Реклама на сайте

Наши партнеры:

Ежедневный журнал Портал Credo.Ru Сайт Сергея Григорьянца

Agentura.Ru - Спецслужбы под контролем

© Agentura.Ru, 2000-2013 гг. Пишите нам  Пишите нам

Государство поможет торговым сетям следить за покупателями

Ирина Бороган

В сборе данных о гражданах заинтересовано не только государство, но и корпорации. Конечно, цели у них разные: государство стремится контролировать поведение людей, а компании хотят контролировать потребление, чтобы повышать продажи и точечно рекламировать свои услуги. Однако они могут объединяться и эффективно сотрудничать в сборе информации о гражданах. Например, чудо-магазины будущего, которые пообещал нам глава «Роснано» Анатолий Чубайс, смогут собирать сведения о гражданах и их предпочтениях с помощью миллиардов микрочипов с антеннами.

В производство чипов-шпионов, которыми будут помечать все товары в магазинах, государство намерено вложить миллиарды рублей.

На состоявшемся недавно международном форуме по нанотехнологиям Анатолий Чубайс рассказал о планах по развертыванию в ближайшие 3-5 лет сети «умных» магазинов по всей стране.

Глава «Роснано» пояснил, что имеется в виду торговля, основанная на использовании ID-карточек, заменяющих паспорт и дающих возможность совершать коммерческие сделки, и технологии RFID, которая отслеживает передвижение товара с полки до выхода из магазина и позволяет обойтись без кассира.

Обкатка этой технологии в 2012 году, по словам Чубайса, приведет к прорыву по всей стране. По оценкам «Роснано», только производство ID-карточек оценивается в 1,3 млрд. долларов в год, а рынок считывающих устройств и «умных» полок в магазине — ещe в 7,5 млрд. долларов.

Технология

Технологию RFID (радиочастной идентификации) около 10 лет назад начали применять в супермаркетах Европы и Америки и сразу же столкнулись с проблемами вторжения в частную жизнь граждан.

RFID – это метод автоматической идентификации объектов, который с помощью радиосигнала считывает данные, хранящиеся в специальных метках. Проще говоря, для работы системы необходим микрочип с антенной, куда записана информация, и считывающее устройство.

Расстояние, с которого можно считывать информацию с метки, спрятанной в товаре или под упаковкой – до 100 метров. Именно это и привлекает торговые сети: расположив считыватели повсюду, они могут следить за перемещением товара со склада до выхода из магазина.

Чип размером 1 кв. см может хранить до 1000 байт информации, помимо открытых данных, метка может содержать скрытые закладки. Данные считываются за секунду или даже быстрее, для этого метке достаточно лишь попасть в зону регистрации считывателя, то есть информация может быть считана даже при движении на скорости. RFID-метка очень прочная, может хранить записанные на ней данные более 10 лет. Промышленные считыватели могут одновременно снимать информацию с более тысячи меток в секунду.

Естественно, что такая технология была изобретена в военных и разведывательных целях, а вовсе не для торговли, и, как видно, свои первоначальные возможности она сохранила. Поэтому широкое использование этой технологии в розничной торговле, общественном транспорте и кредитных картах вызывает протесты во всем мире.

Протесты

Самые большие опасения связаны с вторжением в частную жизнь покупателей через несанкционированный сбор данных. Понятно, что информация о ваших покупках в супермаркете за месяц полностью раскрывает ваш образ жизни, вредные привычки и даже некоторые болезни (например, алкоголизм). Ваши пристрастия в выборе нижнего белья и обуви, размер вашей одежды и то, как он меняется со временем – все это становится достоянием торговых сетей.

Кроме этого, технология RFID предоставляет возможность слежки за передвижениями человека, купившего помеченный маркером товар, не только на территории магазина, но и везде, где есть считыватели, поскольку в метках на большинстве товаров сигнал не зашифровывается, как это делается в банковских картах. А считыватели, также как метки, продаются совершенно свободно.

На Западе активисты, защищающие права потребителей, обнаруживали чипы, вмонтированные в новую обувь, при этом покупатель не знал о том, что будет годами носить на себе чип-шпион. (Теоретически слежки за пределами торгового центра можно избежать, если на выходе будет работать деактиватор, но почему-то его всегда нет или он ломается.)

