Реклама на сайте

Наши партнеры:

Ежедневный журнал Портал Credo.Ru Сайт Сергея Григорьянца

Agentura.Ru - Спецслужбы под контролем

© Agentura.Ru, 2000-2013 гг. Пишите нам  Пишите нам

Разведданные: пора делиться

Андрей Солдатов / опубликовано в журнале "Большая политика" №1/

Сегодня террористы часто планируют атаку по одной стране на территории другого государства. Именно так готовились все крупнейшие теракты последних лет, включая 11 сентября и взрывы в Мадриде. Мировые спецслужбы столкнулись с новым врагом в лице мобильных групп террористов, имеющих легальную базу, например, в Германии, которую они используют для планирования атаки против США. В такой ситуации быстрый обмен разведданными между государствами просто необходим, ведь счет нередко идет на часы.

Несмотря на это,  к середине 2005 года выяснилось, что ни одна страна в мире не готова к созданию глобальной системы обмена разведданными. Выбирая партнеров, каждое государство исходило из самых разных соображений, в основном политического характера, пренебрегая простым здравым смыслом.

В результате США и Великобритания для обмена развединформацией решили воспроизвести структуру, которая была создана после Второй мировой войны для глобальной сети радиошпионажа. А в качестве союзников они выбрали Новую Зеландию, но не Германию или Францию. Кроме того, англоязычный мир приложил все силы для того, чтобы Европа оказалась в стороне от этой сети, задушив в зародыше попытки создать единые европейские спецслужбы. Россия, сделав ставку на оставшуюся с 90-х гг. призрачную систему сотрудничества со спецслужбами СНГ, осталась в самоизоляции.

Англосаксонская ось

Весной 2003 года президент США Джордж Буш анонсировал создание Центра сбора информации о террористической угрозе - Terrorist Threat Integration Center (TTIC). Центр, в состав которого вошли сотрудники ЦРУ, ФБР, Пентагона и Министерства внутренней безопасности, должен был заниматься анализом и прогнозированием террористических угроз. Но сразу стало понятно, что без получения информации от спецслужб других государств прогнозировать угрозы невозможно.

В результате в июне 2004 года США, Великобритания и Австралия объявили о создании глобальной антитеррористической сети, состоящей из трех центров: американского Terrorist Threat Integration Center (в декабре 2004 года его заменил Национальный контртеррористический центр - NCTC), британского The Joint Terrorism Analysis Centre (создан в июне 2003-го) и австралийского National Threat Assessment Centre (создан в октябре 2003 г). Вскоре сеть была расширена: в октябре 2004 года подобный центр открыли в Канаде, а в декабре 2004 года - в Новой Зеландии.

Так была создана структура, которая полностью повторяла систему глобального радиошпионажа ECHELON. Напомним, что во время Второй мировой войны было налажено тесное сотрудничество между разведками пяти англосаксонских стран - США, Великобританией и ее бывшими колониями: Новой Зеландией, Австралией и Канадой. После войны между этими странами было подписано соглашение, в рамках которого на территории пяти стран были созданы центры радиоперехвата, и таким образом появилась глобальная сеть ECHELON. Эта сеть радиошпионажа была предназначена для шпионажа за странами Восточного блока. Однако после окончания Холодной войны сеть не распалась, а была перепрофилирована: в 90-е новым объектом стали страны Евросоюза, но уже для экономического шпионажа. Кстати, скандал вокруг ECHELON до сих остается одной из главных причин недоверия между англоязычными и европейскими спецслужбами.

Тем временем для англоязычных стран борьба с терроризмом стала просто очередным поводом для укрепления старой дружбы.

Диверсия в Европе

Получив структуру борьбы с терроризмом от ECHELON, англоязычные страны унаследовали и недоверие к Европе. Более того, несмотря на декларируемые лозунги о всемирной борьбе с терроризмом, члены англосаксонской сети всеми силами противятся созданию европейской сети. Единственный шанс для Европы был в создании единых европейских спецслужб, но и его уничтожили с помощью Великобритании -- единственного члена Евросоюза из анлосаксонской пятерки.

В сентябре 2001 года на заседании министров юстиции и внутренних дел стран-членов ЕС в Брюсселе Великобритания выступила инициатором расширения полномочий Единой Европейской полиции - Европола - в борьбе с терроризмом.

Предложение Великобритании фактически стало ответом на доклад Европарламента о том, что Европейскому Союзу потребуется создать свои собственные спецслужбы, которые обеспечивали бы реализацию планов ЕС по формированию сил быстрого реагирования. Этот доклад был подготовлен по итогам проведенных Европарламентом расследований в связи с использованием Агентством национальной безопасности США системы электронного шпионажа ECHELON. Причем в докладе Европарламент предупредил Лондон о том, что Великобритания из-за участия в европейской интеграции не сможет дальше участвовать в совместной с США, Канадой, Новой Зеландией и Австралией системе взаимодействия спецслужб, а оказывая содействие США в ведении электронного прослушивания в Европе, тем самым нарушает пункт 8 Европейской конвенции по правам человека.

Однако Великобритания предпочла сохранить союзников по Эшелону. Вместо единых спецслужб Европы Лондон предпринял отвлекающий маневр, предложив усилить Европол. Так на несколько лет была похоронена идея общих европейских спецслужб.

