Реклама на сайте

Наши партнеры:

Ежедневный журнал Портал Credo.Ru Сайт Сергея Григорьянца

Agentura.Ru - Спецслужбы под контролем

© Agentura.Ru, 2000-2013 гг. Пишите нам  Пишите нам

Ловцы душ

Андрей Солдатов / 03.02.2003 Версия /

  


Григорианский Университет

"Вы автор материала "Зачем папе большие уши"? В таком случае вам мы ничего комментировать не будем. Это принципиальная позиция", - даже польский акцент не смягчил железную ноту в голосе одного из функционеров папской нунциатуры в России.

Этот разговор состоялся в апреле прошлого года, когда я готовил второй материал о деятельности разведки Ватикана в нашей стране. Именно в это время против российских католиков ополчился наш МИД, и трех ведущих католических священников выслали из страны без объяснения причин.

К сожалению, иерархи католической церкви в России расценили мою статью о Ватикане, опубликованную два года назад, как предвестницу гонений на католиков и решили почему-то, что я действовал по указке ФСБ. Поняв, что переубедить их невозможно, я стал звонить в Рим.

Оказалось, что в тот день почти все видные деятели католической церкви в России собрались в Папском Григорианском университете (Pontificia Universita Gregoriana). Там были и глава всех российских католиков Тадеуш Кондрусевич, и высланный первым из нашей страны отец Стефано Каприо. Хотя официальным поводом для встречи значилось представление первого тома Католической энциклопедии, было совершенно очевидно, что на самом деле участники встречи обсуждают кризисную ситуацию в России. Но совсем не случайно местом этой встречи был выбран университет.

Конспирология

Многие исследователи свидетельствуют, что учебные заведения занимают в папской стратегии распространения католицизма особое место. Но понять, что именно делается в стенах университетов, можно только изнутри. Поэтому мне пришлось отправиться в Рим, правда, такая возможность представилась только в октябре прошлого года.

Мой план был таков: посетить Григорианский университет, Папский Восточный институт и колледж "Руссикум", где учатся и живут студенты из России. Именно эти названия обязательно упоминаются во всех источниках советских времен, описывающих "подрывную деятельность" Ватикана.

Все советские исследователи исходят из того, что разведка в Ватикане хоть и отрицает свое существование, но есть. Только в отличие от своих "коллег" из других стран ее не интересуют, например, военные или промышленные секреты. Ватикан слишком особенное государство и в тайных операциях придерживается своего особого порядка.

Прежде всего у папы нет единого разведцентра, поэтому список ватиканских структур, которые подозревались в шпионаже, достаточно обширен:

  • Конгрегация священной канцелярии - подозревается со дня основания в 1542 году (как главный информационный центр Ватикана "разоблачен" в книге Томаса Моргана "Пост подслушивания");
  • Конгрегация восточных церквей - со дня образования в 1917 году (за тайную засылку в Советскую Россию иезуитов);
  • Бюро информации Центра информации для Бога ("Чентро информационе про Део") - подозревается в шпионаже со Второй мировой войны (создан в 1939 году, возглавил бывший католический епископ царской России Евреинов - "один из старейших деятелей Ватикана на поприще шпионажа", по утверждению книги "Тайное становится явным", выпущенной Минобороны СССР в 1960 году);
  • "Опус Деи" ("Прелатура Святого креста и дела Бога") - с 1940 годов до наших дней (за поддержку режима Франко, позднее за связи с администрацией Рейгана, а сегодня - с ФБР: брат бывшего директора агентства Луиса Фри Джон является руководителем центра "Опус Деи" в Питтсбурге);
  • орден иезуитов - во все времена.

Фактически же каждая из этих организаций в своей деятельности использовала и открытые, и тайные методы, окончательно запутывая непосвященных. В этом они преуспели: когда после Второй мировой войны сотрудникам НКВД поручили разобраться в тайных операциях Ватикана, эта задача оказалась невыполнимой.

Старательные работники органов с рвением взялись анализировать европейские газеты и журналы в поисках малейших намеков на тайные дела Ватикана. Но могли ли малограмотные чекисты понять стратегию, разработанную профессурой Ватикана?