Новый прекрасный мир

В январе 2004 года «магазин будущего» компании METRO в городе Рейнберге посетила группа активистов во главе с Катрин Альбрехт, основателем организации C.A.S.P.I.A.N. (потребители против вторжения супермаркетов в частную жизнь).

Магазин действительно представляет собой чудо современной торговли, где электронный гид помогает сориентироваться покупателю, когда товар прикладывают к терминалу, электронные ценники указывают его стоимость и характеристики, кассиров нет и т.д. Все в точности, как обещает Анатолий Чубайс.

Катрин выдали тележку для продуктов, к ней было прикреплено что-то вроде мини-компьютера, оснащенного GPS и считывателем, который активировался картой покупателя. В магазине его называют «личный помощник покупателя». Сотрудники магазина подтвердили Катрин, что после того, как миникомпьютер, прикрепленный к тележке, активирован, маршрут покупателя отслеживается системой магазина. Впоследствии Катрин узнала, что помимо этого покупки в корзине также могут отслеживаться системой и анализироваться для того, чтобы предложить покупателю новый товар. Например, если кто-то купил чипсы, мини-компьютер предложит ему бутылку Coca-Cola.

При этом станция деактивации PFID-меток на выходе не работала. На следующий день Катрин обнаружила в карте покупателя, выданной ей в магазине, спрятанный RFID-чип, о котором администрация не предупредила, хотя по правилам должна была это сделать.

Прорыв по всей стране?

Судя по тем предложениям, которые выдвинул глава «Роснано», наше государство решило пойти даже дальше, чем пошли в Европе, и упростить процесс идентификации личности для торговых сетей. В Европе для того, чтобы установить личность покупателя, сетям часто приходится хитрить, предлагая использовать при оплате скидочные карты, или совмещать покупку с данными кредитки.

Чубайс, предложив использовать ID-карты, избавил торговые компании от дополнительных ухищрений. Насколько можно понять, под ID-картой Чубайс имел в виду универсальную электронную карту, которую государство в ближайшие годы намерено выдать каждому россиянину. Она будет содержать не только паспортные данные человека, но и номера в пенсионной и медицинской системе страхования, информацию о льготах и банковских счетах.

При этом стоит учитывать, что владельцы корпоративных баз данных имеют странное свойство обмениваться информацией между собой и с государством. Использование такого рода информации может быть эффективней банального компромата: например, страховые компании будут рады узнать о количестве покупаемого в месяц алкоголя при расчете медицинской страховки, и эти данные будут так же интересны вашим потенциальным работодателям. Кроме того, чипы RFID применяются на транспорте (московский метрополитен уже использует эту технологию), что позволяет отслеживать передвижения человека без бригад наружного наблюдения.

«Мы считаем новую технологию реальностью в режиме 3-5 лет и сделаем все, чтобы эта реальность стала возможной в нашей стране», — заявил Чубайс 3 ноября на международном форуме по нанотехнологиям.

И в этом мало кто сомневается. Крупнейшая в России розничная сеть X5 Retail Group, владеющая магазинами «Пятерочка», «Карусель» и «Перекресток», концерн «Ситроникс», выпускающий микрочипы, и «Роснано» уже почти договорились о запуске программы «умных магазинов». Первый такой магазин, пообещал Чубайс, откроется в 2012 году.

Особый энтузиазм у него вызвал тот факт, что объем производства RFID-меток достигнет нескольких миллиардов штук, и тогда цену этих меток удастся снизить втрое, что «даст прорыв по всей стране».

Насчет прорыва в стране, где во всей Сибири газифицировано всего лишь 5.1% хозяйств, ясно не все, но для розничных сетей и заводов, выпускающих чипы-шпионы, это действительно прорыв в получении государственных инвестиций. Таким образом, Россия станет, наверное, первой страной в мире, где государство поддерживает суперприбыльные розничные сети да еще считает оптимизацию торговли своей задачей.

Agentura.Ru 13.11.2010, опубликовано в "Ежедневном журнале"