Реклама на сайте

Наши партнеры:

Ежедневный журнал Портал Credo.Ru Сайт Сергея Григорьянца

Agentura.Ru - Спецслужбы под контролем

© Agentura.Ru, 2000-2013 гг. Пишите нам  Пишите нам

Антикризисный пакет Кремля: технологии слежки

Ирина Бороган

Мы продолжаем совместный проект «Eжедневного журнала» и портала Agentura.ru, посвященный анализу государственной кампании по борьбе с экстремизмом, которая позволяет властям многократно увеличивать свои возможности контроля над законопослушными гражданами. В прошлой статье мы писали о том, как МВД создает «черные» списки и отслеживает передвижения попавших в них людей. Однако «сторожевой контроль» — лишь часть программы тотальной слежки. Внедряемые сегодня в России программы электронного наблюдения за поведением групп и отдельных личностей значительно шире.

Записан каждый ход

Внедрение всероссийской системы наблюдения и контроля началось с сентября 2005 года, когда Путин подписал поручение ПР-1564 о создании государственной системы профилактики правонарушений. На основании этого поручения в городах России стали создаваться комплексы «Безопасный город», и к настоящему моменту они уже действуют в 53 субъектах Федерации.

В июне 2007 года Путин проинспектировал такой центр в Ростове-на-Дону, где ему сообщили, что в рамках программы в городе установлены 138 камер — на вокзалах, стадионах, улицах и площадях, в парках, кинотеатрах, в спальных районах и при въездах в город. Качество передачи изображения позволяет не только распознавать номера автомобилей (комплекс «Поток»), но идентифицировать людей (система распознавания лиц в толпе «фейсконтроль»). То, что не попало в поле зрения камер, фиксирует дирижабль «Око-1», который с высоты 200-300 метров может вести видеонаблюдение, с помощью высокоточной оптики распознавая лица людей и номера машин.

За каждым оператором Ситуационного центра (СЦ) закреплен свой участок города, они имеют доступ к местным и федеральным базам данных. Высокому гостю даже показали в режиме on-line на множестве мониторов (именуемых в МВД «видеостеной»), как сотрудники милиции задерживают хулиганов и догоняют виновника ДТП, скрывшегося с места происшествия. Провозглашается, что главная задача программы «Безопасной город» — снижение преступности, однако никто не скрывает, что ее будут использовать и для контроля за населением.

Так, Чебоксарское городское собрание, утвердив программу «Безопасный город» на 2009-2010 годы, отметило, что ожидаемым результатом станет «обеспечение общественного порядка во время передвижения кризисных групп (спортивных фанатов, экстремистских молодежных и иных группировок)», причем одна из составляющих программы — это система видеоконтроля за оперативной обстановкой в «местах массового сосредоточения граждан», которая обладает возможностями идентификации личности по биометрическим данным.

Впервые возможности СЦ не для борьбы с преступниками, а против общественно активных граждан были использованы летом 2006 года во время саммита «Большой восьмерки» в Санкт-Петербурге. Городской СЦ, достроенный как раз к саммиту, получал информацию через новейшие системы наблюдения, кроме того, для него разработали электронную сеть управления нарядами милиции и внутренних войск (а в охране мероприятия задействовали 200 тысяч милиционеров).

Результат известен: почти все протестные выступления были сорваны, 500 общественных активистов со всей страны задержаны, многие еще на подступах к городу. Однако незаметно, чтобы за минувшие три года Питер стал более безопасным городом или вообще безопасным городом.

Между тем, сама по себе система наблюдения не слишком эффективна, если она не сопряжена с базами данных. И в Кремле это прекрасно понимают.

