Реклама на сайте

Наши партнеры:

Ежедневный журнал Портал Credo.Ru Сайт Сергея Григорьянца

Agentura.Ru - Спецслужбы под контролем

© Agentura.Ru, 2000-2013 гг. Пишите нам  Пишите нам

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ РАЗВЕДКИ

Выступление на Исторических чтениях на Лубянке

Кирпиченко В. А.

В течение последних десяти лет Служба внешней разведки активно занимается изучением своей истории и ее осмыслением. В этом участвуют и оперативные подразделения разведки, и научные учреждения. Большая работа по изучению этапов становления российской и советской внешней разведки проведена Академией внешней разведки (в прошлом - Краснознаменный институт имени Ю. В. Андропова). В 1992 году СВР начала открытое издание "Очерков истории российской внешней разведки" в шести томах, основанное на документальных данных. Написание очерков затрудняется несовершенством наших архивов, которые в течение долгого времени велись небрежно, а многие важные факты истории в архивах вообще не отражены.

Установить точно время, когда в России начали осуществляться разведывательные операции с целью получения политической и военной информации, конечно, невозможно. Разведка в ее первоначальном примитивном виде велась практически всегда. Но до 1917 года ни политическая, ни военная разведки не обрели в стране сколько-нибудь стройной и централизованной системы. Правда, в периоды, .предшествующие войнам, создавались небольшие структуры для ведения военно-политической разведки, но когда опасность миновала, эти структуры прекращали существование. Показательным в этом отношении является создание военным министром России Барклаем де Толли "Особенной канцелярии" накануне войны 1812 года. И хотя эта структура насчитывала всего чуть более десятка человек, военные агенты провели в Европе, особенно во Франции, большую и полезную работу. Что же касается внешней политической разведки, то таких специальных структур Россия не имела. Внешнеполитическими разведывательными операциями занималось и окружение царя, и отдельные министры, и губернаторы, и командующие военными округами, особенно приграничными.

Основным же учреждением, которое занималось внешнеполитической разведкой, было Министерство иностранных дел России, в практической деятельности которого до середины ХIХ века преобладали разведывательные формы. В первую очередь эту работу вели сами послы Российской империи. Послы подкупали видных политических деятелей за рубежом, давали взятки, подносили дорогостоящие подарки, занимались компрометацией враждебных России государственных деятелей, добиваясь в отдельных случаях даже их физического уничтожения. В этом отношении достаточно красноречивым примером является поучение дипломатов министром иностранных дел времен Екатерины II графом Никитой Ивановичем Паниным: "Сотрудник Иностранной коллегии должен уметь вербовать открытых сторонников и тайных осведомителей, осуществлять подкуп официальных лиц и второстепенных чиновников, писать лаконично и четко свои шифрованные и открытые донесения на Родину не по заранее установленной форме, а исходя из соображений целесообразности".

Российские дипломаты, военные агенты и другие лица, которым вменялось в обязанность заниматься разведывательными операциями, не имели какой-либо специальной подготовки. Работа эта не планировалась, отчетов о проведенных мероприятиях не составлялось, учебных пособий не было, равно как и соответствующих учебных заведений, поэтому говорить о профессионализме разведчиков в Российской империи не приходится. В то же время при изучении истории поражает дальновидность, смелость и самоотверженность отдельных российских патриотов, которые занимались разведывательной деятельностью.

После Октябрьской революции была создана ВЧК, которая наряду с прочими направлениями деятельности занималась и ведением внешнеполитической разведки, а в рамках военного ведомства было создано самостоятельное разведывательное управление. Как самостоятельное подразделение, советская внешняя разведка ведет свою историю с декабря 1920 года, когда был создан Иностранный отдел ВЧК. Полтора десятилетия занял этап ее становления, и изначально разведчикам приходилось решать важнейшие задачи, связанные с обеспечением государственной безопасности, вести сбор политической, экономической, научно-технической информации. Одной из главнейших задач внешней разведки ВЧК стало проникновение в белоэмигрантские военно-политические организации. Результаты деятельности ИНО ВЧК на этом направлении всем известны. Использовались обе формы разведывательной деятельности - легальная и нелегальная. В нелегальную разведку пришли люди, имевшие опыт подпольной революционной работы, и на первом этапе данная форма явно преобладала.

Следующий период деятельности внешней разведки - известная переориентация разведывательных задач в связи с приходом Гитлера к власти. Если ранее разведка добывала военно-политическую информацию по Англии, Франции и Японии, то отныне все большее внимание уделялось добыче информации по Германии. В период с 1933 по 1941 годы получили дальнейшее развитие все ранее упоминавшиеся направления деятельности разведки, однако к ним прибавилась еще задача по разработке троцкистских организаций. Наибольших успехов советская разведка добилась в деле разложения враждебных зарубежных военных формирований. После похищения ею руководителей РОВС - генералов Кутепова, а затем Миллера, подобные организации значительно ослабли или вовсе прекратили существование.

