже когда речь идет о вопросах национальной безопасности, часто приходится ждать своей очереди на прослушку.

В любом случае поправки Илюхина—Гудкова пока еще не выводят Россию в лидеры по внедрению «большого брата». Нам повезло, российская схема выдачи ордеров на прослушку больше похожа на американскую, чем, к примеру, на британскую.

В США, как и в России, для прослушивания необходим судебный ордер, подписанный федеральным окружным судьей. Его получение регулируется двумя законами – Актом об электронных коммуникациях и так называемым FISA (Foreign Intelligence Surveillance Act) – Актом 1978 года по наблюдению за иностранной разведдеятельностью.

Согласно Акту об электронных коммуникациях, судья подписывает ордер на прослушку по запросу от высшего чиновника департамента юстиции. По FISA, судьи должны действовать в рамках специального Суда FISA, выдавая ордера по запросу от генерального прокурора.

По Акту об электронных коммуникациях судебные ордера выдаются в случае:

  • Есть вероятная причина считать, что это лицо человек осуществило, или осуществляет, или планирует одно из серьезных федеральных преступлений, относительно которых может быть разрешен ордер на прослушку;
  • Есть вероятная причина полагать, что связи, касающиеся преступления, могут быть установлены через перехват;
  • доказано, что альтернативные процедуры, вероятно, окажутся бесполезными или слишком опасными. Суд разрешает прослушку по акту FISA в случаях, когда:
  • Президент дал добро генпрокурору на запрос;
  • Генпрокурор одобрил запрос от офицера федерального агентства;
  • Есть вероятность, что эти коммуникации могут быть использованы иностранной разведкой или их агентами;
  • Есть вероятность, что цель - это иностранная разведка или ее агент (это понятие включает в себя международные террористические организации); исключая американских граждан, чьи права на частную жизнь защищены Первой поправкой. Последнее ограничение было временно снято «Патриотическим актом», принятым после терактов 11 сентября. Это и стало причиной скандала 2005 года вокруг массовой прослушки американцев со стороны Агентства нацбезопасности. Дело в том, что Джордж Буш разрешил слушать американцев даже без санкции суда FISA, утверждая, что суд работает слишком долго. На самом деле c 1979 года суд FISA удовлетворил десятки тысяч запросов на подслушивание, отклонив всего четыре.

    В США судебные ордера по закону об электронных коммуникациях выпускаются не более чем на 30 дней, с возможностью продления еще на 30 дней. Судебные ордера по FISA могут выдаваться от 90 дней до одного года, с возможностью их продления. При этом каждые десять дней следствие обязано информировать судью о ходе прослушивания, который может счесть полученные данные достаточными для прекращения мероприятия.

    В Великобритании прослушку санкционирует не судья, а госсекретарь - по запросу от руководства спецслужб или правоохранительных органов. Санкция выдается:

  • В интересах национальной безопасности;
  • В целях предотвращения или обнаружения серьезного преступления;
  • Для защиты экономических интересов Великобритании от действий или намерений персоналий за пределами британских островов; или
  • В рамках международных соглашений, цель которых эквивалентна предотвращению или обнаружению серьезного преступления.

    Британский ордер на прослушку выпускается на срок до трех месяцев. Для ордеров, нужных для предотвращения серьезных преступлений, это срок может быть продлен на еще три месяца, а разрешения, выпущенные для случаев, связанных с национальной или экономической безопасностью, могут быть возобновлены еще на шесть месяцев. Срочные ордера действительны в течение пяти рабочих дней, и могут быть продлены госсекретарем. Изменения телефонных номеров в разрешениях не меняют даты их истечения (кроме срочных случаев, когда смена номера дает еще пять дней).

    Таким образом, либеральный для спецслужб и полиции характер выдачи ордеров в Британии осложняется лишь тем, что необходима личная подпись госсекретаря, который является не последним звеном в государственной машине страны, и заинтересовать его нелегко.