Реклама на сайте

Наши партнеры:

Ежедневный журнал Портал Credo.Ru Сайт Сергея Григорьянца

Agentura.Ru - Спецслужбы под контролем

© Agentura.Ru, 2000-2013 гг. Пишите нам  Пишите нам

Расследования, которые проводит Конгресс США

  


Бывший мэр Нью-Йорка Рудольф Джулиани выступает перед комиссией.
REUTERS/Jeff Christensen

Национальная Комиссия по Расследованию Террористических Атак на США / The National Commission on Terrorist Attacks Upon the United States проведет свои последние публичные слушания 16-17 июня. Это одно из многих расследований, которые проводит Конгресс США/US Congress, который таким образом контролирует действия исполнительной власти и различных государственных институтов США. 

Первые расследования, которые проводили американские законодатели, были проведены еще до того, как Соединенные Штаты обрели независимость. Любопытно, что одно из первых расследований Конгресса (1799 год) было посвящено публикации в газете Aurora статьи, которую законодатели признали "фальшивой, клеветнической, скандальной и злой, ставящей своей целью оклеветать Сенат США". 

Право высших органов законодательной власти США проводить расследования не зафиксировано в Конституции страны, поэтому в течение многих десятилетий велись дебаты и судебные слушания о границах подобных расследований и правилах их проведения. В результате, в 1957 году Верховный Суд США/Supreme Court постановил, что "право Конгресса проводить расследования является для него "естественным и необходимым для осуществления законодательных функций". В результате, показания комиссиям Конгресса обязаны давать высшие чиновники страны, в том числе президенты США. 

Ныне свидетели, которые дают показания комиссиям Конгресса, например, могут избежать уголовного наказания в обмен за откровенность. Это приводит к юридическому парадоксу, потому что преступнику, который дал чистосердечные показания комиссии Конгресса может быть предоставлен частичный или полный иммунитет от уголовного преследования в обычном суде. Однако здесь в действие вступает принцип, который гласит, что для американского общества, интересы которого представляют законодатели, важнее установить истину, чем наказать преступника. 

Подавляющее большинство подобных расследований не привлекают внимания средств массовой информации и широкой публики, однако некоторые из них оказали значительное влияние на США. 

1792 год. Первое расследование, проведенное американскими законодателями. Конгресс расследовал причины нападения индейцев на войска США, в результате которого было убито около 600 солдат. В рамках расследования было установлено, что частичная вина лежит на чиновниках из Министерства Войн/Department of War (предтеча Министерства Обороны). Однако отчет о результатах расследования никогда не был опубликован из-за того, что он вызвал раздражение влиятельных чиновников. Сам Конгресс не предпринял никаких формальных действий, чтобы воплотить в жизнь рекомендации, содержавшиеся в отчете. 

1861-1865 годы. Первое в истории США расследование, которое совместно провели обе палаты Конгресса - Палата Представителей/House of Representative и Сенат/US Senate. Комиссия исследовала причины ряда громких поражений армий Севера от армий Юга. Целью расследования было определить слабые места в военной политике Севера, однако, в результате, попытка найти истину превратилась в поиск виновных - законодатели больше критиковали неудачливых генералов, чем предлагали решения, которые могли бы помочь избежать подобных промахов в будущем. 

1912-1913 годы. Комиссия Палаты Представителей расследовала ряд грубых нарушений, которые допустили ведущие банки США. В результате, на основе рекомендаций комиссии, США кардинально изменили финансовое законодательство. В 1913 году был создана Центральная Резервная Система США/Central Reserve System, которая поныне выполняет функции государственного банка. Кроме того, в США появилось антимонопольное законодательство и государственные органы, осуществляющие контроль за фондовым рынком. 

1923-1924 годы. Две независимые комиссии Сената США расследовали  первый в истории США "нефтяной" политический скандал. Президент Уоррен Хардинг/Warren Harding доверил надзор за нефтяными резервами, предназначенными для снабжения военно-морского флота, главе Министерства Внутренних Дел Альберту Фоллу/Albert Fall. Фолл обязан был курировать состояние дел в стратегическом нефтехранилище "Типот Дом"/Teapot Dome - поэтому разразившийся в скором времени скандал и получил это название. От Фолла, в частности, зависел выбор поставщиков ВМФ. Нефтяные компании, которые были заинтересованы в государственных заказах, постарались расположить чиновника к себе. Фолл не устоял: расследование установило, что он получил "в подарок" большие суммы наличными, и, кроме того, он сам и его семья смогли получить ряд выгодных кредитов. Комиссии заключили, что контракты, которые заключил Фолл, были незаконными, и Конгресс денонсировал их. Президент Хардинг умер до окончания расследования. Фолл был заключен в тюрьму, закрывавший глаза на деяния Фолла Генеральный Прокурор США был обвинен в соучастии в этом преступлении, но наказания не понес. Взяткодатели были оправданы судом. 