Правда, были исключения. Например, Иосиф Григулевич, наш историк католицизма, а по совместительству резидент советской разведки в странах Латинской Америки. Однако и он утверждает, что в качестве плацдарма для работы в России Ватикан использовал Григорианский университет, Папский Восточный институт и колледж "Руссикум".

Университет был основан еще в XVI веке иезуитом Игнатием Лойолой, институт появился вскоре после 1917 года практически одновременно с "Руссикумом". После революции в Ватикане решили, что если договориться с Лениным, то можно расширить деятельность католиков в России. С вождем договориться не удалось, но центры по подготовке католических священников для СССР были созданы и функционируют и сегодня. Все три центра по традиции возглавляют иезуиты.

Григориана и другие

Папский Восточный институт и колледж "Руссикум" располагаются в одном комплексе на площади Санта Мария Маджоре. Там же находится и так называемый Русский католический храм Преподобного Антония Великого (византийско-славянский обряд). Последнее означает, что служба тут идет по православному обряду, только в конце поминается не патриарх, а Папа Римский.

В "Руссикум", как и в Папский Восточный институт, меня не пустили. В первый - недоверчивые монашки с украинским акцентом, во второй - столь же подозрительные служители.


Здание предшественника Григорианы - Колледжио Романо

  

Повезло лишь на третий раз - в Григорианском университете. Григориана находится в самом центре Рима, на площади делла Пилотта, неподалеку от президентского дворца. Нынешнее здание университета было построено в 1930 году архитектором Джулио Барлуцци по приказу Пия XI. Стоявший на этом месте женский монастырь, построенный в XVI веке, позже был разрушен, поскольку использовался в XIX веке как казарма для папской гвардии.

Именно здесь в свое время преподавал профессор Алигьеро Тонди. С 1936 по 1952 год он состоял членом ордена иезуитов и достиг поста вице-директора высшей религиозной культуры Григорианского университета, где ему было поручено изучать марксизм. В 1952 году он опубликовал в "Унита" ряд разоблачительных статей о Ватикане, а потом и целую книгу - "Тайная власть иезуитов".

Сегодня в Григориане царит самая непринужденная атмосфера. Рассевшись на университетских ступеньках, юноши болтают с девушками - в общем, можно подумать, что вы находитесь около МГУ или Бауманского университета. Правда, приглядевшись к некоторым молодым людям, вы можете заметить характерный воротник, что свидетельствует о том, что беспечный на вид юноша уже принял сан священника и вместе с ним, как полагается у католиков, обет безбрачия.

  


Открытие нового здания в 1930 году

Тут же стоит группа офицеров-карабинеров - у них сегодня диспут по юриспруденции в университете: Григориана отнюдь не замкнулась на теологии. Большинство студентов Григорианы или священники, или монахи. Но посещать занятия им разрешается в светской одежде, чем они охотно пользуются, отчего и складывается обманчивое впечатление. (Вообще-то, частенько студенты узнают о том, что кто-то принял сан, только на мессе.)

Однако Игнатий Лойола, основатель университета и ордена иезуитов, и по сей день пристально следит за всем происходящим в его вотчине. Каждый входящий в Григориану обязательно пройдет мимо его портрета, висящего над балконом.

Женщины появились в стенах университета совсем недавно: в 60-х годах прошлого века в Григориане разрешили обучаться послушницам. А около 20 лет назад в папский университет позволили поступать мирянам. Как пояснил мне здешний студент, эти послабления вышли неслучайно: уже лет двадцать католическая церковь в Европе испытывает самый настоящий кадровый голод. Популярность профессии священника падает, а церковь по-прежнему нуждается в молодых продолжателях дела. Вот и стараются привлекать молодежь разными способами, хотя бы отличным качеством образования.

Папский интернационал

Войдя впервые в папский университет, я не был до конца уверен, что посторонним здесь можно свободно находиться. И чтобы не мозолить глаза аборигенам своим явно туристским видом, я направился в самое демократичное место - студенческую столовую, тем более что табличка с указателем красовалась прямо у входа в университет. Проскочив безлюдное фойе, я оказался... честно говоря, я и сам не сразу понял, куда я попал: на саммит африканских народов или в закусочную Гарлема. Темнокожие юноши стояли в очереди за пиццей, а их жизнерадостные подруги у соседней стойки заказывали кофе. Да и галдели они явно громче, чем полагается, на мой взгляд, в папском учебном заведении.