Разведка своевременно осознала опасность нацизма и систематически направляла в Центр информацию о подготовке Германии к войне. В этот же период заметно увеличилось количество агентуры, работавшей на идейно-политической основе, немаловажную роль в этом играла совместная антифашистская борьба. Ценные источники находились в Германии ("Красная капелла"), Великобритании ("Кембриджская пятерка"), США, Франции, Италии, Японии и других странах нашего первоочередного интереса. Центр стал уделять больше внимания плановости и отчетности в работе. В 1937 году было, наконец, создано первое учебное заведение для подготовки разведчиков -Школа особого назначения с 30 слушателями.

В 1937 - 1938 годах разведка, как и вся страна, пережила трагический период своей истории. Практически весь руководящий состав был репрессирован, из "легальных" и нелегальных резидентур отозвали большинство разведчиков. В результате чего к началу войны позиции внешней разведки оказались чрезвычайно ослабленными.

Один из сложных вопросов этого периода истории: все ли сделала разведка для предупреждения руководства СССР о надвигающейся войне? Сейчас с уверенностью можно сказать, что хотя разведка была и ослаблена, - в ней не было информационно-аналитического подразделения и она не всегда умела выявлять дезинформационные сведения, разведчики свой долг выполнили. В Москву были направлены тысячи информационных сообщений о подготовке Гитлера к войне против Советского Союза. Отметим, что аналогичную информацию направляли военные разведчики, разведка пограничных округов и посольства. Трагедия 1941 года заключается в том, что Сталин и другие руководители подвергали сомнению данные разведывательной и дипломатической служб о близком начале войны. Сталин верил, что посредством соглашения с Гитлером ему удастся оттянуть войну на год - полтора. К тому же данные разведки очень часто специально препарировались руководством НКГБ с учетом этого мнения вождя.

Важный этап в деятельности советской внешней разведки приходится на Великую Отечественную войну. На базе разведывательного управления НКВД было создано Четвертое управление, в которое вошло около половины кадрового состава разведки. Сотрудники управления действовали на оккупированной территории как самостоятельными группами, так и в составе партизанских отрядов. Они добывали разведывательную информацию о планах гитлеровского командования, проникали в немецкие разведцентры, уничтожали живую силу и технику противника, а также ликвидировали предателей.

На протяжении войны резидентуры разведки провели громадную по объему работу, лишь основными направлениями которой являлось получение информации: о планах гитлеровского командования на Восточном фронте; с целью изучения внешней политики ведущих государств по отношению к Германии и Советскому Союзу; о планах союзников в отношении открытия второго фронта; о позиции Японии и возможности открытия ею военных действий на Дальнем Востоке; об отношении союзников к попыткам Германии заключить сепаратный мир; разведывательном обеспечении международных конференций в Тегеране, Ялте и Потсдаме; прогнозировании проблем послевоенного переустройства мира, а также добывание научно-технической информации военного характера, в первую очередь секретов атомного оружия.

Последний этап развития советской внешнеполитической разведки связан с продолжительным по времени периодом "холодной войны" (1945 - 1991 годы.). Отечественная разведка росла численно, в ее ряды приходили высокообразованные сотрудники, создавались информационно-аналитические службы, учебные и научные подразделения, расширялась география и, в конце концов, деятельность советской разведки приняла глобальный характер. Главными противниками считались США, затем страны НАТО, а впоследствии и Китай. К традиционным направлениям разведывательной деятельности прибавились и новые функции - оказание помощи национально-освободительным движениям, сотрудничество со спецслужбами дружественных Советскому Союзу государств.

В конце 1991 года при расформировании Комитета государственной безопасности разведка была выделена в самостоятельное учреждение - Службу внешней разведки. Служба была департизирована, произошло сокращение ее штатного и численного состава, закрыты резидентуры в ряде небольших государств, где ведение разведки уже не вызывалось необходимостью и просто не было финансовых средств. Вместо понятий "главный противник" и "потенциальный противник" в разведке утвердились географические и функциональные направления деятельности. В 1992 году был принят - впервые в нашей стране - парламентский закон "О внешней разведке", где четко обозначено, чем должна заниматься разведка, и что ей запрещено делать. Теперь разведка России уже никому не передает денег, оружия и не поддерживает никаких оппозиционных групп в иностранных государствах. По существу, разведка лишь получает необходимую нашему государству информацию от источников, давших добровольное согласие на сотрудничество.

Дискуссионен вопрос, насколько ослабли наши органы государственной безопасности в результате ликвидации КГБ и насколько целесообразно было образование нескольких самостоятельных спецслужб. От выделения в самостоятельную службу разведка выиграла, получив много преимуществ, несмотря на некоторые сложности в поддержании регулярных контактов с различными звеньями безопасности. В настоящее время руководство СВР может принимать быстрые решения по оперативным и кадровым вопросам, поскольку ликвидированы все вышестоящие структуры, и впервые за весь период своего существования имеет возможность докладывать свою информацию непосредственно первым лицам в государстве.