Однако спустя три года степень координации спецслужб внутри ЕС в борьбе с террором опять заинтересовала Еврсоюз. Сразу после мадридских терактов в марте 2004 года Австрия предложила создать единую европейскую спецслужбу по борьбе с террором.

Однако пять крупнейших стран Европы - Великобритания, Франция, Германия, Испания и Италия отвергли эту идею. Дело в том, что за два месяца до этого, 17 февраля 2004 года министры внутренних дел Франции, Германии, Испании и Италии договорились о созданиии коллективной системы безопасности своих стран. Великобритания просто присоедилась к списку "сепаратистов", а  председательствующая тогда в ЕС Ирландия поспешила напомнить об уже имеющем место наличии такого органа - Европоле, работа которого по сути как раз и выполняет все те функции.

Был найден компромисс - создан пост координатора по борьбе с терроризмом ЕС. Однако по мнению экспертов Европейского стратегического центра по разведке и безопасности (ESISC), средства, которые координатор (на эту должность был назначен бывший министр внутренних дел Голландии Гийс де Вриес) получил в свое распоряжение, смехотворны и его миссия носит символический характер.

В октябре 2004 года Европейская комиссия постановила создать специальный кризисный центр для борьбы с проявлениями международного терроризма в Европе. Однако впоследствии оказалось, что это был лишь очередной образец бюрократического абсурда громоздких структур ЕС, так как постановление комиссии не содержало в себе положений по поводу финансирования и персонала новой структуры.

В результате Европа так и не решила проблему слабой координации спецслужбами разных стран. В том числе благодаря давлению Великобритании, на первое место в этой борьбе вышла Единая Европейская полиция Европол, которая спецслужбой не является, а является скорее информационным бюро. Кроме того, как и во многих органах ЕС, назначение руководителя Европола превращается в бесконечный торг между ведущими странами ЕС. Например, нынешний шеф Европола Макс-Петер Ратцель был назначен на этот пост только спустя девять месяцев переговоров.

Система "второго сорта"

Между тем, США и союзники не могли совершенно пренебречь странами, которые не заслужили членства в глобальной сети. Для этого был придумана другая стратегия.

18 ноября 2005 года Washington Post опубликовала материал о том, что ЦРУ располагает сетью совместных контртеррористических разведывательных центров (Counterterrorist Intelligence Centers - CTICs) в более чем 20-ти странах. Газета утверждала, что эти центры находятся в Европе, на Ближнем Востоке и Азии.

Вся информация об этих центрах засекречена, но известно, что еще в июле 2005 года появлялась информация об одном из таких центров, расположенном в Париже. Тогда Washington Post утверждала, что во французской столице с 2002 года действует секретный разведцентр под кодовым названием "База Альянс", учрежденный совместно ЦРУ и французской разведкой DGSE. Центр возглавляет генерал французских спецслужб, но его деятельность финансируется, главным образом, контртеррористическим отделом ЦРУ. Сотрудники базы не только обмениваются информацией со своими коллегами, но и совместно планируют тайные операции. Кроме французов и американцев, на "Базе Альянс" также работают офицеры спецслужб из Великобритании, Германии, Канады и Австралии.

Очевидно, что создание таких центров является одним из компонентов новой стратегии ЦРУ, которая включает в себя и создание тайных тюрем за пределами США. Между тем, в самом ЦРУ уверены, что этот скандал европейцами подогревается не случайно. Там утверждают, что в ближайшее время ЕС создаст собственную внешнюю разведку (об этом свидетельствует, например, создание сети собственных спутников-шпионов, так называемой "Системы глобального мониторинга окружающей среды и безопасности" (GMES), которая должна быть запущена к 2010 году. И скандал вокруг тюрем подогревается для того, чтобы очистить Европу от присутствия ЦРУ.

Россия: учения вместо разведданных

Мы пока полностью выключены из этих схем. Ведь Россия тоже строит  свою систему союзников по борьбе с терроризмом не из соображений целесообразности, а по политическим мотивам. 

В СНГ за обмен разведданными, связанными с терроризмом, отвечает Антитеррористический центр (АТЦ) СНГ, созданный в 2000 году по инициативе ФСБ. Им руководит генерал ФСБ Борис Мыльников, то есть он полностью подконтролен  Кремлю.

За собственно обмен информацией отвечают координационно-оперативный отдел и отдел ситуационного анализа и мониторинга угроз АТЦ.

Технологической базой для обмена разведданными должен быть Объединенный банк данных (ОБД СНГ). Центральное звено банка, естественно, находится в ФСБ. Правда, степень готовности ОБД к работе неизвестна, так как система создается с 1996 года с многолетними проблемами в финансировании. Также неизвестно, когда начнутся работы по созданию объединенного банка данных на террористов, соглашение о формировании которого было подписано в мае 2005 года.

Между тем, страны СНГ точно также, как и Россия, воспринимают участие в деятельности АТЦ как политический, а не технологический вопрос. В результате до последнего времени (точнее, до андижанских событий) узбекские спецслужбы, например, отказывались участвовать в деятельности Антитеррористического центра. Любопытно, кстати, какую именно секретную информацию (а разведданные по определению секретны) готовы "загрузить" сегодня в ОБД СНГ грузинские спецслужбы.

Пока же активность АТЦ в основном выражается в проведении совместных учений где-нибудь в Киргизии или Таджикистане. Такие учения, конечно, демонстрируют военную мощь России, но не имеют никакого отношения к предотвращению терактов.

Смотри также на "Агентуре":