Увидев за столиком скромного юношу европейской наружности, я немедленно присел рядышком. Парень дружелюбно кивнул мне и представился Виктором из Бельгии. Задав несколько дежурных вопросов, я спросил:

- Что здесь делают эти люди и почему их так много?

- Это студенты, - пояснил Виктор. - Ничего удивительного, в последнее время 30% студентов приезжают из Латинской Америки. - Почему?

- У нашей церкви в последнее время большие проблемы в Западной Европе. Молодые люди не хотят становиться священниками, посвящать свою жизнь церкви. В Бельгии, например, уже много лет сокращается количество священников. В Латинской Америке, напротив, влияние католичества растет, быть священником престижно. А учиться в папском университете в Риме для них просто предел мечтаний.

- А за обучение здесь надо платить? - Вообще-то надо. Мне по крайней мере приходится. Но студенты из третьих стран, как правило, не платят за учебу или вносят чисто символические суммы. Это понятно, уровень жизни там низкий и их родители никогда не смогли бы заработать столько.

- И тебя не раздражает, что тебе приходится фактически платить за них?

- Нет, наоборот, я думаю, они выведут нашу церковь на новый уровень популярности, может быть, наше будущее за ними.

Тут пришло время приобщиться к университетской кухне, и я по примеру своего собеседника заказал огромный кусок пиццы и кофе. Заплатив за это меньше двух евро (немыслимая дешевизна по римским меркам), я подумал, что будущее католической церкви в Европе не так мрачно, как видится Виктору.

За обедом мы затронули чувствительную область взаимоотношений католиков и православных. Виктор, который много лет пристально следит за всеми попытками папы наладить сотрудничество с братскими христианскими церквями по всему миру, посетовал, что с русским патриархом дело продвигается хуже всего. Со всеми православными вроде бы папа договорился - и с румынами, и с болгарами, и даже с Константинопольским патриархом (кстати, нынешний патриарх Варфоломей тоже окончил Григориану), только с греками и русскими ничего не выходит.

И буквально на следующий день я увидел успехи папской дипломатии своими глазами: два иерарха Румынской православной церкви ожидали приема у ворот Ватикана на площади Св. Петра.

Книги святых отцов

На самом деле в Григориане меня больше всего интересовала библиотека, о богатстве которой я был наслышан еще в Москве. В Риме мое любопытство подогрел один пожилой уроженец Сардинии, исследователь творчества Бродского, который сообщил, что библиотека, собранная иезуитами в университете, не имеет равных среди подобных.

Виктор охотно согласился проводить меня туда, но строгий библиотекарь у входа запретил мне, как постороннему, проходить внутрь. Оставалось лишь беспомощно глазеть сквозь стекло. Вдруг какая-то девушка обратилась ко мне: "Ты из России?" Даша, молодая, серьезная, сосредоточенная девушка в очках, оказалась соотечественницей и студенткой Григорианского университета. Узнав, что мне надо, она мгновенно уломала неприступного библиотекаря.

Стеллажи с книгами на разных языках, среди которых бесценные старинные издания богословов и философов, стоят прямо в читальном зале. И самое чудесное - чтобы получить эти книги, студенту достаточно лишь подойти к полке и протянуть руку.

Не надо заполнять никаких заявок, часами дожидаться, пока принесут заказанные книги, здесь каталог устроен прямо между стеллажами. Полное самообслуживание и доверие студентам.

Оценив мой интерес, Даша решилась показать мне зал, который не показывают посторонним. Два этажа по лестнице вверх, и там под крышей оказался фонд,

целиком посвященный российской периодике. 

Падре Ваттер, под руководством которого и велась эта работа, начал собирать газеты и журналы СССР еще в 20-х годах. Полные подшивки "Известий", "Труда", "Комсомольской правды" и даже "Красной звезды" свидетельствуют о глубоком интересе святых отцов к происходящему за "железным занавесом". Падре наблюдали и за событиями в среде русских эмигрантов - издания парижской "Русской мысли" подобраны с такой же тщательностью. Как пояснила мне Даша, в те годы отцу Ваттеру помогали человек 30 единомышленников, разделявших его интерес к России.