Интерактивное досье

В том же 2005 году, когда в России начали внедрять «Безопасный город», параллельно была запущена еще одна программа — создание мегабазы МВД, известной как «Единая информационно-телекоммуникационная система» (ЕИТКС). Ее цель — интегрировать все милицейские базы данных местного и федерального уровня в единую систему, так чтобы доступ к ним имелся в каждом районном отделе. Проект должен быть завершен к 2011 году, и к настоящему моменту многое уже сделано. Согласно отчету начальника управления организационно-методического обеспечения этой программы полковника Бердника, с 2005 по 2008 год создана основа транспортной сети связи и передачи данных, охватывающая 152 подразделения уровня МВД России, 1067 подразделений уровня МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации, 910 — уровня РОВД областного центра, 1250 районных ОВД. Базу также объединили с телекоммуникационной системой Внутренних войск МВД, обеспечив доступ милиционеров к «публичным и специальным федеральным информационно-телекоммуникационным системам».

Таким образом, у МВД стало больше информации не только о преступниках, но и об обычных гражданах. Например, к 2006 году федеральные и региональные автоматизированные банки данных дактилоскопической информации (АДИС) составляли около 32 миллионов дактилокарт. После проведенной модернизации в 2008 году их количество превысило 71 миллион.

Понятно, что такого количества уголовников в России нет, зато последние несколько лет почти всех задержанных на митингах граждан в отделениях милиции фотографируют и снимают с них отпечатки пальцев. Как утверждают в МВД, в 2009 году новые технологические разработки позволят сотрудникам ОВД «с помощью специальных комплексов проводить оперативные проверки личности по 1-2 отпечаткам пальцев в режиме реального времени и получать ответы по типу «да — нет» с приведением текстовой информации на проверяемое лицо, в случае нахождения его в АДИС».

Разработчики утверждают, что после завершения проекта ЕИТКС доступ к этой мегабазе получат сотрудники более 4-х тысяч ОВД через автоматизированные рабочие места. Эти терминалы сейчас устанавливаются в дежурных частях, в комнатах разбора с задержанными, в следственно-оперативных группах, подразделениях оперативно-розыскной информации, паспортно-визовой службы, Госавтоинспекции, экспертно-криминалистических центров и даже опорных пунктах общественного порядка. (Для сравнения: еще недавно оперу, чтобы «пробить» по учетам подозреваемого, надо было обращаться в ОРО и ждать, пока обслужат его запрос.)

Конечная идея развития всех этих программ — создать единое информационное пространство, где оперативник, имеющий допуск, получит мгновенный доступ ко всем видам информации о человеке (аудио-, видео-, фото-, дактилоскопической, биометрической и текстовой). Таким образом, можно будет быстро получить интерактивное досье на человека в любой точке страны, идентифицировав его по любому признаку.

****

Как можно использовать все эти возможности против активистов общественных движений, достаточно очевидно: маршруты собирающихся на митинг в любом российском городе граждан отслеживаются видеокамерами, их лидеры идентифицируются с помощью мгновенного сличения изображения с базами данных, а информация передается мобильным группам МВД для дальнейших действий. Те, кто все же доберется до места проведения митинга или шествия, попадут под наблюдение не только оперативников в штатском, но и камер дирижабля, управляемого из припаркованного за углом «Камаза» (именно так работает система управления «Око-1»). Кроме того, те иногородние участники, кто сможет уйти с митинга на квартиры знакомых, будут отловлены местными участковыми, которые с помощью информации из мегабазы, смогут установить круг контактов «объекта» в конкретном городе.

Финансовый кризис и бюджетный дефицит не заставил российские власти приостановить внедрение программ слежения и мониторинга. Деятельность в этом направлении только активизировалась. В конце 2008 года был создан Ситуационный центр МВД и ФМС по мониторингу состояния дел в социальных сферах и сфере миграции. Цель — отслеживать возникновение очагов социальной напряженности. Как сообщил в феврале первый замминистра МВД Михаил Суходольский, в этот центр стекается информация из 120 региональных Ситуационных центров.

Эффективность всех этих систем наблюдения и контроля в деле обеспечения безопасности — большой вопрос: повсеместная установка камер видеонаблюдения CCTV в Великобритании не снизила уровень преступности, так как преступник при желании знает, как их обойти. В то же время эта система может быть очень эффективна для идентификации и контроля тех, кто не скрывает свои лица, участвуя в публичной деятельности.

Опубликовано в "Ежедневном журнале" 9.06.2009