1941-1948 годы. Это расследование считается одним из наиболее продуктивных в истории США. Специальная комиссия Сената, перед которой была поставлена задача проанализировать Национальную Оборонную Программу США, была создана за девять месяцев до нападения японских самолетов на Перл-Харбор и закончила ее через три года, после окончания Второй Мировой войны. Первым руководителем комиссии был будущий президент США Гарри Трумэн/Harry Truman. Комиссия исследовала такие вопросы как мобилизационная структура США, обеспечение стратегически важными материалами, коррупция при предоставлении военных подрядов и т.д. Рекомендации комиссии позволили кардинально перестроить военную машину США. 

1950-1951 годы. Специальная комиссия Сената, известная как "Комитет Кефауэра"/Kefauver Committee, названная по имени руководителя Эстеса Кефауэра, расследовала связи организованной преступности в администрациях штатов. В том числе, комиссия допрашивала известных гангстеров. Это была первая комиссия, заседания которой транслировались по общенациональным телеканалам. 

1953-1954 годы. Вероятно, самая известная комиссия Сената под руководством сенатора Джозефа Маккарти/Joseph McCarthy, расследовала случаи антиамериканской деятельности в высшем руководстве США. Благодаря деятельности комиссии международный политический лексикон обогатился новыми терминами "маккартизм" и "охота на ведьм". Комиссия была образована, после того как Маккарти заявил, что в его распоряжении есть список из 205-ти сотрудников Госдепартамента США/State Department, которые являются членами Коммунистической партии США и предположительно передавали секретную информацию Советскому Союзу. Позднее в "список Маккарти" были добавлены около 3 тыс. сотрудников органов исполнительной и законодательной власти США. Часть из них действительно были или когда-то являлись коммунистами, другие просто симпатизировали левым идеям. Кроме того, в "черный список" попали фашисты, алкоголики и лица, придерживавшиеся нетрадиционной сексуальной ориентации. Многие из лиц, попавших в этот список, лишились работы. Маккарти также обвинял президента США Гарри Трумэна в мягкотелости и преступном либерализме. Любопытно, что анкета самого Маккарти была небезупречна и не полностью соответствовала тем критериям, на основе которых он оценивал людей: Маккарти злоупотреблял алкоголем, а, по некоторым сведениям, испытывал сексуальное влечение к людям своего пола. Позже комиссия Маккарти  проверила содержание публичных библиотек, из которых были изъяты около 30 тыс. наименований книг "коммунистической, про-коммунистической и анти-антикоммунистической направленности". Последней мишенью комиссии стали вооруженные силы США. 

Прямые телетрансляции выступлений Маккарти кардинально изменили его имидж в глазах американцев - его стали считать беспринципным фанатиком, с легкостью подтасовывающим факты. Кроме того, Маккарти "утомил" и коллег-законодателей. После того как Республиканская партия, к которой принадлежал Маккарти, потеряла большинство в Сенате, комиссия сперва обрела нового руководителя, а в скором времени была расформирована.

1973 - 1974 годы. Комиссии Сената и Палаты Представителей расследовали дело "Уотергейт" - вероятно, самый известный политический скандал в американской истории.  В 1972 году, в период подготовки к очередным выборам, выяснилось, что в вашингтонском отеле "Уотергейт"/Watergate, где находился избирательный штаб Демократической партии США, была предпринята попытка установить подслушивающие устройства. Комиссия допрашивала ключевых сотрудников администрации президента США. Тогда один из членов комиссии задал вопрос, который вошел в анналы американского политического фольклора: "Мы хотим понять: что знал обо всем этом президент и, если он знал, то когда узнал?". 

Как выяснилось, "жучки" устанавливали по просьбе пресс-секретаря тогдашнего хозяина Белого Дома - президента Ричарда Никсона/Richard Nixon, члена Республиканской партии. Расследование показало, что, скорее всего, Никсон и несколько его ближайших помощников были в курсе этой истории. Действия президентской команды не были сочтены преступлением, но были признаны серьезнейшим нарушением этических норм. В 1974 году в отношении Никсона в Конгрессе была начата процедура отрешения от власти - импичмента (ему инкриминировалось злоупотребление властью, создание препятствий для осуществления правосудия и неуважение к Конгрессу). Проштрафившиеся помощники президента были вынуждены оставить государственную службу. Никсон ушел в отставку. "Дело "Уотергейт" привело к тому, что в США были приняты новые, более жесткие правила финансирования избирательных кампаний и ряд дополнительных мер, которые должны были помочь избежать подобных скандалов в будущем.