Правда, к концу 80-х подборки стали жиже, а российской прессы 90-х годов почти нет. В общем, это понятно: к этому времени преподобные отцы могли получать информацию о нашей стране не из газет, а самостоятельно.

Позже известный итальянский журналист Джульетто Кьеза пояснил мне, что такая систематическая работа по анализу советских открытых источников велась в годы "холодной войны" только в двух местах на планете - в Риме и Госдепе США. Правда, в Григориане она велась значительно более дешевыми средствами - тут людьми двигал энтузиазм.

Из Рима в Москву

Я долго пытался понять, что делает Даша в Григориане. Она окончила физфак МГУ - прекрасное по нашим меркам образование. Правда, оно не предполагает ответов на те вопросы, которые приходят в голову умному человеку в 20 лет. Русская православная церковь ответы на эти вопросы знает, но дает их в слишком зашифрованном виде.

В результате Даша, как и многие ее сокурсники, увлеклась католицизмом. Крестилась по католическому обряду, стала посещать лекции в католическом колледже. Вскоре Даша нашла покровителя - одного монсеньора из высшей ватиканской бюрократии. Получив лучшие рекомендации, она подалась в Григориану. Да и, рассуждая рационально, где еще изучать философию и теологию, как не в университете, где создавали эти науки.

Даша владеет пятью языками, включая латынь и древнегреческий. Правда, на ее взгляд, в этом нет ничего особенного - дескать, таких в Григориане полно. Помимо собственной университетской библиотеки она может пользоваться фондами Папского Восточного института и Папского библейского института (он расположен на той же площади делла Пилотта), с которыми Григорианский университет объединен в один консорциум.

Через три года Даша получит "личенцу" - диплом, но оставаться в Италии не собирается. Она уверена, что вернется в Россию и будет преподавать в одном из католических учебных заведений.

Дело в том, что тем, кто мечтает о получении образования того же уровня, что и в Григориане, скоро не придется собирать деньги на поездку в Рим. Как удалось выяснить, сегодня в Риме всерьез подумывают над тем, чтобы сделать существующий в Москве Колледж философии, теологии и истории им. Св. Фомы Аквинского филиалом Григорианского университета.

Кроме того, иезуиты для придания более высокого статуса колледжу готовы даже пойти на шокирующий шаг - открыть в нем военную кафедру. А пока в колледж в срочном порядке привлекаются для чтения лекций лучшие московские профессора по философии. Достоинства классического образования должны быть очевидны...

  


Зал Библиотеки

Библиотека

Библиотека Григорианского университета была основана лично Игнатием Лойолой в 1551 году. В 1872 году библиотека, насчитывавшая к тому времени 42 тыс. томов, была конфискована королем Виктором-Эммануилом II в пользу Национальной римской библиотеки. Свой нынешний вид библиотека приобрела в 1928 году, когда переехала в новое здание Григорианы. Специально для нее была разработана система металлических стеллажей, где на шести этажах могут поместиться 800 тыс. томов. Только в прошлом году библиотека заказала 6000 томов.

Как учатся в Папском университете

Для получения диплома высшей степени Григорианского университета необходимо прослушать двухгодичный курс философии и три года изучать теологию. Многие приходят в университет, уже имея одно высшее образование. Сегодня далеко не все студенты приходят в Григориану с четким намерением стать клириками, но очень многие все же принимают сан в процессе обучения.

Обучение здесь - дело недешевое. Годичный курс в университете стоит около 1500 евро, проживание в одном из колледжей обходится еще в 5000, сюда приплюсуйте стоимость книг, которые студенты оплачивают самостоятельно, а также питание. Выйдет примерно 8-9 тысяч евро в год, включая поездку на каникулы к родителям. Большинство предметов преподаются на итальянском, и лишь некоторые - на английском. Студенты живут в колледжах-общежитиях, разбитых по национальному признаку. В колледжах, в отличие от наших общежитий, студенты полностью освобождены от бытовых сложностей, отнимающих время от учебы. Стирают и убираются монахи или монашки. Порядки строгие: в 22.30 колледж закрывается и даже мирянам не позволяется нарушать заведенные правила. Правда, бутылка вина, распитая на четверых за ужином, здесь вольностью не считается.

Фото с официального сайта Папского григорианского университета www.unigre.it