1975-1976 годы. Сенат создал "Комиссию Черча" (названа по имени сенатора Фрэнка Черча), которая была призвана проверить сообщения средств массовой информации о том, что ЦРУ/CIA осуществляло слежку за гражданами США во время Вьетнамской войны (ЦРУ законодательно запрещено проводить операции на территории США). Комиссия предложила 87 рекомендаций, которые должны были улучшить контроль общества за деятельностью спецслужб. Впоследствии, в Сенате был создан особый Комитет по Разведке/Select Committee on Intelligence. 

1986- 1987 годы. Конгресс США провел слушания по скандалу "Иран-Контрас". В 1985 году Совет Национальной безопасности США принял решение продать Ирану оружие. Пикантность ситуации заключалась в следующем: до недавнего времени Иран, где правил шах Реза Пехлеви, был стратегическим союзником США в этом регионе. Однако в стране произошла исламская революция, шаха свергли, а новые правители страны были настроена крайне антиамерикански. Вдобавок, революционные иранские студенты захватили посольство США в Тегеране, взяв в заложники дипломатов и членов их семей (кроме того, близкие к Ирану террористы захватили американских заложников в Ливане). Попытка США освободить заложников военным путем закончилась провалом. Однако США были основным поставщиком оружия для иранской армии, которая в тот момент вела войну с Ираком. Иранцы нуждались в боеприпасах и запчастях для военной техники. Администрация президента Рональда Рейгана/Ronald Reagan решила продать враждебному Ирану оружие, надеясь таким путем способствовать освобождению заложников. Средства, вырученные от этой сделки, было решено направить в Никарагуа, где незадолго до этого был также свергнут проамерикански настроенный диктатор Сомоса, и власть перешла в руки прокубински настроенных революционеров из Фронта имени Сандино. Сомосисты (или "контрас", как их было принято называть) вели партизанскую войну с сандинистами. Администрация США не могла использовать бюджетные средства для поддержки контрас, но "внебюджетные" и нигде не учтенные доходы от сделки с Ираном  (всего около $48 млн.) идеально подходили для этой цели Таким образом было нарушено решение Конгресса, принятое за два года перед этим, запрещавшее любые контакты с Ираном. 

В результате телетрансляции слушаний прославился полковник Оливер Норт/Oliver North, который руководил этой операцией. Ряд высокопосталвенных чиновников были уволены, а Норту и его шефу - советнику Рейгана по национальной безопасности Джону Пойндекстеру/John Poindexter грозило тюремное заключение. Однако позже было принято решение, что они обладают иммунитетом от уголовного преследования, потому что выступали в роли свидетелей. Любопытно, что после этого скандала полковник Норт стал очень популярен (тогда кукла Барби чуть было не получила нового друга "Олли", названого в честь красавца - полковника), а позже сделал довольно успешную карьеру политического комментатора.

1995-1999 годы. Комиссия Палаты Представителей Конгресса США провела серию расследований различных эпизодов биографии президента Билла Клинтона/Bill Clinton. В частности, расследовалось дело компании Whitewater, которая занималась девелопментом и строительством. В 1978 году, когда Клинтон был еще генеральным прокурором штата Арканзас (позднее он стал губернатором этого штата), он вложил свои деньги в фирму Whitewater. Через какое-то время фирма разорилась, а ее вкладчики потеряли более $45 млн. Сам Клинтон уверял, что его личные потери составили почти $70 тыс. Однако сложность ситуации заключалась в следующем: как прокурор штата и позже губернатор, он по роду службы обязан был курировать деятельность компаний, занимавшихся подобной деятельностью. Более того, его супруга Хиллари Клинтон работала адвокатом в юридической фирме, которая обслуживала компанию Whitewater. Расследование продолжалось много лет, но пришло к выводу, что чета Клинтонов не получила материальной выгоды. Позже комиссия изучала причины странного увольнения нескольких сотрудников Белого Дома (их подозревали в коррупции), странный запрос, поступивший из администрации США в ФБР/FBI, в котором содержалась просьба предоставить досье на бывших членов администрации США, принадлежавших к Республиканской партии (сам Клинтон и его администрация были демократами), а также вопросы финансирования избирательной кампании Демократической партии. Венцом работы комиссии стало дело практикантки Белого Дома Моники Левински, которая призналась в сексуальной связи с президентом. За ложь под присягой Билл Клинтон был подвергнут процедуре импичмента, но остался у власти. 

Источник: 

Смотри также на "Агентуре":